Найти тему
Шакко: об искусстве

Чем круты «Авиньонские девицы» Пикассо?

Картина 1907 года, первоначально называвшаяся "Философский бордель", перевернула мировое искусство. Как это получилось?

Пикассо. "Авиньонские девицы", 1907
Пикассо. "Авиньонские девицы", 1907

Когда Пикассо выставил эту картину в Париже, она произвела колоссальный скандал. И дело не только в том, что на ней изображены обнаженными проститутки с Авиньонской улицы в Барселоне. Но и в том, насколько новый и необычный изобразительный язык Пикассо использовал.

А ведь годом-двумя ранее Пикассо писал совсем по-другому, пока длился его "розовый период" -- более гармонично и реалистично.

Пикассо. "Мальчик с трубкой". 1905
Пикассо. "Мальчик с трубкой". 1905

Однако эта стилистика не удовлетворяла Пикассо. Художественная жизнь Парижа кипела, и ему хотелось занять в ней видное место, совершить какое-нибудь открытие. Кстати, напоминаю: от реализма и натуроподобия к этому времени все передовые мастера уже давно отказались, экспериментируя всеми возможными способами.

Главным хитом предыдущего, 1906 года, было полотно "Радость жизни" 37-летнего Матисса.

Матисс. "Радость жизни". 1096
Матисс. "Радость жизни". 1096

25-летний Пикассо был наглее и свободней в своих экспериментах. Насмотревшись африканских масок из резного дерева, которые как раз вошли в моду в этот период, а также на другое примитивное и древнее (например, дохристианских племен Испании), он придумал новое: как упростить живопись до невероятия.

Оказалось, что чем минималистичнее произведение искусства, тем оно "страшнее", эффектнее.

Африканская маска фанг
Африканская маска фанг

И что искусству не обязательно быть реалистичным, чтобы вызывать эмоции. Это знал еще Эль Греко, которого Пикассо любил и внимательно изучал.

Эль Греко. Видение Иоанна Богослова. 1608-14
Эль Греко. Видение Иоанна Богослова. 1608-14

Соединив все эти идеи, интуитивные ощущения, Пикассо и написал "Авиньонских девиц". А упрощения формы, человеческих фигур, то, как он превратил части тела в геометрические тела - оказалось еще одним открытием. И другие французские мастера до него подходили к изобретению кубизма, но все как-то не удавалось поймать мысль.

-6

А Пикассо удалось. У него начался новый период творчества, который так и называется -- кубистический. То есть "Авиньонские девицы", так напугавшие почтенную публику -- это такой первый шаг, формулирование теоремы того стилистического направления, которое будет чрезвычайно важным для всего искусства ХХ века, для огромного количества художников, а потом и дизайнеров и архитекторов.

***
Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.