В последнее время образовательной среде уделяется большое внимание в философии, в социологии, в педагогике и в психологии. Термин «среда» имеет несколько значений, среди которых нам наиболее подходит «множество условий для функционирования чего-либо, совершения какой-либо целенаправленной деятельности». [1]
В педагогических словарях дано несколько определений образовательной среды. Под образовательной средой понимают совокупность условий, процессов, взаимодействий, средств, элементов и т.д., нацеленных на воспитание и развитие личности, формирующих условия для осуществления деятельности.
Понятие образовательной среды по-разному трактуется педагогами и психологами.
Н.Б.Крылова определяет образовательную среду как часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
По В.В. Рубцову, образовательная среда — это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием обучаемого и обучающего, б) такими важнейшими процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия, в) такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось и как оно развивается.
«Образовательной средой будем называть совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на определенную личность (группу субъектов образования) — в режиме обучения, воспитания и развития» [5]. С этим определением перекликается определение Ясвина В.А, на котором мы остановимся: «под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».[6]
По мнению З.И.Тюмасевой, образовательная среда может выступать не только как условие, но и как средство воспитания (общественного явления), обучения (предмета совместной педагогической деятельности) и развития (индивида –в личности, общности – в обществе).
В.С.Кукушкин, как бы подводя итог сказанному, говорит о том, что образовательная среда должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, эстетичной, диалоговой, гуманной, одухотворяющей.[3]
Е.В.Иванова, обобщая исследования отечественных и зарубежных учёных и опыт международной образовательной практики применения социально-ориентированного дизайна в образовании, говорит о том, указывают на то, что происходят значительные изменения поведения и учеников, и преподавателей после изменений самой среды школы говорит о том, «что происходят значительные изменения поведения и учеников, и преподавателей после изменений самой среды школы”.[2]
С.В.Тарасов перечисляет следующие структурные компоненты среды:
Пространственно-семантический компонент:
● архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
● символическое пространство (различные символы — герб, гимн, традиции и др.).
Содержательно-методический компонент:
● содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные
и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
● формы и методы организации образования (формы организации занятий —
уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские
общества, структуры самоуправления и др.).
Коммуникационно-организационный компонент:
● особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);
● коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
● организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.). [4]
В школе мы начали с работы над пространственно-семантическим компонентом среды, который повлёк за собой изменения в содержательно-методическом и коммуникационно-организационных компонентах: в начальной школе изменяется форма организации занятий ( учителя используют в обучении технологии проектного и смешанного обучения, технологию сетевого образовательного модуля, в проведении которого участвуют сразу все классы начальной школы по принципу «вертушки»), в целом в школе меняются организационные условия (учителя объединяются в творческие группы, работающие над единой концепцией предметно-пространственной среды всей школы).
Несколько слов скажу о том, как изменилось пространство начальной школы за это время.
В начальной школе ФГБОУ “МДЦ “Артек” работа по изменению предметно-пространственной среды началась осенью прошлого года. В одном из классов учительница, давно использующая в работе различные педагогические технологии, сняла классную доску и на всю стену нанесла грифельно-магнитное покрытие. Это было в каникулы, и во второй четверти дети работали в новых условиях. Надо сказать, что образовательные результаты обучающихся этого класса за вторую четверть по сравнению с образовательными результатами за первую четверть заметно выросли. В начальной школе всего пять классов. Дети начальной школы с интересом приходили в этот кабинет, пробовали писать на стене и очень хотели изменений в их кабинетах.
В январе при поддержке и помощи администрации Артека все пять классов начальной школы были переделаны- сняты классные доски, на стены нанесены грифельно-магнитное и магнитно-маркерное покрытие. Возможность писать на стенах сразу оценили дети и учителя- появилась возможность опросить за урок гораздо большее количество учащихся, так как пространство позволяет работать сразу у трёх стен вместо одной небольшой классной доски.
А дальше учителям стало тесно в классах, и коридоры тоже стали пространством для проведения уроков. Это было очень интересно — стены коридора стали выставочным пространством для выполненных работ учащихся по разным предметам из всех классов начальной школы. Стена около 1 класса превратилась в город с разноцветными домиками, которые учитель использует при работе на уроках математики и обучения грамоте, литературного чтения и русского языка. Карта планет Солнечной системы позволяет более наглядно представить, что такое орбита и как удалены планеты от Солнца, а на карте мира дети могут найти и подписать материки и континенты, расположить обитающих на них животных и птиц. Флаги государств с QR-кодами, обрамляющие карту мира, заинтересовывают детей узнать более подробно о самой стране, узнать её историю и культуру.
Есть в начальной школе стена достижений, где висят фотографии детей, достигших успехов в какой-либо деятельности или сделавших что-то хорошее. Часть стены будет посвящена чтению и изучению английского языка.
Более подробно узнать о том, какие причины побудили нас изменить пространство начальной школы, как «работают» стены в школе и как мы используем образовательную среду Артека, можно в следующих видео-материалах.
Материалы по теме:
∎ Предметно-развивающая среда: зачем городить огород (1/4)
∎ Предметно-развивающая среда: зачем городить огород (2/4)
∎ Предметно-развивающая среда: зачем городить огород (3/4)
∎ Предметно-развивающая среда: зачем городить огород (4/4)
∎ Предметно-пространственная среда: зачем городить огород
Список литературы
1. Толковый словарь [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/5129/%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0 (дата обращения 18.12.2017)
2. Иванова Е.В. Влияние архитектуры и предметно-пространственной среды образовательной организации на учебный процесс / NovaInfo.Ru - №32, 2015 г.
3. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов /В.С. Кукушин. М. : Ростов н/Д : МарТ. 2006. –224 с
4. Тарасов С.В. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 20011 г. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya
5. Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: Монография – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2006. 322 с.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл. 2001. 365 с.
Якушина Оксана Русланова
Заместитель директора школы по дошкольному и начальному обучению, ФГБОУ «МДЦ «Артек», Гурзуф.
Вы можете связаться с автором по электронной почте