Найти в Дзене
oktavian

Защита прав налогоплательщиков: налоговые споры

Оглавление

Субъекты предпринимательской деятельности в процессе своей работы вынуждены контактировать с налоговыми органами. Эти контакты происходят во время сдачи отчетов, деклараций, а особо напряженные взаимоотношения с налоговиками возникают в период налоговой проверки. Нередко должностные лица незаконно накладывают на коммерческие предприятия штрафные санкции, назначают непредусмотренные законодательством платежи. Как защитить интересы налогоплательщика?

Причины возникновения налоговых споров

По большей части налоговые споры возникают после окончания проверки, когда проверяющий инспектор выносит решение. Наиболее распространенными причинами возникновения споров являются следующие необоснованные требования:
- уплата штрафа, пени, завышенных налогов;
- отказ от возмещения НДС, получения вычетов по имуществу;
- решение о блокировке счета или о списании налогов с расчетного счета налогоплательщика;
- отказ в регистрации или от внесения изменений в уставные документы юридического лица;
- постановление о привлечении к ответственности по результатам налоговой проверки.

Насколько благоприятный для налогоплательщика будет исход налогового спора зависит от квалификации и опыта юриста, представляющего его интересы. В данной ситуации можно воспользоваться административным или судебным способом отстаивания своих интересов.

Административный способ

Административный (досудебное урегулирование спора) способ предполагает подачу заявления в вышестоящий орган налоговой службы. В заявлении должны содержаться мотивированные требования по возникшей проблеме. Также к жалобе прилагаются все документы, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу. Срок вынесения решения по заявлению с жалобой составляет один месяц.

Вышестоящей налоговой инстанцией могут приниматься следующие решения:
- отмена результатов проверки и назначение новой проверки;
- оставление жалобы неудовлетворенной;
- изменение или вынесение нового постановления по рассматриваемому делу;
- отмена решения налоговой инспекции и полностью прекращение производства по делу.

Преимуществом административного способа является свободная форма обращения и быстрый порядок рассмотрения дела. Кроме того, заявителю не требуется оплачивать госпошлину и услуги юриста. Однако большая часть налоговых споров все же переходит на рассмотрение в суд.

Судебный способ

Если возникла необходимость рассмотреть налоговый спор в судебном порядке, то пострадавшая сторона подает иск в арбитраж. Исковое заявление должно быть подано в судебную инстанцию не позднее 3 месяцев со дня, когда пострадавшей стороне стало известно о нарушение прав и законных интересов. Заявление подается по месторасположению налогового органа. Вместе с иском прилагаются документы, свидетельствующие об обстоятельствах рассматриваемого дела.

При подаче иска в арбитраж главной задачей для заявителя является формирование полного объема доказательств, подтверждающих позицию пострадавшей стороны. При этом сомнения в виновности налогоплательщика толкуются судом в его пользу. В ходе судебного разбирательства заявитель имеет право изменять основание и предмет обращения, а также величину требований.

Урегулирование налоговых споров является довольно трудоемким процессом. Однако не стоит избегать возможности защитить свои права от нарушений, которые допускают должностные лица налоговых органов. В противном случае финансы субъекта предпринимательской деятельности серьезно пострадают.