Одна из журналисток, автор "культурной" колонки, не будем называть какого гламурного издания, написала как-то, что "Рихард Вагнер был бы польщён, если бы узнал, что сам Фрэнсис Форд Коппола использовал его "Полёт Валькирий" в своём фильме (имеется в виду сцена вертолётной атаки на вьетнамскую деревню в "Апокалипсисе сегодня").
Возможно, не все поймут юмор этого заявления, потому что для многих людей имя Копполы действительно звучит более весомо, чем имя Вагнера.
Но курьез заключается в том, что всё же в какой-то степени именно современным кинорежиссерам великие композиторы обязаны своей известностью в широких народных массах. Именно кино открыло для многих людей классическую музыку.
И тут на первом месте Стэнли Кубрик. Вот пять классических произведений, которые вошли в массовое сознание благодаря его фильмам.
🟡Рихард Штраус. Симфоническая поэма "Так говорил Заратустра"
Начальной темой этого сочинения открывается фильм "2001: Космическая одиссея" (1968).
Когда Рихард Штраус писал свою симфоническую поэму (1896 год) само слово "космос" имело совсем другой смысл - абстрактно-философский. Но как идеально вписалась эта мелодия в футуристический контекст фильма! У Штрауса она символизировала восход солнца и наступление нового этапа в жизни Заратустры. А у Кубрика - эры могущества человеческого разума.
Уже после Кубрика популярность этой темы в СССР получила дополнительное ускорение благодаря заставке к передаче "Что? Где? Когда?".
🟢Людвиг ван Бетховен. Девятая симфония, 2 часть (скерцо)
Герой фильма Кубрика "Заводной апельсин"- мегаотвратная личность, при этом он фанат Бетховена. В его музыке он слышит то, что помогает ему с бетховенским энтузиазмом рушить все законы человечности. Но в итоге эта же музыка становится для него орудием пытки и возмездия.
Все хоть раз слышали популярнейшую тему радости из четвёртой части этой Девятой симфонии, но эту вторую её часть с мощнейшим Скерцо именно Кубрик приблизил к широкой публике.
Хотя всё это сделано, как всегда у этого режиссёра, мастерски и со смыслом, но очень обидно за Бетховена. Знал бы он, что его великую музыку приобщили к этому на редкость гнусному видеоряду (в ролике самый приемлемый эпизод фильма из всех, где звучит Скерцо).
🟠 Георг Фридрих Гендель. Сарабанда из клавирной сюиты ре минор
Эта величественная Cарабанда пополнила 👉список самых популярных сочинений Генделя после выхода на экраны фильма "Барри Линдон" - роскошной экранизации романа Уильяма Теккерея «Карьера Барри Линдона».
В оригинале она написана для клавесина и представляет собой тему в жанре фолии (её можно узнать по характерной гармонической последовательности) и две вариации на неё. В оркестровом варианте, сделанном для фильма, она приобрела совсем другой облик.
В "Барри Линдоне" Сарабанда звучит в самых драматических моментах и отпечатывается в памяти навсегда.
Франц Шуберт. Анданте из фортепианного трио №2
Вторая сквозная тема фильма Кубрика "Барри Линдон" - вторая часть (Andante con moto) Второго фортепианного трио Шуберта (ор.100).
Фортепианное трио - это ансамбль из скрипки, виолончели и фортепиано
Жанр инструментального ансамбля - трио, квартеты, квинтеты - традиционно предназначался для музыкально-интеллектуального домашнего досуга (в те времена, когда такой досуг ещё существовал) и поэтому за редкими исключениями всегда находился вне поля популярной классики. Но с лёгкой руки Кубрика мелодия Шуберта догнала по известности многие его песенные шлягеры. Позднее она использовалась в саундтреках к другим фильмам.
Тема этого Трио - одна из мелодических находок Шуберта.
🔵Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Вальс №2 из Сюиты для эстрадного оркестра
Этот вальс открывает последний фильм Кубрика - "С широко закрытыми глазами", комментируя уютный буржуазный домашний мир супружеской пары (Николь Кидман и Том Круз). Со дня выхода фильма этот вальс стал гвоздём всех концертов на Западе. К нему даже сочинили текст и поют его хором и соло (например, Роберто Аланья).
Не стоит воспринимать этот вальс за чистую монету - это не без иронии сделанная стилизация в духе популярной русской садово-парковой музыки. Его мелодия напоминает все старинные вальсы сразу: от любимого в России 19 века👉 Эмиля Вальдтейфеля до "Амурских волн".
Кубрик выбрал этот вальс, чтобы показать прозу и обыденность благополучной семейной жизни героев фильма, которая взорвёт однажды сама себя.
Ещё на эту тему: "Три фильма Стэнли Кубрика, благодаря которым мы узнали, что такое музыкальный авангард"