Иосиф Виссарионович Сталин всегда ассоциировался с жесткостью и непоколебимостью. Однако и в его судьбе была такая любовь, которую он пронес через всю жизнь и не забывал до конца своих дней. Речь идет о первой жене Сталина (тогда еще Джугашвили), Екатерине Сванидзе.
С будущей супругой Иосиф познакомился в мае 1906 года. Тогда его пригласил в гости друг по семинарии Алексей Сванидзе, сказав, что младшая сестра Екатерина (Като) очень хотела познакомиться с достаточно известным в определенных кругах пламенным революционером Сосо (так в то время друзья и близкие величали Иосифа). Когда Иосиф Джугашвили пришел в дом товарища, он буквально обомлел – навстречу ему вышла черноокая статная красавица с пышной копной волос.
Товарищ представил сестру. Оказалось, она достаточно известная в Тифлисе портниха – у нее шила наряды вся городская аристократия. Джугашвили, поняв, что влюбился, сразу ж начал строить планы на будущее и уже через несколько дней привел Екатерину знакомиться со своей матерью Кеке (Екатериной Георгиевной). Девушка очень понравилась матери Иосифа, и она благословила молодых людей на брак.
В июле месяце влюбленные тайно обвенчались, дав друг другу клятвы быть рядом всегда, что бы ни случилось. Однако молодая супруга Иосифа не смогла выполнить обещаний…
Вскоре полиция Тифлиса узнала о браке Джугашвили и установила слежку за его молодой женой. На третьем месяце беременности Екатерину посадили, рассчитывая на то, что ее любящий муж явится в полицию и, чтобы вызволить жену, сдаст соратников по партии. Эти расчеты не оправдались, как бы тяжело ни было Иосифу, однопартийцев он не предал.
Благодаря усилиям титулованных клиентов и многочисленных родственников Екатерину выпустили из тюрьмы. Встреча супругов была незабываемой. Они не могли надышаться и налюбоваться друг другом.
Весной 1907 года молодая жена подарила Сосо сына. Джугашвили был счастлив, он верил, что все плохое позади и говорил жене, что хочет еще и дочурку, такую же красавицу, как она. Однако судьба приготовила паре новые страшные испытания.
Вскоре после рождения сына супругам пришлось бежать от полиции. Они решили остановиться в Баку, где сменили несколько квартир, путая следы. Там же Екатерина-Като заболела туберкулезом. Джугашвили отвез захворавшую жену и маленького сына в Тифлис к родственникам, а сам уехал – его ждали революционные дела.
Через некоторое время Иосифу сообщили – его жене хуже и она находится при смерти. Джугашвили сразу же бросил все и отправился в Тифлис. Увидев измученную, исхудавшую жену, он пришел в ужас. Он понял – это конец. На следующий день любимая умерла у него на руках.
Во время похорон Като. Джугашвили спрыгнул в могилу и начал кричать, чтобы его закапывали вместе с женой. У него случилась истерика, и друзья еле-еле смогли вытащить его из могильной ямы.
После поминок Иосиф сказал родственникам и друзьям, что смерть Като – это смерть его сердца. Все, что было в нем любящего и живого умерло вместе с женой.
В 1912 году Джугашвили взял псевдоним «Сталин», пояснив, что душа его еперь навсегда останется стальной.
Сына Якова, которого родила ему Като, Иосиф Виссарионович не любил, он считал, что сын виновен в смерти любимой жены, ведь врачи сказали Сталину, что если бы не роды и кормление ребенка, ослабившие организм, молодая женщина могла бы выкарабкаться, выжить.
О своей первой жене Сталин никогда и ни с кем не разговаривал, но в ящике его рабочего стола всегда лежала ее фотография, как напоминание о счастливых днях, прожитых вместе.