Многим эти схожие по звучанию слова кажутся синонимами. А как обстоят дела на самом деле? Давайте разбираться!
Различие 1. О главном
Начнем с места в карьер – с самого основного. Ар-нуво – это просто синоним модерна, он же – югендстиль и сецессион. «Нет» прямым, резким, мужским линиям, «да» – естественным, мягким, изогнутым, женственным. Это начало Инь в искусстве (сравнение вдвойне уместно, если принять во внимание страсть модернистов ко всему восточному). Просыпается неподдельный интерес к прикладному искусству, элементы которого мастера с легкостью переносят на холсты; доныне никто не решился бы на такую «мешанину».
Ар-деко – совсем другая песня. Песня точёная, геометричная, прямолинейная, резкая, выверенная, порой – грубоватая. Исполняемая мужчиной, а не женщиной. Эклектическая гремучая смесь модернизма (не путать с модерном!) и неоклассицизма. Если ар-нуво – целое направление в искусстве, то ар-деко – лишь течение, которое, к тому же, частично пересекается с ар-нуво. Здесь Вы услышите и отголоски кубизма, и звучный голос футуризма, и чеканные слоганы конструктивизма. В ар-нуво главная роль принадлежит плавным переливчатым линиям, а в ар-деко – цвету, смелым формам, строгой геометрии. Орнаментальность – и там, и там.
Различие 2. Время
Они даже не пересекаются во временном пространстве. Разница – в 11 лет. Ар-нуво – 1885-1914. Ар-деко – 1925-1940.
Различие 3. Трудности перевода
«Ар-нуво» переводится как «новое искусство», «ар-деко» – «декоративное искусство» – изначально название парижской выставки дизайна, которая и дала начало этому направлению.
Различие 4. Образцы для подражания
Ар-нуво вдохновляется готикой, восточным искусством, народным декоративно-прикладным творчеством. Художники ар-деко преклоняли колени перед творчеством давно минувших дней – искусством Древнего Египта, Древней Месопотамии, стран древнего востока и Африки, а также «Русские сезоны» Дягилева и индустриально-технические достижения современности.
Различие 5. Адепты стиля
Ар-нуво: архитектура Виктора Орта и Антонио Гауди, живопись и графика Альфонса Мухи, Густава Климта, Фернана Кнопфа, из русских – Михаила Врубеля, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Ивана Билибина, Константина Сомова, художественного объединения «Мир искусства». Об архитектуре московского модерна читайте здесь.
Ар-деко: скульптура Деметора Чипаруса, мебель Жака-Эмиля Рульманна и Жана-Жака Рато, архитектура Этьена-Луи Буле и Карла Шинкеля.
В итоге…
Они существуют в разных плоскостях, на разных уровнях – направление и течение, поэтому всё же нельзя вот так вот, сплеча, противопоставлять их друг другу как инь и янь, хотя очень уж хочется!
P.S. Упс! Кажется, я запутала Вас еще больше… Или нет?
Больше статей об искусстве ищите в блоге PaintingRussia.
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)