Найти в Дзене

Первое одомашнивание лошади и новые загадки праиндоевропейского языка.

Оглавление

Первое одомашнивание лошади. Ботайская или ямная культура? Новые загадки праиндоевропейского языка.

Наука с использованием исследований ДНК, настолько быстро развивается, что новые открытия порой преподносят сюрпризы сторонникам устоявшихся научных взглядов и гипотез. Из-за чего в научном мире разгораются нешуточные споры. В нескольких статьях последнего времени, затрагиваются вопросы одомашнивания лошадей и истоки праиндоевропейского языка. Хотя никто не спорит о важности одомашнивания лошадей в жизни людей, всё же вопросы, кто и где впервые их приручил и одомашнил, остаются открытыми. За последнее время было много развенчано мифов и загадок, связанных с лошадьми. В том числе было доказано, что лошадь Пржевальского не является диким предком первых одомашненных лошадей, а наоборот, одичавшим их потомком. Тем самым заставив переписывать школьные учебники. Также в январе этого года была опубликована работа, в которой учёные обнаружили у лошадей все 5 пальцев, хоть и видоизменённых в копыта. Но насчёт первого одомашнивания, основная гипотеза предполагала, что первые люди, оседлавшие лошадей и использовавшие их как гужевой транспорт, были представителями ямной культуры. Которые уже в качестве скотоводов вышли и выехали из Причерноморско — Каспийской степи далеко за пределы первоначального места обитания, распространяя среди других народов не только гены, но и культуру. И во многом это произошло благодаря использованию лошадей.

Однако новые исследования ДНК, предполагают, что пальма первенства в одомашнивании лошадей принадлежит представителям ботайской культуры. Это археологическая культура медного века, северной части современного Казахстана, существовавшая 5100—5700 лет назад. Именно в пределах распространения этой культуры были обнаружены самые ранние признаки одомашнивания лошадей, такие как следы молока на глиняной посуде, кости по форме отличающиеся от диких лошадей и самое главное, зубы лошадей со следами от сбруи, с характерным износом от верховой езды. Эти находки были на 1000 и более лет старше подобных находок из Венгрии, России, Испании и некоторых мест Восточной Европы.

-2

Хоть находки были сделаны около 10 лет назад, многие исследователи считали, что представители ботайской культуры не могли изобрести коневодство, только по той причине, что они продолжали заниматься охотой и собирательством даже после того, как соседние с ними культуры вовсю начали заниматься скотоводством и земледелием. И коневодству они научились от представителей ямной культуры, которые уже на тот момент пасли овец и коз. Как известно, представители этой культуры широко распространились на запад и восток, «не забыв при этом поделиться» своими генами с жителями Европы и Азии. А многие исследователи считают их также распространителями праиндоевропейского языка.

Однако по новым данным исследований ДНК, не было обнаружено следов смешиваний представителей ботайской и ямной культур. А это может указывать на то, что люди ботайской культуры, могли самостоятельно одомашнить лошадей. «Или археологи откопали каких-то « неправильных » ботайцев.» (шутка)

Но эти выводы также сочетаются и с другими исследованиями, но уже зооархеологов, в результате которых выяснилось, что лошади ботайской культуры не связаны с современными. Зато их "лошадки" оказались предками лошади Пржевальского. Что может означать независимое одомашнивание, но нераспространение, в отличие от ямной культуры. А ритуальные погребения лошадей ботайцев схожи с подобными практиками других азиатских культур, что говорит не о такой уж изолированности их представителей.

При этом никто не ставит под сомнение инновационность применения лошадей в повседневной жизни ямной культуры, чего увы не смогли сделать ботайцы.

Также анализы ДНК сделали историю расселения людей ещё более запутанной. Учёные выяснили, что представители ямной культуры внесли незначительное количество генов в Центральную и Южную Азию, а до Анатолии и вовсе не донесли. Хотя раньше признаком распространения ямной культуры считали следы западно-евразийских генов в азиатских популяциях. И тут не обошлось без сюрпризов. Выяснилось, что западно-евразийские гены в азиатов добавили, довольно продвинутые в культурном плане, представители древнего поселения Намазга-Тепе из современной Туркмении, ещё до того, как представители ямной культуры отправились в путь.

-3

А отсутствие генов из ямной культуры у анатолийцев из современной Турции и данные об использовании жителями Анатолии хеттского языка, древнейшей ветви индоевропейского, ставит под сомнение монопольное распространение праиндоевропейского языка представителями ямной культуры. Возможно, что кто-то другой распространил праиндоевропейский язык и в ямной культуре, и в Центральной и Южной Азии. Но велика вероятность и того, что учёным нужно пересмотреть историю хеттского языка и мозаика сложится. Потому как в пользу распространения праиндоевропейского языка ямной культурой, говорит очень много других свидетельств. Или необходимо расширить поиски носителей языка за пределы степи. Может, где-то притаилась культура доселе неведомая научному миру.

Данные этих исследований вызывают много споров и что мало материала и тому подобное. Но это чертовски увлекательно, даже наблюдать за исследованиями.

В общем, археологам ещё копать и копать, а генетикам исследовать ДНК и сравнивать, проверять, и ещё раз сравнивать!

Рекомендации:

Генетические различия жителей Пиренейского полуострова и Центральной Европы

Индоевропейцы и население Южной Азии

Сунгирь, древние находки в России и ДНК

Одомашнивание животных и растений

Наука
7 млн интересуются