В конце марта в Республике Беларусь вступил в силу президентский Декрет «О развитии цифровой экономики». Документ фактически узаконивает любую деятельность, связанную с криптовалютами и блокчейн-технологиями. Но готова ли страна к переходу на «свободную цифровую экономику»? Наши коллеги из Cointelegraph провели собственное расследование масштабной государственной инициативы. С результатами их работы вы можете подробно ознакомиться в нашем переводе.
«Силиконовая долина» по-белорусски
Спрос на IT-специалистов на мировом рынке труда сейчас как никогда высок; однако власти Республики Беларусь создали достаточно привлекательные условия; к примеру, специальные налоговые льготы, действительные до 1 января 2023 года. Как следствие, казна страны регулярно пополняется за счёт иностранного капитала, а отношения со странами Запада укрепляются.
Для обеспечения количественного роста и развития стартапов в стране правительство Белорусии создало Парк высоких технологий (ПВТ), который имеет все шансы стать настоящей меккой для местных криптовалютных компаний.
За рубежом ПВТ уже прозвали «белорусской Силиконовой долиной». Резиденты особой экономической зоны, то есть зарегистрированные IT-компании, уже на ранних стадиях могут претендовать на особые условия и привилегии для развития бизнеса. Как утверждает директор администрации Парка Всеволод Янчевский, технопарк станет «одним из самых комфортных мест в мире для ведения ИТ-бизнеса»:
«Разработанный по поручению Президента декрет реально превращает Беларусь в одно из самых комфортных мест в мире для ведения ИТ-бизнеса. Причём мощный позитивный эффект от декрета почувствует не только ИТ-сфера, но и вся экономика страны, а значит, и каждый белорусский гражданин».
По данным Belarusfeed, после подписания Декрета количество резидентов парка увеличилось на четверть: всего за два месяца соответствующий статус получили 88 компаний.
Как пишет Blockchaininvest.io, 90% предприятий, работающих на территории ПВТ — это оффшорные компании, выбравшие данную экономическую зону по ряду соображений. В список благоприятных условий, помимо налоговых льгот, входят государственная поддержка, квалифицированная рабочая сила со сравнительно низкими зарплатами, бесплатное привлечение к работе иностранных специалистов и упрощённая процедура регистрации.
Благодаря условиям, созданным для специалистов технопарка, ускорилось развитие национального IT-сектора Белорусии, что также благоприятно сказалось на экономике страны. На протяжении трёх лет (с 2013 по 2016 год) Белоруссия выигрывала Google Code Jam при участии профессионалов из World of Tanks, MSQRD, Viber, Maps.me, Prisma, Apalon Apps.
Президент даёт добро
Накопив опыт в развитии IT-индустрии, правительство Белоруссии приняло решение выйти на один уровень с более прогрессивными странами и перевести экономику в цифровое поле. Известный своими строгими методами управления, Президент РБ Александр Лукашенко решил взять процесс под личный контроль, чтобы обеспечить переход в масштабах всей страны. Положения президентского Декрета №8 имеют большую силу и находятся в более высоком приоритете, чем существующие законы и подзаконные акты, и считаются действительными независимо от обстоятельств.
Декрет официально узаконивает любую предпринимательскую деятельность, связанную с блокчейн-технологиями, а также криптовалютами и токенами. В отличие от США, Китая, Вьетнама, Австралии и других стран, в Белоруссии майнинг и торги на бирже не считаются предпринимательской деятельностью и не облагаются налогами. Пункт 2.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. №8 гласит:
«Физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных настоящим Декретом, совершать следующие операции: майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены».
Кроме того, декларировать доходы от операций, связанных с криптовалютами, необязательно — по крайней мере, до 1 января 2023 года. И лучшего подарка для криптосообщества, пожалуй, не придумаешь.
Организации-резиденты ПВТ обладают рядом особых привилегий, как-то освобождение от НДС, налога с доходов корпораций и других. В целом налогообложению подлежит лишь 1% от оборота компании.
Среди прочих положительных моментов стоит выделить упрощённую процедуру регистрации: компании необходимо предоставить бизнес-план и подписать Основополагающее соглашение. В результате каждый резидент ПВТ получает право приглашать иностранных IT-специалистов с безвизовым въездом сроком до 180 дней, а также совершать транзакции и дистанционно подписывать международные документы.
Белоруссия — первое государство с узаконенными смарт-контрактами
Республика Беларусь стала одной из первых стран, в законодательной базе которых детально прописаны принципы регулирования цифровых токенов, криптовалют, ICO и деятельности криптовалютных бирж. Однако власти страны установили прецедент, наделив смарт-контракты статусом официальных юридических документов. Тем не менее, некоторые пока не торопятся перевести свой бизнес в страну: «Многим проектам, связанные с ICO, новые перспективы кажутся заманчивыми, но они пока не рискуют делать дальнейшие шаги», — утверждает СЕО TravelChain Илья Орлов.
Положения Декрета и в самом деле кажутся привлекательными для тех, кто завершил проведение ICO или только рассматривает этот метод сбора средств. Для запуска полноценной продажи токенов компания должна быть зарегистрирована в Республике Беларусь и иметь корпоративный счёт в национальном банке, либо открыть торги с помощью операторов ПВТ, официальных криптовалютных площадок. Одной из первых таких платформ станет Exrate.by.
В случае, если иностранное учреждение проведёт ICO с помощью компании-резидента ПВТ, последняя может перевести выручку клиенту в качестве так называемых «лицензионных отчислений».
Подводные камни
Основная проблема заключается в том, как при такой системе банки смогут противодействовать отмыванию денег и финансированию терроризма. Несмотря на то, что в Постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 818 указаны критерии подозрительных транзакций (подпункты 60.4–60.6, 60.9, 60.10, 60.14–60.16, 60.27, 60.30, 60.31, 60.36, 60.37, 60.39–60.43, 60.441, 60.44), соответствующие поправки ещё не внесены в упомянутый Декрет.
В соответствии с текстом Постановления, к факторам, повышающим степень риска финансовых операций, относятся:
- финансовые операции с наличными денежными средствами на сумму более 1000 базовых величин, осуществляемые клиентами, осуществляющими разовые операции, — физическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- систематически осуществляемые клиентом подозрительные финансовые операции;
- приостановление финансовых операций по счёту по постановлению (решению) уполномоченных государственных органов (должностных лиц) или наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счёте клиента;
- принятые банком решения об отказе и (или) приостановлении финансовых операций, о прекращении договорных отношений с клиентом, в том числе по договорам, предусматривающим оказание клиенту дополнительных услуг посредством систем дистанционного банковского обслуживания;
- открытие клиенту банковского счёта по доверенности лицом, не являющимся работником клиента;
- финансовые операции, проводимые через счета, открытые в оффшорных зонах;
- систематически осуществляемые клиентом финансовые операции, связанные с приобретением и (или) отчуждением цифровых знаков (токенов);
- иные финансовые операции, определяемые банком.
Подобного рода операции, осуществлённые с помощью банковских карт, онлайн или же через мобильные устройства, идентифицируются уже на следующем этапе контроля, однако он всё ещё не разработан.
Сами белорусские банки также находятся в крайне запутанном положении. Несмотря на стимулирующий вектор, заданный Декретом, реальная ситуация такова, что у банков просто нет надлежащей инфраструктуры. Это, в свою очередь, заставляет организации вести дела с банковскими учреждениями, зарегистрированными в странах с налаженным оборотом криптовалют.
Илья Салей, главный юрист бюро «Боровцов & Салей», член консультативного Совета белорусской Ассоциации «Технологии Распределенных Реестров» прокомментировал сложившуюся обстановку:
«Реальной практики применения этих стандартов нет, поскольку никто на территории Республики Беларусь ещё не работал с криптовалютными биржами и не пытался провести так называемое ICO».
Нет ясности и в том, как будет осуществляться контроль за выполнением обязательств перед инвесторами. То же самое касается процедуры авторизации ICO и аудита балансов криптовалютных кошельков.
Кроме того, в тексте документа не обговорено участие криптовалют в обороте платежей за продукты и оказание услуг. К примеру, центр обслуживания Apple в Минске начал принимать биткойны и эфир, но с одним условием: 1% стоимости оплачивается в белорусских рублях, а оставшаяся часть — в криптовалюте. При этом в чеке указывается полная сумма, но доля уплаты в цифровых валютах прописана как «краткосрочные активы».
По данным Coinmap.org, на сегодняшний день только 22 торговые точки в Беларуси принимают биткойны. В основном это небольшие магазины и кафе.
Мнения и прогнозы
Правительство и финансовые структуры Беларуси возлагают на президентский Декрет большие надежды. Документ способен превратить страну в рай для блокчейн-стартапов, обеспечить стабильный прирост капитала и снизить «утечку умов».
Ожидается, что к 2020 году приток резидентов ПВТ увеличится с 25% до 50%, а общая прибыль технопарка составит $1,4 миллиарда.
Несмотря на то, что иностранные эксперты положительно отзываются об условиях, созданных белорусским правительством, многие проекты, успешно завершившие токенизацию или планирующие ICO, с подозрением относятся к ПВТ. Кроме того, в течение трёх месяцев после вступления в силу Декрета (то есть до 28 июня 2018 года) Национальный Банк Республики Беларусь может внести значительные поправки в существующие меры по надзору за криптовалютной индустрией.
Максим Галиновский, отраслевой эксперт и СОО SociumTrade, заявил:
«В общем и целом о революции говорить пока рано. Сам по себе термин „революция“ подразумевает спонтанность событий. Принимая во внимание Декрет „О развитии цифровой экономики“, в данном случае мы говорим об эволюции. Всем участникам криптосообщества необходимо набраться терпения и делать всё необходимое для развития рынка».
Парк высоких технологий и правительство Белоруссии действительно постарались создать максимально комфортные условия для всех сторон. Очевидно, что лидеры мнений и авторы Декрета находятся под большим давлением: за ними наблюдает весь мир. Проведение экспериментов в масштабе целой страны влечёт большую ответственность.
Впрочем, скорее всего, вопросы регулирования цифровых валют будут решаться на супранациональном уровне. На мартовском саммите G20 министрами финансовых ведомств стран-участниц было принято соглашение разработать свод решений по регулированию криптовалют. Окончательный срок выдвижения предложений назначен на 1 июля 2018 года.
Кроме того, директор-распорядитель Международного валютного фонда (IMF) Кристин Лагард (Christine Lagarde) заявила, что организация готова предложить свои услуги по разработке правовых основ криптоэкономики в качестве консультативного органа или же совещательной площадки.