Найти тему
Зелёнка

Ар-нуво или ар-деко?

Оглавление

Многим эти схожие по звучанию слова кажутся синонимами. А как обстоят дела на самом деле? Давайте разбираться!

Различие 1. О главном

Начнем с места в карьер – с самого основного. Ар-нуво – это просто синоним модерна, он же – югендстиль и сецессион. «Нет» прямым, резким, мужским линиям, «да» – естественным, мягким, изогнутым, женственным. Это начало Инь в искусстве (сравнение вдвойне уместно, если принять во внимание страсть модернистов ко всему восточному). Просыпается неподдельный интерес к прикладному искусству, элементы которого мастера с легкостью переносят на холсты; доныне никто не решился бы на такую «мешанину».

Густав Климт. Дерево жизни
Густав Климт. Дерево жизни

Ар-деко – совсем другая песня. Песня точёная, геометричная, прямолинейная, резкая, выверенная, порой – грубоватая. Исполняемая мужчиной, а не женщиной. Эклектическая гремучая смесь модернизма (не путать с модерном!) и неоклассицизма. Если ар-нуво – целое направление в искусстве, то ар-деко – лишь течение, которое, к тому же, частично пересекается с ар-нуво. Здесь Вы услышите и отголоски кубизма, и звучный голос футуризма, и чеканные слоганы конструктивизма. В ар-нуво главная роль принадлежит плавным переливчатым линиям, а в ар-деко – цвету, смелым формам, строгой геометрии. Орнаментальность – и там, и там.

Различие 2. Время

Они даже не пересекаются во временном пространстве. Разница – в 11 лет. Ар-нуво – 1885-1914. Ар-деко – 1925-1940.

Различие 3. Трудности перевода

«Ар-нуво» переводится как «новое искусство», «ар-деко» – «декоративное искусство» – изначально название парижской выставки дизайна, которая и дала начало этому направлению.

Различие 4. Образцы для подражания

Ар-нуво вдохновляется готикой, восточным искусством, народным декоративно-прикладным творчеством. Художники ар-деко преклоняли колени перед творчеством давно минувших дней – искусством Древнего Египта, Древней Месопотамии, стран древнего востока и Африки, а также «Русские сезоны» Дягилева и индустриально-технические достижения современности.

Различие 5. Адепты стиля

Ар-нуво: архитектура Виктора Орта и Антонио Гауди, живопись и графика Альфонса Мухи, Густава Климта, Фернана Кнопфа, из русских – Михаила Врубеля, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Ивана Билибина, Константина Сомова, художественного объединения «Мир искусства». Об архитектуре московского модерна читайте здесь.

Антонио Гауди, Дом Бальо
Антонио Гауди, Дом Бальо

Врубель, Утро
Врубель, Утро

Ар-деко: скульптура Деметора Чипаруса, мебель Жака-Эмиля Рульманна и Жана-Жака Рато, архитектура Этьена-Луи Буле и Карла Шинкеля.

Вэн Айлен, Крайслер-билдинг
Вэн Айлен, Крайслер-билдинг

В итоге…

Они существуют в разных плоскостях, на разных уровнях – направление и течение, поэтому всё же нельзя вот так вот, сплеча, противопоставлять их друг другу как инь и янь, хотя очень уж хочется!

P.S. Упс! Кажется, я запутала Вас еще больше… Или нет?

Больше статей об искусстве ищите в блоге PaintingRussia.

Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)