Найти в Дзене
культшпаргалка

🎄Король французского вальса Эмиль Вальдтейфель и три его самых популярных вальса

Если спросить любого человека 30+ на улице любого российского города, знакомо ли ему имя Эмиля Вальдтейфеля, ответ будет, скорее всего, отрицательный. При этом тот же гипотетический "любой" наш соотечественник с трёх нот узнает мелодию этого композитора и, возможно, напоёт её со словами: "Милая, ты услышь меня". Такова судьба многих популярных сочинений: они уходят в народ, теряя по дороге имя своего создателя. Эмиль Вальдтейфель Это французский пианист и композитор (современник Чайковского), мастер лёгкого жанра - бальной и парковой музыки, прославивший своё имя в Европе мелодичными вальсами, польками и галопами. Он родился в семье, которая не оставила ему шансов на какую-либо другую карьеру: его дед был музыкантом, отец играл на скрипке и руководил собственным бальным оркестром, мать была хорошей пианисткой (ученицей знаменитого Гуммеля - ученика Моцарта), а старший брат Леон учился в Парижской консерватории по классу скрипки (впоследствии он тоже стал сочинителем вальсов). Неуд
Оглавление

Если спросить любого человека 30+ на улице любого российского города, знакомо ли ему имя Эмиля Вальдтейфеля, ответ будет, скорее всего, отрицательный.

При этом тот же гипотетический "любой" наш соотечественник с трёх нот узнает мелодию этого композитора и, возможно, напоёт её со словами: "Милая, ты услышь меня". Такова судьба многих популярных сочинений: они уходят в народ, теряя по дороге имя своего создателя.

Эмиль Вальдтейфель

-2

Это французский пианист и композитор (современник Чайковского), мастер лёгкого жанра - бальной и парковой музыки, прославивший своё имя в Европе мелодичными вальсами, польками и галопами.

Он родился в семье, которая не оставила ему шансов на какую-либо другую карьеру: его дед был музыкантом, отец играл на скрипке и руководил собственным бальным оркестром, мать была хорошей пианисткой (ученицей знаменитого Гуммеля - ученика Моцарта), а старший брат Леон учился в Парижской консерватории по классу скрипки (впоследствии он тоже стал сочинителем вальсов).

Неудивительно, что Эмиль Вальдтейфель пошёл по стопам брата и поступил в Парижскую консерваторию. Он занимался там фортепиано и композицией, но курс не закончил - ему пришлось работать на фортепианной фабрике, чтобы поддержать семью.

Естественно, Вальдтейфель принял участие в семейном бизнесе и стал писать музыку для оркестра своего отца Луи, который набирал популярность в Париже. Эти первые опыты сразу же направили ли его карьеру в сторону лёгкой музыки.

Танцевальная музыка в 19 веке стала выгодным и необременительным музыкальным бизнесом, от композитора требовалось немногое - обладать лёгким пером и даром мелодической изобретательности. Многие музыканты (целыми семейными кланами, как, например, Штраусы) занялись конвейерным производством вальсово-галопной продукции, поскольку повсюду открывались публичные танцевальные залы, вальс был на вершине моды, и музицирующая публика охотно раскупала сборники танцевальных новинок для домашнего музицирования.

Первые же вальсы Вальдтейфеля принесли ему успех, и, что особенно важно - они очень понравились супруге Наполеона III императрице Евгении. Эмиль Вальдтейфель был назначен личным пианистом Наполеона III и руководителем придворной танцевальной музыки.

Но настоящую широкую известность он получил только после сорока. В 1870-х Вальдтейфель возглавил практически всю бальную "индустрию" Парижа, в том числе, знаменитые балы в Тюильри:

Большой бал во дворце Тюильри. Гравюра неизвестного автора, ок.1860 г.
Большой бал во дворце Тюильри. Гравюра неизвестного автора, ок.1860 г.

Во Франции он стал таким же "королём вальса", как Иоганн Штраус-сын в Австрии и Германии.

Кстати, в отличие от него, Вальдтейфель сочинял не концертные, а именно бальные вальсы. Они немного проще и мелодичнее, то есть более удобны для танца.

Под них танцевали не только во Франции. Музыка Вальдтейфеля была очень популярна во всей Европе и особенно в Англии (её горячим поклонником был принц Эдуард VII Уэльский), а также в России.

Вот три его вальса, особенно любимые русской публикой.

"Конькобежцы" (1882)

Это самый популярный вальс Вальдтейфеля. Даже тогда, когда его имя ушло в историческую тень (это произошло в 20 веке), "Конькобежцы" Вальдтейфеля сохранились в концертном обороте.

Более точный по смыслу перевод его названия с французского (Les Patineurs) - "Фигуристы", поскольку в музыке этого вальса изображён не бег наперегонки, а именно "фигуры": плавное скольжение и ловкие пируэты, рискованные прыжки и неизбежные падения.

В Париже в те годы стояли довольно холодные зимы, температура иногда падала ниже -20 градусов, в Булонском лесу замерзали водоёмы, и катание на коньках было популярным и модным массовым развлечением. В Париже существовал даже спортивный "Кружок конькобежцев Булонского леса".

Иногда на катках звучала музыка - конечно же, вальсы. Их героически играли на холоде небольшие ансамбли.

Фото катка начала 20 века.
Фото катка начала 20 века.

Конечно, не только спортивный и оздоровительный интерес привлекал публику на катки. Здесь дамы могли щеголять укороченными по такому случаю юбками, а кавалеры - демонстрировать свою спортивную лихость.

Каток был местом флирта и знакомств, ведь поводов для этого случалось много: барышни иногда (ах!) падали и надо же было их кому-то поднимать, или у них внезапно развязывалась шнуровка коньков, и нужна была мужская сила, чтобы затянуть их на щиколотке потуже. Случайные столкновения, мимолетные взгляды, смех, иней на кудрях, румяные щёки... Эта эйфория молодости, снега и лёгкого морозца хорошо слышна в вальсе Вальдтейфеля.

"Долорес" (1880)

За свою картеру Вальдтейфель сочинил около трехсот вальсов, и абсолютное большинство из них написано в мажоре. Вальс "Долорес" - редкий минорный, возможно, именно поэтому он полюбился русской публике, склонной к элегическим настроениям.

Он выдержан в условно-испанском колорите, и в этой точке он удачно пересёкся с цыганским романсом, поскольку испанско-андалузский стиль тоже имеет цыганские корни.

Яков Пригожий - аранжировщик знаменитого цыганского хора Соколовых, выступавшего в московском ресторане "Яр", приспособил эту мелодию к тексту Сергея Герделя. Так получился популярный цыганский романс "Милая, ты услышь меня".

Вот так эта мелодия звучит в своем первоначальном виде, в вальсе Вальдтейфеля:

"Студиантина" ("Estudiantina") 1883 г.

Этот вальс - не авторская музыка Вальдтейфеля, а очень нарядное попурри из нескольких известных мелодий. Вальдтейфель написал его по заказу владельца одного нотного издательства, который хотел сыграть на популярности вокального хита тех лет - дуэта "Estudiantina" другого парижского композитора, автора весёлых оперетт и зажигательных песенок Поля Лакома.

Слово "estudiantina" в Испании означал компанию студентов, которые подрабатывали себе на жизнь, исполняя песни и танцы под окнами горожан под аккомпанемент гитары, мандолины или ещё каких-нибудь инструментов.
-5

Дуэт предназначался для мужского и женского голоса. Его текст начинался словами: "Мы — веселые студенты из прекрасной Саламанки..."

Сразу же появились разнообразные версии "Студиантины" в виде фортепианных переложений для игры в две, четыре и даже шесть рук, аранжировки для мандолины и фортепиано. Её записывали на валики и диски для музыкальных шкатулок и шарманок.

Вальдтейфель дополнил музыку Поля Лакома ещё несколькими популярными мелодиями в испанском стиле и опубликовал "Студиантину" в фортепианном, четырёхручном варианте. Но огромную популярность этот вальс получил тогда, когда Вальдтейфель сделал оркестровую версию. Под него танцевали на балах, его исполняли парковые и военные оркестры.

В России этот вальс тоже был очень известен и даже оставил заметный след в русском песенном репертуаре. Речь идёт о минорной теме (она звучит во второй его половине), под которую так и тянет подпеть - "Мой костер в тумане светит..."

Кто-то из аранжировщиков цыганских хоров соединил эту мелодию à la espagnole с текстом популярного стихотворения Якова Полонского, и такая версия как родная влилась в русскую романсовую традицию.

У нас принято приписывать авторство этого цыганского романса то ли Ю.Садовскому, то ли Ф.К.Садовскому, то ли Якову Пригожему, то ли вообще относить её к русскому фольклору.

Но всё же настоящий автор этой мелодии именно Вальдтейфель.

Популярные вальсы - старинные, оперные, балетные, новогодние, зимние - в специальной подборке 👇

Вальсы | культшпаргалка | Дзен

СПАСИБО за лайки и комментарии! 🌸