Из двух величайших научных загадок всех времен на первом месте стоит вопрос о происхождении нашей вселенной, на втором же вопрос об истоках сознания. Удивительно но факт, что внутри нашей черепной коробки находится самое сложное творение из всех, которые только создала мать-природа. До ближайшей звезды, на одной из планет которой не исключена разумная жизнь минимум 30 000 000 000 000 километров, а мозг - этот загадочный орган, который при энергопотреблении в 20-30 ватт способен выполнять ряд задач и лучше любого суперкомпьютера - здесь. Изучай - не хочу.
Но как понимание принципов работы мозга поможет улучшить наши с вами умственные способности? При взгляде на мозг, точнее, на взаимное расположение его частей, никакой логики не прослеживается. К примеру, за зрение отвечает затылочная доля. Есть ли в этом какой-либо смысл или такая конструкция не более, чем нагромождение эволюционных костылей?
Вспомним как шла эволюция мозга:
1) Мозжечок, который отвечает за равновесие, пространственные ощущения и инстинкт размножения - самая древняя его часть. И досталось она нам за счет пресмыкающихся. Именно таким мозгом современные пресмыкающиеся и обладают.
2) Лобная доля мозга - ничто иное, как так называемые обезьяньи мозги или мозги млекопитающих. Этой доле человек обязан наличием эмоций, мышлением и социальным поведением.
3) Наконец, есть часть мозга, имеющаяся только у человека. Так называемая префронтальная кора, которая отвечает за умственные способности.
Поэтому ответом на вопрос "Где находится наше Я?" будет пространство сразу за лобной костью именно там находится то, что делает человека человеком.
Митио Каку - американский ученый японского происхождения, придумал теорию, которая призвана объяснить феномен сознания, исходя из имеющихся фактов. Научных статей на эту тему написано уже больше двадцати тысяч, а единой теории до сих пор нет. Случай уникальный - армия ученых трудится столько времени не жалея сил, а результата ноль.
Митио Каку же подошел к этой проблеме как физик. Физики при изучении неизвестного явления строят его статистическую модель, после чего и исследуют поведение этой модели в динамике. Именно таким образом Ньютон разработал свою теорию гравитации, Эйнштейн теорию относительности, ну а Каку попытался применить тот же метод при исследовании эволюции человеческого мозга. Иными словами у него есть теория сознания, как результатов процесса эволюции и заключается она в том, что сознание - совокупность обратных связей, необходимых для динамической корректировки статистического состояния объекта по отношении к его окружению. В частности, к другим организмам.
Попробуйте представить себе сознание термометра, да-да в рамках его теории даже обычный термостат обладает сознанием, на вход которого подается один параметр - температура окружающей среды для цветка. А таких параметров в окружающей среде где-то примерно 10 - это ряд погодных условий, вроде температуры и влажности, а также направление и сила притяжения.
Таким образом, мы с вами подошли к мозгу пресмыкающихся, который в его терминологии обладает сознанием первого уровня. Они прекрасно ориентируются в пространстве, что объясняется необходимостью хватать добычу в прыжке, далее идет второй уровень сознания, так называемый обезьяньий. На этом уровне возникают эмоции и социальная зрелость, формирующие их место в социуме.
Последний же уровень, третий, представляет собой человеческое сознание. Люди умеют делать прогнозы, на что животные не способны. Животные не могут спланировать свои будущие действия, они живут исключительно сегодняшним днем и не в состоянии представить себе завтра как бы ни старались.
Для людей же планировать что-то наперёд в порядке вещей и в разрезе эволюции мозга от пресмыкающихся до обезьяны, а далее до человека с его префронтальной корой, понимаешь, что наше сознание - ничто иное как осознание того, где мы находимся и кем являемся, а также способность сопереживать и смотреть в будущее.
Если Вам понравилась статья поставьте лайк и подпишитесь на канал НАУЧПОП . Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!