Многие историки сходятся во мнении, что если бы не смерть Столыпина от рук убийцы, то Россия с большой долей вероятности избежала бы революций 1917 года и судьба страны сложилась бы совсем иначе.
Но история не знает сослагательных наклонений, хотя другой сценарий развития событий при живом Столыпине был вполне вероятен.
Почему же роль этого человека была столь велика и могла быть еще более значимой? Но обо всем по порядку...
Петр Аркадьевич Столыпин происходил из знатного рода, уходящего корнями в глубь веков. Отец его матери, князь Горчаков, осуществлял командование русской армией в Крымскую войну. Петр Столыпин являлся троюродным братом одного из самых прославленных российских поэтов - Михаила Лермонтова, бабушка которого носила фамилию Столыпина.
Петр Аркадьевич родился в немецком Дрездене, учился в Виленской гимназии, затем окончил Орловскую гимназию, после чего стал студентом Санкт-Петербургского Императорского университета.
Будучи студентом, Столыпин женился на Ольге Нейдгардт, бывшей фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны и являвшейся праправнучкой самого Александра Суворова.
Женитьба эта была необычной - Ольга Нейдгардт была помолвлена с братом Столыпина Михаилом, который погиб в результате дуэли. Существует предание, что уже находясь на смертном одре, Михаил взял руку Столыпина и руку стоявшей рядом Нейдгардт, и соединил их.
Как бы то ни было, брак этот был долгим и счастливым, у Петра Аркадьевича родилось шестеро детей: пять дочерей и сын.
В 1885 г. Петр Столыпин стал служить в Министерстве государственных имуществ, а четыре года спустя перевелся в Министерство внутренних дел, через короткое время став самым молодым губернатором в российской истории.
Сначала он руководит Гродненской губернией, после этого, с 1903 года, по настоянию министра внутренних дел Плеве - Саратовской.
Именно успешное руководство Саратовской губернией, считавшейся одной из самых неспокойных в революционном отношении, привлекло внимание Николая II, который дважды выражал ему личную благодарность за блестящую работу, требовавшую личного мужества, и в итоге назначил Столыпина министром внутренних дел. Позже Петр Аркадьевич стал еще и председателем Совета Министров.
Принимаясь за работу, Столыпин понимал, что без реформ, в которых давно нуждалась Россия, успеха не будет. Но реформаторские идеи Столыпина не пользовались всеобщей поддержкой и одобрением, особенно со стороны эсеров-максималистов, считавших Столыпина своим врагом и врагом России.
12 августа 1906 г. была осуществлена попытка покушения на Столыпина: в результате мощного взрыва динамита сразу погибло 27 человек, было много раненых, некоторые из них позже скончались. Были серьезно ранены двое детей Столыпина, их няня была убита, между тем сам Петр Аркадьевич остался жив и даже не пострадал от теракта.
Это событие послужило причиной введения в России военно-полевых судов, которые по замыслу Столыпина должны были остановить террор, но вместо этого лишь усилили его. Массовые репрессии и казни послужили толчком к революционной активности, именно с этого времени стало крылатым выражение «столыпинский галстук».
Нужно отметить, что за период с 1905 по 1911 годы подготавливалось и было совершено множество покушений на Столыпина. Всего их насчитывалось одиннадцать, в первых десяти Столыпину удалось уцелеть, часто совершенно необъяснимым образом.
Реформы Столыпина также воспринимались неоднозначно, хотя аграрная реформа дала свои результаты: за период с 1907 по 1914 годы в Сибирь переехало 395 тысяч семей, что в итоге привело к почти двукратному расширению посевных площадей, а также высоким темпам развития животноводства, по которым Сибирь сумела обогнать даже европейскую часть страны.
Для переселения семей были разработаны специальные железнодорожные вагоны, позже получившими название «столыпинскими».
Но реальные методы осуществления этих реформ имели все больше противников и Столыпин превратился в цель номер один для многих политических сил. Стоит отметить, что и с императором отношения Столыпина ухудшались, во многом из-за публичного несогласия с некоторыми решениями Николая II.
Очередное и последнее покушение на Столыпина произошло в Киеве, куда Петр Аркадьевич прибыл вместе с императором на открытие памятника Александру II.
1 сентября 1911 года Николай II и Столыпин находились в городском театре Киева на спектакле.
В антракте некто Богров, являвшийся секретным осведомителем, а также придерживавшийся анархистско-революционных взглядов, сумел подойти к Столыпину и дважды выстрелил в него из револьвера.
Врачи три дня пытались спасти жизнь Петру Столыпину, но, несмотря на все их усилия, 5 сентября он скончался.
В этой трагической истории осталось много непонятного. Заказчик покушения остался неизвестным, сам Богров приговорен к смертной казни и повешен в максимально короткий срок, косвенно подтверждая одну из версий убийства, согласно которой в деле была замешана царская охранка.
Но явных улик не было. Рассматривались версии и о том, что убийство было организовано партией эсеров, и что Богров имел личную причину для расправы со Столыпиным, но и они так и остались версиями.