В первый день мая одной из топовых, на наш взгляд, новостей стала публикация во влиятельном и все еще уважаемом американском издании National Interest весьма примечательной статьи. Авторы этой статьи назвали главного врага США, и, если кто-то поспешил отмахнуться со словами «все ясно - это Россия», то он ошибся. Не Россия. Не Китай. Не Иран. И даже не КНДР. Речь идет не о какой-либо стране, и даже не каком-либо диктаторе, и даже не о некоей разновидности оружия массового поражения (хотя, с учетом разгорающегося бурного скандала между Ираном и Израилем такого вполне можно было бы ожидать). Речь идет совсем о другом.
Далее лучше всего привести цитату из сей примечательной статьи. «США неминуемо приближаются к техническому дефолту, на данный момент размер госдолга составляет около 1,6% ВВП или 9,4% всего федерального бюджета (данные Управления Конгресса по бюджету). За четыре года при самых благоприятных обстоятельствах эти показатели достигнут уровней 2,7% и 16% соответственно. При реализации пессимистического сценария объем госдолга будет равен 20% от федерального дохода, что приведет к тому, что граждане страны будут отдавать в счет долга каждый пятый доллар».
Ок. Уяснили. Идем дальше. Авторы публикации считают, что существует лишь один способ сохранить социальные расходы – игнорировать бюджетный дефицит и госдолг. Тогда при сохранении военных и социальных расходов за пять лет «дыра» в казне увеличится еще на 30%, а за десять лет – на 81%. Перспектива, как говорится, сияющая и переливающаяся всем спектром радуги. Правда, нам, как гражданам страны, не эмитирующей мировую резервную валюту, сложно понять, почему именно предложенный способ рассматривается как единственный. Но тут, по-видимому, сказывается различие в восприятии по принципу «у кого щи без мяса, а у кого жемчуг мелкий».
Но вот и следующий пункт - он открывает возможности для безбрежных фантазий и предположений. Американские финансовые власти, вероятнее всего, воспользуются возможностью реструктуризации долга. Для этого США обратятся к основным держателям американских казначейских облигаций – Китаю и Японии – с просьбой предоставить дешевый кредит.
Очень интересно. Япония, как известно, страна с ограниченным суверенитетом, так уж повелось со времен окончания Второй Мировой войны. Китай - страна с не ограниченным суверенитетом, но большой заинтересованностью в сохранении своих исключительных торговых позиций с США (см. заявления Дональда Трампа о торговом дисбалансе между Поднебесной и США). Так что авторы правы: теоретически получение такого дешевого кредита и со стороны Японии, и со стороны Китая возможно. Но!
За «но» предлагаем обратиться к истории десятилетней давности... Да, уже десять лет прошло с тех пор, как в США к своему, как выяснилось, неминуемому краху приближался пятый на тот момент по величине активов банк Lehman Brothers. Наверное, многие знают эту печальную, но поучительную историю. Но не факт, что многие помнят, кто в конечном счете уложил Lehman в гроб. А это были не ФРС США, не Казначейство США, не Комиссия по ценным бумагам США и даже не американская корпорация по страхованию депозитов, которая вообще не имела никакого касательства к Lehman. Это был британский банк Barclays, до последней минуты выражавший готовность приобрести «хорошую часть» активов Lehman. И даже, если честно, не столько сам Barclays, сколько его регулятор в лице Банка Англии. Поддерживаемый прежним правительством Великобритании национальный регулятор, можно сказать, лег несдвигаемым камнем на пути этой сделки, ссылаясь на то, что Barclays и сам «не без водолаза», то есть не без изрядной доли проблемных активов в балансе. «Повесь» на его баланс Lehman, и Barclays можно будет хоронить со всеми почестями или без таковых.
В своей беседе, проистекавшей в последние минуты жизни Lehman, глава Банка Англии сказал своему американскому собеседнику Генри Полсону главе Казначейства США в те годы следующее: «мы не будем импортировать вашу раковую опухоль». Ближайший союзник отказал тогда США в помощи! Потому, что союзничество - союзничеством, дружба - дружбой, общие ценности — общими ценностями, но, когда речь заходит о сотнях миллиардов долларов, которые одна из сторон должна найти, а другая потерять, не до нежностей и взаимопонимания. Тут, как говорили в средние века, каждый за себя, Бог за всех.
Поэтому, повторимся, предположение, конечно, интересное. Но, во-первых, будем смотреть, насколько реализуемым оно является. А во-вторых, что греха таить, само обращение к Японии и Китаю с подобной просьбой - сильнейший удар по имиджу США. По причине простой и понятной - это госдолг! Это не долг даже государственной корпорации, как в своей время было с Fannie Mae и Freddy Mac. Это стало бы наглядным доказательством того, что США со своими долговыми обязательствами не справляются. А далее резонно возник бы вопрос - а могут ли они справляться с целым миром, если не справляются с собственным долгом?