Найти тему
культшпаргалка

Пять классических мелодий, которые стали популярны благодаря фильмам Стэнли Кубрика

Оглавление

Одна из журналисток, автор "культурной" колонки, не будем называть какого гламурного издания, написала как-то, что "Рихард Вагнер был бы польщён, если бы узнал, что сам Фрэнсис Форд Коппола использовал его "Полёт Валькирий" в своём фильме (имеется в виду сцена вертолётной атаки на вьетнамскую деревню в "Апокалипсисе сегодня").

Возможно, не все поймут юмор этого заявления, потому что для многих людей имя Копполы действительно звучит более весомо, чем имя Вагнера.

Но курьез заключается в том, что всё же в какой-то степени именно современным кинорежиссерам великие композиторы обязаны своей известностью в широких народных массах. Именно кино открыло для многих людей классическую музыку.

И тут на первом месте Стэнли Кубрик. Вот пять классических произведений, которые вошли в массовое сознание благодаря его фильмам.

🟡Рихард Штраус. Симфоническая поэма "Так говорил Заратустра"

Начальной темой этого сочинения открывается фильм "2001: Космическая одиссея" (1968).

Когда Рихард Штраус писал свою симфоническую поэму (1896 год) само слово "космос" имело совсем другой смысл - абстрактно-философский. Но как идеально вписалась эта мелодия в футуристический контекст фильма! У Штрауса она символизировала восход солнца и наступление нового этапа в жизни Заратустры. А у Кубрика - эры могущества человеческого разума.

Уже после Кубрика популярность этой темы в СССР получила дополнительное ускорение благодаря заставке к передаче "Что? Где? Когда?".

🟢Людвиг ван Бетховен. Девятая симфония, 2 часть (скерцо)

Герой фильма Кубрика "Заводной апельсин"- мегаотвратная личность, при этом он фанат Бетховена. В его музыке он слышит то, что помогает ему с бетховенским энтузиазмом рушить все законы человечности. Но в итоге эта же музыка становится для него орудием пытки и возмездия.

Все хоть раз слышали популярнейшую тему радости из четвёртой части этой Девятой симфонии, но эту вторую её часть с мощнейшим Скерцо именно Кубрик приблизил к широкой публике.

Хотя всё это сделано, как всегда у этого режиссёра, мастерски и со смыслом, но очень обидно за Бетховена. Знал бы он, что его великую музыку приобщили к этому на редкость гнусному видеоряду (в ролике самый приемлемый эпизод фильма из всех, где звучит Скерцо).

🟠 Георг Фридрих Гендель. Сарабанда из клавирной сюиты ре минор

Эта величественная Cарабанда пополнила 👉список самых популярных сочинений Генделя после выхода на экраны фильма "Барри Линдон" - роскошной экранизации романа Уильяма Теккерея «Карьера Барри Линдона».

В оригинале она написана для клавесина и представляет собой тему в жанре фолии (её можно узнать по характерной гармонической последовательности) и две вариации на неё. В оркестровом варианте, сделанном для фильма, она приобрела совсем другой облик.

В "Барри Линдоне" Сарабанда звучит в самых драматических моментах и отпечатывается в памяти навсегда.

Франц Шуберт. Анданте из фортепианного трио №2

Вторая сквозная тема фильма Кубрика "Барри Линдон" - вторая часть (Andante con moto) Второго фортепианного трио Шуберта (ор.100).

Фортепианное трио - это ансамбль из скрипки, виолончели и фортепиано

Жанр инструментального ансамбля - трио, квартеты, квинтеты - традиционно предназначался для музыкально-интеллектуального домашнего досуга (в те времена, когда такой досуг ещё существовал) и поэтому за редкими исключениями всегда находился вне поля популярной классики. Но с лёгкой руки Кубрика мелодия Шуберта догнала по известности многие его песенные шлягеры. Позднее она использовалась в саундтреках к другим фильмам.

Тема этого Трио - одна из мелодических находок Шуберта.

🔵Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Вальс №2 из Сюиты для эстрадного оркестра

Этот вальс открывает последний фильм Кубрика - "С широко закрытыми глазами", комментируя уютный буржуазный домашний мир супружеской пары (Николь Кидман и Том Круз). Со дня выхода фильма этот вальс стал гвоздём всех концертов на Западе. К нему даже сочинили текст и поют его хором и соло (например, Роберто Аланья).

Не стоит воспринимать этот вальс за чистую монету - это не без иронии сделанная стилизация в духе популярной русской садово-парковой музыки. Его мелодия напоминает все старинные вальсы сразу: от любимого в России 19 века👉 Эмиля Вальдтейфеля до "Амурских волн".

Кубрик выбрал этот вальс, чтобы показать прозу и обыденность благополучной семейной жизни героев фильма, которая взорвёт однажды сама себя.

Ещё на эту тему: "Три фильма Стэнли Кубрика, благодаря которым мы узнали, что такое музыкальный авангард"