Случай испытать в бою тактический приём, придуманный Джоном Тачем для противостояния гораздо более совершенным японским истребителям, предоставился ему лишь 7 месяцев спустя, 4 июня 1942 г. в ходе сражения при Мидуэе. Ниже приводится рапорт командира 3-й истребительной эскадрильи авианосца «Йорктаун» об этом бое, написанный вечером того же дня. Обычно подобные рапорты писались на стандартном бланке, отпечатанном типографским способом, но в данном случае готовых бланков, видимо, не оказалось, и их пришлось делать на пишущей машинке.
СЕКРЕТНО
САМОЛЁТ США — БОЕСТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОТИВНИКОМ
ИНСТРУКЦИИ
(а) ЗАПОЛНЯЕТСЯ КОМАНДИРОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НЕМЕДЛЕННО ПОСЛЕ ПОСАДКИ ПОСЛЕ КАЖДОГО ВЫЛЕТА ИЛИ ОПЕРАЦИИ В ХОДЕ КОТОРЫХ ПРОИЗОШЛО БОЕСТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОТИВНИКОМ.
(б) НЕ ВНОСИТЕ В РАПОРТ «ЛИПОВЫЕ» СВЕДЕНИЯ – ЕСЛИ КАКИЕ-ТО ДАННЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ С ДОСТАТОЧНОЙ ТОЧНОСТЬЮ, ПОСТАВЬТЕ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ ПРОЧЕРКИ ИЛИ ОСТАВЬТЕ ИХ ПУСТЫМИ.
1. ДАТА: 4 Июня 1942 ШИРОТА: 30-00 СШ ДОЛГОТА: 179-00 ВД ВРЕМЯ: 12.20 ПОЯС: Плюс 10
2. ПОГОДА: Крупные рассеянные облака на высоте 450-600 м. Видимость отличная.
3. ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: 3-я истребительная эскадрилья ТИП САМОЛЁТА: F4F-4
4. ТИП ОПЕРАЦИИ: Эскорт из шести самолётов в поддержку атаки торпедоносцами и пикирующими бомбардировщиками трёх (3) японских авианосцев.
5. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: Самолёты противника, угрожающие нашей авиагруппе.
6. ЗАДЕЙСТВОВАННЫЕ СИЛЫ: (включая модели и опознавательные знаки) Наши силы: Шесть (6) Модель F4F-4 Силы противника: Двадцать (20) истребителей Модель "00". Светло-песочного цвета, стандартные знаки.
7. СПОСОБ АТАКИ (Своей | Противника) (Ненужное зачеркнуть) Обычно японцы атаковали сверху-сзади на достаточно высокой скорости и выходили из атаки путём вертикального набора высоты до разрыва контакта.
8. ТАКТИКА ПРОТИВНИКА: В первую очередь японские истребители значительно превосходящими силами атаковали наш эскорт в попытке связать нас боем, в то время как более мелкие подразделения атаковали наши торпедоносцы и пикировщики. Атаки выполнялись одиночными самолётами в быстрой последовательности.
9. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ БОЕСТОЛКНОВЕНИЯ (Включая высоты и дальности контактов, высоты и направления сброса и отхода.) Сразу после прибытия в район соединения противника семь японских патрульных групп общей численностью в 20 истребителей атаковали наш эскорт из шести самолётов на высоте 1400 м. Торпедоносцы укрылись в облаке по левому борту лидирующего авианосца, после чего разошлись для торпедной атаки. 2 наших истребителя, осуществлявшие непосредственное прикрытие, отделились и получили серьёзные повреждения от истребителей противника. Один из оставшейся четвёрки был сбит в самом начале. Три остальных истребителя продолжали бой с противником над вражеским флотом в течении 15 минут.
10. ЗАДЕЙСТВОВАННОЕ ВООРУЖЕНИЕ, Наши силы: Шесть (6) калибра 12,7-мм Силы противника: Две (2) пушки и от 2 до 4 7,7-мм пулемётов.
11. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАНЁВРЫ УКЛОНЕНИЯ: Дивизион из 4 самолётов сохранял строй и действовал как единая команда. При атаке истребителей противника делался крутой вираж и когда противник следовал за ним, делался обратный вираж с попыткой сбить противника на выходе.
12. РАСХОД БОЕПРИПАСОВ (включая типы и установки взрывателей. Указать количество осечек.) Лидер израсходовал около 1200 патронов, остальные в среднем по 1000 патронов калибра 12,7-мм.
13. РЕЗУЛЬТАТЫ (Уверенно): Сбито шесть (6) японских истребителей Модель "00".
13а. РЕЗУЛЬТАТЫ (Вероятно): Вероятно сбито семь (7) японских истребителей Модель "00".
14. ПОВРЕЖДЕНИЯ СВОИХ САМОЛЁТОВ: Один (1) F4F-4 сбит. Три (3) F4F повреждено до неремонтопригодного состояния. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БРОНИ И ПРОТЕКТИРОВАНИЯ БАКОВ: Крайне эффективно
15. ПРИ АТАКЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ---
16. ЗАМЕЧАНИЯ (При необходимости используйте дополнительный лист. Если возможно, нарисуйте примерную схему.)
Шесть (6) самолётов F4F-4 не способны помешать 20 или 30 японским истребителям сбивать наши тихоходные торпедоносцы. Вообще удивительно, что хоть кто-то из наших пилотов смог вернуться живым. Все успехи, которых пилоты наших истребителей смогли добиться в бою с японскими истребителями "Зеро" были достигнуты не благодаря характеристикам машин, на которых мы летаем, а в результате сравнительно низкой точности стрельбы японцев, тупых ошибок, допущенных несколькими их пилотами, а также благодаря превосходящей точности стрельбы и командной работе части наших пилотов. Единственным способом поймать истребитель "Зеро" в прицел было заманивание их в выход из виража напротив F4F или расстрел их в тот момент, когда они были слишком заняты стрельбой по одной из наших машин. Самолёты F4F плачевно уступают в скороподъёмности, манёвренности и скорости. Автору приходилось летать на модели F4F, ещё не имевшей бронезащиты и протектированных бензобаков. Удаление этих жизненно важных средств защиты не способно повысить характеристики F4F настолько, чтобы хотя бы приблизиться к характерстикам истребителя "Зеро". Указанные серьёзные недостатки не только мешают нашим истребителям должным образом выполнять боевые задания, но и оказывают явное и вызывающее беспокойство воздействие на моральное состояние пилотов наших палубных истребителей. Если мы предполагаем сохранить наши авианосцы наплаву, то мы должны предоставить истребитель, превосходящий японский "Зеро" если не по манёвренности, то, как минимум, по скороподъёмности и скорости.
/ПОДПИСЬ/
Дж. С. Тач. Кап. 3-р. ВМС США