Если спросить любого человека 30+ на улице любого российского города, знакомо ли ему имя Эмиля Вальдтейфеля, ответ будет, скорее всего, отрицательный.
При этом тот же гипотетический "любой" наш соотечественник с трёх нот узнает мелодию этого композитора и, возможно, напоёт её со словами: "Милая, ты услышь меня". Такова судьба многих популярных сочинений: они уходят в народ, теряя по дороге имя своего создателя.
Эмиль Вальдтейфель
Это французский пианист и композитор (современник Чайковского), мастер лёгкого жанра - бальной и парковой музыки, прославивший своё имя в Европе мелодичными вальсами, польками и галопами.
Он родился в семье, которая не оставила ему шансов на какую-либо другую карьеру: его дед был музыкантом, отец играл на скрипке и руководил собственным бальным оркестром, мать была хорошей пианисткой (ученицей знаменитого Гуммеля - ученика Моцарта), а старший брат Леон учился в Парижской консерватории по классу скрипки (впоследствии он тоже стал сочинителем вальсов).
Неудивительно, что Эмиль Вальдтейфель пошёл по стопам брата и поступил в Парижскую консерваторию. Он занимался там фортепиано и композицией, но курс не закончил - ему пришлось работать на фортепианной фабрике, чтобы поддержать семью.
Естественно, Вальдтейфель принял участие в семейном бизнесе и стал писать музыку для оркестра своего отца Луи, который набирал популярность в Париже. Эти первые опыты сразу же направили ли его карьеру в сторону лёгкой музыки.
Танцевальная музыка в 19 веке стала выгодным и необременительным музыкальным бизнесом, от композитора требовалось немногое - обладать лёгким пером и даром мелодической изобретательности. Многие музыканты (целыми семейными кланами, как, например, Штраусы) занялись конвейерным производством вальсово-галопной продукции, поскольку повсюду открывались публичные танцевальные залы, вальс был на вершине моды, и музицирующая публика охотно раскупала сборники танцевальных новинок для домашнего музицирования.
Первые же вальсы Вальдтейфеля принесли ему успех, и, что особенно важно - они очень понравились супруге Наполеона III императрице Евгении. Эмиль Вальдтейфель был назначен личным пианистом Наполеона III и руководителем придворной танцевальной музыки.
Но настоящую широкую известность он получил только после сорока. В 1870-х Вальдтейфель возглавил практически всю бальную "индустрию" Парижа, в том числе, знаменитые балы в Тюильри:
Во Франции он стал таким же "королём вальса", как Иоганн Штраус-сын в Австрии и Германии.
Кстати, в отличие от него, Вальдтейфель сочинял не концертные, а именно бальные вальсы. Они немного проще и мелодичнее, то есть более удобны для танца.
Под них танцевали не только во Франции. Музыка Вальдтейфеля была очень популярна во всей Европе и особенно в Англии (её горячим поклонником был принц Эдуард VII Уэльский), а также в России.
Вот три его вальса, особенно любимые русской публикой.
"Конькобежцы" (1882)
Это самый популярный вальс Вальдтейфеля. Даже тогда, когда его имя ушло в историческую тень (это произошло в 20 веке), "Конькобежцы" Вальдтейфеля сохранились в концертном обороте.
Более точный по смыслу перевод его названия с французского (Les Patineurs) - "Фигуристы", поскольку в музыке этого вальса изображён не бег наперегонки, а именно "фигуры": плавное скольжение и ловкие пируэты, рискованные прыжки и неизбежные падения.
В Париже в те годы стояли довольно холодные зимы, температура иногда падала ниже -20 градусов, в Булонском лесу замерзали водоёмы, и катание на коньках было популярным и модным массовым развлечением. В Париже существовал даже спортивный "Кружок конькобежцев Булонского леса".
Иногда на катках звучала музыка - конечно же, вальсы. Их героически играли на холоде небольшие ансамбли.
Конечно, не только спортивный и оздоровительный интерес привлекал публику на катки. Здесь дамы могли щеголять укороченными по такому случаю юбками, а кавалеры - демонстрировать свою спортивную лихость.
Каток был местом флирта и знакомств, ведь поводов для этого случалось много: барышни иногда (ах!) падали и надо же было их кому-то поднимать, или у них внезапно развязывалась шнуровка коньков, и нужна была мужская сила, чтобы затянуть их на щиколотке потуже. Случайные столкновения, мимолетные взгляды, смех, иней на кудрях, румяные щёки... Эта эйфория молодости, снега и лёгкого морозца хорошо слышна в вальсе Вальдтейфеля.
"Долорес" (1880)
За свою картеру Вальдтейфель сочинил около трехсот вальсов, и абсолютное большинство из них написано в мажоре. Вальс "Долорес" - редкий минорный, возможно, именно поэтому он полюбился русской публике, склонной к элегическим настроениям.
Он выдержан в условно-испанском колорите, и в этой точке он удачно пересёкся с цыганским романсом, поскольку испанско-андалузский стиль тоже имеет цыганские корни.
Яков Пригожий - аранжировщик знаменитого цыганского хора Соколовых, выступавшего в московском ресторане "Яр", приспособил эту мелодию к тексту Сергея Герделя. Так получился популярный цыганский романс "Милая, ты услышь меня".
Вот так эта мелодия звучит в своем первоначальном виде, в вальсе Вальдтейфеля:
"Студиантина" ("Estudiantina") 1883 г.
Этот вальс - не авторская музыка Вальдтейфеля, а очень нарядное попурри из нескольких известных мелодий. Вальдтейфель написал его по заказу владельца одного нотного издательства, который хотел сыграть на популярности вокального хита тех лет - дуэта "Estudiantina" другого парижского композитора, автора весёлых оперетт и зажигательных песенок Поля Лакома.
Слово "estudiantina" в Испании означал компанию студентов, которые подрабатывали себе на жизнь, исполняя песни и танцы под окнами горожан под аккомпанемент гитары, мандолины или ещё каких-нибудь инструментов.
Дуэт предназначался для мужского и женского голоса. Его текст начинался словами: "Мы — веселые студенты из прекрасной Саламанки..."
Сразу же появились разнообразные версии "Студиантины" в виде фортепианных переложений для игры в две, четыре и даже шесть рук, аранжировки для мандолины и фортепиано. Её записывали на валики и диски для музыкальных шкатулок и шарманок.
Вальдтейфель дополнил музыку Поля Лакома ещё несколькими популярными мелодиями в испанском стиле и опубликовал "Студиантину" в фортепианном, четырёхручном варианте. Но огромную популярность этот вальс получил тогда, когда Вальдтейфель сделал оркестровую версию. Под него танцевали на балах, его исполняли парковые и военные оркестры.
В России этот вальс тоже был очень известен и даже оставил заметный след в русском песенном репертуаре. Речь идёт о минорной теме (она звучит во второй его половине), под которую так и тянет подпеть - "Мой костер в тумане светит..."
Кто-то из аранжировщиков цыганских хоров соединил эту мелодию à la espagnole с текстом популярного стихотворения Якова Полонского, и такая версия как родная влилась в русскую романсовую традицию.
У нас принято приписывать авторство этого цыганского романса то ли Ю.Садовскому, то ли Ф.К.Садовскому, то ли Якову Пригожему, то ли вообще относить её к русскому фольклору.
Но всё же настоящий автор этой мелодии именно Вальдтейфель.
Популярные вальсы - старинные, оперные, балетные, новогодние, зимние - в специальной подборке 👇
СПАСИБО за лайки и комментарии! 🌸