Когда речь заходит об эффективности работы службы снабжения/закупок в торговых и производственных компаниях, стоит обратить внимание на такой показатель работы, как наценка.
Наценка - сумма, прибавляемая к первоначальной стоимости продукции, при ее реализации. Это добавочная цена на продукт.
Наценка обеспечивает покрытие издержек компании и получения прибыли. Выше наценка - выше доход. Закупщик, кстати, может прямым образом влиять на наценку.
Суть проста: покупаем дешевле, и, как результат, повышается показатель наценки. Но постоянно покупать товар дешевле – не лучший вариант. С этим надо быть очень осторожными. Думаю, не надо объяснять почему. Наценка определяется в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров.
Конъюнктура рынка - это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времен. Характеризуется уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса.
В закупках постоянно необходимо держать в голове следующие факторы:
- Цена
- Качество
- Соответствие требованиям организации.
В первую очередь необходимо обращать внимание на качество товара, по причине того, что некачественный товар реализовать невозможно - тут все просто и понятно.
Говоря о наценке, нельзя не сказать о себестоимости. У организации она складывается из прямых и косвенных расходов.
К косвенным расходам относятся: аренда помещения, заработная плата сотрудников с отчислениями, коммунальные услуги. В случае с косвенными расходами необходимо давать себе отчет и не экономить, просто обрезая, а искать способы снижения затрат на данные статьи расхода.
К прямым расходам относятся расходы на сырье/товар. Данные расходы нужно снижать объективно.
Каким образом снабженец может влиять на цену товара?
На самом деле, все не так уж сложно:
1. Постоянный процесс мониторинга рынка производителей и поставщиков, с целью выявления новых, более выгодных, предложений товара на рынке.
2. Анализ входящих коммерческих предложений от новых потенциальных поставщиков на предмет перспективы взаимовыгодного сотрудничества.
3. Отслеживать сезонные колебания цен, анализировать и учитывать это при закупках.
4. Быть постоянно в диалоге с действующими поставщиками для поддержания партнерских отношений, которые помогают нам получать более выгодные условия с течением времени, и, что не менее важно, обеспечивают выполнение поставщиком обязательств и действующих договоренностей.
5. Ведение и регулярное обновление базы альтернативных поставщиков, что помогает нам снижать риск срыва поставок.
6. Регулярный сбор обратной связи от коллег и подразделений по вопросу качества входящего товара/сырья, и оперативное принятие решений в случае несоответствия поставки товара установленным требованиям.