Найти тему
Сельчанин life

Генрих Шлиман: человек, ответственный за нацистскую свастику

С древних времен свастика была священной иконой духовности во всем мире. Так как же она стала символом нацистской власти?

Генрих Шлиман
Генрих Шлиман

Свастика остается одним из самых узнаваемых и эмоционально заряженных символов в истории, конечно же, из-за ее использования нацистами. Но для бесчисленных индусов в Индии (не говоря уже о других культурах по всему миру) этот символ является гордым украшением их храмов и статуй божеств на протяжении тысячелетий.

Они используют свастику как символ благополучия и удачи (даже Санскритское слово "свастика" само по себе означает “способствующий благополучию”). Это символ, который насчитывает около 12 000 лет, и который используется до настоящего времени.

Но за 25 лет нацисты извратили и навсегда изменили этот некогда позитивный символ.

Внезапное принятие свастики нацистами в 1920 году кажется странным, учитывая первоначальный смысл символа и его связь с народами, которых нацисты рассматривали бы как низшие расы. Итак, как же и почему нацисты пришли к использованию этого древнего и почитаемого символа?

Артефакты, найденные командой Генриха Шлимана на раскопках Трои.
Артефакты, найденные командой Генриха Шлимана на раскопках Трои.

Путь нацистов к незаконному присвоению свастики восходит к древнему городу Троя. Не к тому времени, когда троянцы еще жили в их Великом городе, а к 1871 году, когда он был обнаружен немецким бизнесменом-археологом по имени Генрих Шлиман.

Шлиман, очевидно, не был нацистом (нацисты появились десятилетия спустя). Однако он стал одержим поиском Трои Гомера. Генрих рассматривал эпос древнегреческого поэта Илиада не как легенду, а, скорее, как карту или текст, который предлагает подсказки, способные привести его непосредственно в легендарный город.

И Шлиманн, продолжая работу, проделанную английским археологом Фрэнком Калвертом, на самом деле нашел место, которое, как считается, было Троей на Эгейском побережье Турции. Там он использовал тупые методы раскопок, чтобы копать как можно глубже и быстрее. Семь слоев цивилизаций были наложены друг на друга с Троей в самом низу.

И во всех этих различных слоях, Генрихом Шлиманом было найдено множество горшков и артефактов, украшенных свастикой. Он обнаружил не менее 1800 вариаций символа.

После раскопок в Трое, Шлиман находил свастики буквально повсюду, от Греции до Тибета, от Вавилона до Малой Азии. Забавно, но он установил связь между свастикой и еврейской буквой тау, знаком жизни, которые верующие рисовали на лбу.

Не-нацистские свастики по всему миру: баскетбольная команда коренных американцев в США,  Византийская церковь в современном Израиле, древнеримская мозаика в Испании, Индуистский храм в Индонезии.
Не-нацистские свастики по всему миру: баскетбольная команда коренных американцев в США, Византийская церковь в современном Израиле, древнеримская мозаика в Испании, Индуистский храм в Индонезии.

Однако, некоторые ученые, такие, например, как Малколм Куинн, утверждали, что Генрих Шлиманн на самом деле не знал, что это за символы, и вместо этого полагался на другие предполагаемые источники.

Одним из таких предполагаемых источников был Эмиль Бернуф из французского археологического института. Бернуф, как отъявленный антисемит и исследователь древнеиндийской литературы, работал у Шлимана в качестве картографа, но он был больше учителем, чем помощником.

Поскольку свастика, как известно, была распространена в индийской религии и культуре, Бернуф обратился к древнему священному индуистскому эпосу, известному как Ригведа, для интерпретации значения свастики.

И помимо ссылки на свастику, данный текст эпоса и другие подобные ему, ссылаются на «арийцев» - термин, используемый некоторыми древними народами в современной Индии, начиная с VI века до нашей эры, для того, чтобы отметить себя как ограниченную языковую, культурную и религиозную группу среди других таких групп в этом районе в то время.

Действительно, термин "арийский" в каком-то смысле охватывал определенные коннотации самопровозглашенного превосходства этой группы над другими в регионе в то время. Некоторые теории утверждают, что эти арийцы вторглись в современную Индию с севера тысячи лет назад и вытеснили более темных жителей региона.

Тем не менее, Бернуф неправильно истолковал (безрассудно или сознательно) последствия расового превосходства в этих текстах. Бернуф и другие писатели и мыслители по всей Европе в конце 1800-х годов истолковали присутствие свастики как в этих древних индийских текстах, так и на раскопках Трои, как свидетельство того, что арийцы когда-то были жителями Трои, которую случайно нашел Генрих Шлиман.

И поскольку Шлиман находил свастику и в других странах Европы и Азии, теоретики подобные Бернуфу, смогли придумать теорию главной расы, в которой утверждалось что арийцы, со свастикой в качестве их символа, прошли от Трои через Малую Азию и до Индийского субконтинента, завоевывая и доказывая свое превосходство везде, куда бы они ни отправились.

Правые немецкие революционеры участвуют в Капповском путче 1920 года - попытке государственного переворота, призванной свергнуть Веймарскую республику после того, как правительство приказало расформировать Фрейкорпс. Обратите внимание на свастику на передней части своего автомобиля.
Правые немецкие революционеры участвуют в Капповском путче 1920 года - попытке государственного переворота, призванной свергнуть Веймарскую республику после того, как правительство приказало расформировать Фрейкорпс. Обратите внимание на свастику на передней части своего автомобиля.

Затем, после того, как различные лингвисты установили связь между древним арийским языком и современным немецким, многие немцы оказались вовлеченными в волну национализма как до, так и после Первой мировой войны, и начали утверждать, что арийская «великая раса» является их собственной.

Немецкие националистические группы, такие как антисемитский рейхшаммербунд и баварский Фрайкорпс, которые хотели свергнуть Веймарскую Республику, затем использовали эту воспринимаемую немецко-арийскую связь и начали применять свастику в качестве символа немецкого национализма (до того, как это сделали нацисты).

В 1920 году нацистская партия признала свастику своим символом, так как она уже использовалась другими националистическими и антисемитскими группами в Германии. После того, как нацисты пришли к власти, в начале 1930-х годов, свастика присутствовала повсеместно на партийных митингах, спортивных мероприятиях, на зданиях, униформах и даже на Рождественских украшениях. Все это очень сильно отразилось на общественном сознании и придало свастике значение, существенно отличающееся от того, которое она имела в течение тысяч лет во всем мире.

Нацистские свастики украшают правительственные здания в Берлине. 1937 год.
Нацистские свастики украшают правительственные здания в Берлине. 1937 год.

И хотя множество фанатичных и безумных «ученых» и политиков смогли изменить смысл свастики буквально за несколько десятилетий, этого могло бы и не произойти, если бы не все открытия Генриха Шлимана.

Если Вам понравилась публикация, поставьте, пожалуйста, лайк и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.