Сарабанда из клавирной сюиты ре минор
Сарабанда - это старинный и довольно мрачный испанский танец в характерном чеканном ритме. В XVIII веке он уже утратил национальную специфику и стал общеевропейским жанром.
Генделевская Сарабанда воспринимается как воплощение английского стиля, хотя написала она была совсем юным Генделем ещё до отъезда его в Англию (об этом в Культшпаргалке было здесь).
После того, как Стенли Кубрик сделал её лейтмотивом своего фильма "Барри Линдон", она вошла в сознание широких масс, и теперь занимает второе место по популярности после "Аллилуйи".
В оригинале Сарабанда - четвёртая часть Сиюты для клавесина. Здесь она звучит в переложении для оркестра. Так получается гораздо внушительнее.
Пассакалия из клавирной сюиты соль минор
Пассакалия - это тоже испанская тема: так в Испании когда-то называлась музыка в танцевальном ритме, которой провожали гостей. Но во времена Генделя пассакалия была уже не танцем, а просто пьесой торжественно-печального характера с повторением одной и той же темы в басу. Простота, строгость и ритмичность - фирменный стиль Генделя.
В этом ролике Пассакалия в оркестровом переложении.
Ария Альмирены из оперы "Ринальдо"
Эту оперу 26-летний Гендель написал за 20 дней, чтобы заявить о себе в Лондоне. Опера имела огромный успех, и с этого началась его блестящая английская карьера.
Альмирена - дочь крестоносца Гоффредо, взявшего в осаду Иерусалим, любит рыцаря Ринальдо. Но её похищает правитель Иерусалима и держит в плену. Он влюблён в красавицу Альмирену, и предлагает ей все богатства мира, но она плачет день и ночь и тоскует по своему Ринальдо.
"Дай мне оплакать жребий жестокий!
И о свободе мне помечтать.."
Эта ария написана в жанре сарабанды ( вы услышите тот же чеканный ритм, что и в №1 нашего списка). Кто только не перепел эту прекрасную Лашу ( Lascia ch’io pianga)! Все сопрано без исключения, контртеноры, мальчики-дисканты, её даже хором поют.
Здесь её исполняет своим ангельским голосом Юлия Лежнёва.
Ария Клеопатры из оперы "Юлий Цезарь в Египте"
Оперы Генделя пролежали в архивах 200 лет, прежде чем их стали возрождать в 20 веке. Это оказалось делом нелёгким, потому что мужские партии Гендель написал для кастратов, да и вокальная техника того времени была уже утрачена. Кроме того, сюжеты и риторика этих опер кажется сегодня морально устаревшими и просто скучными. Но в 21 веке за дело взялись креативные оперные режиссёры, которые чего только не напридумывали, на место кастратов встали контратеноры, вокалисты подтянули свою технику до уровня барочной, и теперь это довольно увлекательная и модная тема - оперы Генделя.
Посмотрите, как лихо отплясывает Клеопатра в сопровождении парной подтанцовки, радуясь тому, что всё у неё с Цезарем получилось, и завтра она станет царицей Египта.
Эту популярнейшую и очень сложную арию с блеском поёт американское сопрано Даниэль де Низ.
"Аллилуйя" из оратории "Мессия"
Эта оратория резко вознесла к вершинам славы 55-летнего Генделя. В ней рассказывается о жизни Спасителя от рождения до распятия. "Аллилуйя" звучит в ней не в конце, как многие считают (и даже начинают тянуться в гардероб после окончания этого хора), а в конце второй части (всего их в оратории три).
В своё время Моцарт, который очень увлекался Генделем, сделал обработку "Мессии" - изменил оркестровую партию. Именно в этой версии принято исполнять "Мессию" и сегодня. Так что, когда будете слушать "Аллилуйю", не забывайте, что к ней приложил руку и Моцарт.
Этот хор в Англии чаще всего слушают стоя.
Хор Королевского колледжа в Кембридже.
СПАСИБО за лайки и комментарии!🌺