Найти тему

"В Москву я приехал с фамилией Хачатуров и здесь поменял на Хачатурян..."

В 1973 году Арама Хачатуряна еще называли русским композитором. В ответ на публикацию в ливанской армянской газете "Аздак" Хачатурян разразился статьей на 4 печатных листах. Музыковед, член Союза композиторов Армении Лилит Епремян наткнулась на нее в архиве Эдварда Мирзояна.

Хранящаяся в архиве семьи Мирзоян статья Хачатуряна в конце имеет следующую приписку от руки: "В Москву я приехал с паспортом Арам Хачатуров и здесь, в Москве, я стал Хачатуряном. После меня все мои родственники стали Хачатурянами, а до этого были Хачатуровы".

Armenia.IM публикует статью великого композитора:

"В ливанской армянской газете "Аздак" на днях были напечатаны две статьи: одна – редакционная, а другая – некоего, именующего себя доктором Оганесяном. В этих статьях муссируется вопрос, что я, якобы, где-то заявлял, что я не армянин, а русский. Имеется в виду газета "Советская Россия", которая к моему 70-летию опубликовала интервью со мной. В этом интервью было сказано, что я родился в Грузии, что по национальности я армянин, но в 1921 году поехал в Москву, здесь учился, получил образование. В Армению я поехал после Москвы в 1929 году и с тех пор не порывал связей с моей родиной, Арменией и бываю там почти каждый год. Не случайно, что там я получил звание Заслуженного деятеля искусств Армянской ССР, еще в 1955 году я получил звание Народного артиста Армянской ССР, я был избран депутатом Верховного Совета СССР от Армянской ССР, наконец, я являюсь действительным членом Академии наук Армянской ССР. Все это я говорю потому, что это является лучшим доказательством моей крепкой связи со своей Родиной, что я считаю себя армянином и горжусь этим. Я никогда нигде этого не отрицал. [...] Ведь вся моя жизнь – а мне уже 70 лет, – вся моя деятельность, творчество, практика говорят о том, что я был, есть и буду всегда армянином. Моя музыка имеет очень много корней, связанных с армянской народной музыкой. Одним из своих учителей, помимо великих русских композиторов, я считаю великого Комитаса и Спендиарова, с которым я имел счастье быть лично знакомым. Мои ежегодные поездки в Армению выражаются в моем активном участии в жизни Армянской республики.

В свое время, еще в 1939 году, когда в Москве проходила декада армянского искусства, я почти семь месяцев безвыездно сидел в Ереване и написал за это время балет “Ерджанкутюн”(“Счастье”) для того, чтобы армяне могли показать этот балет в Москве, причем из всех республик Армения была первой, которая привезла балет на декаду искусства,так как до этого все другие республики привозили только оперные спектакли. В дальнейшем я принимал самое активное участие и как композитор, и как организатор во всех музыкальных празднествах Армении и написал не одно произведение, посвященное этим датам. Я участвовал в празднествах, посвященных 100-летию Ованеса Туманяна, рождения Комитаса, Спендиарова, 2750-летия основания Еревана и др. В Ереване есть большая улица, которая к моей великой чести носит мое имя – улица Арама Хачатуряна.

Как думают господа Оганесяны – это все мне досталось просто так? Случайно? Я этой чести удостоен потому, что я все свои силы, знания отдавал Армении. Поэтому все эти глупости, которые пишет обо мне буржуазная пресса, происходят либо от безделья, либо от злобы и ко мне, и к своей родине, которую они не знают и не имеют права считать своей. […] Чем эти господа помогают ей? Ничем… Только кричат: Армения, родина, Айреник.

Армянин сегодня тот, кто приносит пользу своей родине. Кто этого не делает, тот не армянин. И пускай они не лезут в армяне. Мы не признаем таких армян и изгоняем их из своей среды.Эта газетенка, видимо, от безделия занимается зубоскальством и еще смеет помещать мой портрет. Мне это абсолютно не нужно. Меня и без этого знают по моей музыке. Весь мир знает, что я армянин. Вместо такого зубоскальства написали бы лучше об Армении. […] Я гневно реагирую на эти статьи только потому, что все это неверно и несправедливо. Этот пасквиль, к сожалению, взбудоражил поклонников моей музыки, но я хочу надеяться, что не настроил их против меня. Я предлагаю газете написать правду обо мне, отречься от тех глупостей, которые они написали. Заканчивая свое выступление, я хочу сказать, что живу в Москве 52 года, что очень много получил от русского народа, учился здесь в консерватории, в русских школах. Тем, что я стал композитором, я обязан не только моему родному народу, но я также обязан Москве и моим русским учителям.

НО Я – АРМЯНИН, БЫЛ, ЕСТЬ И БУДУ АРМЯНИНОМ, И ТВОРЧЕСТВО МОЕ И ВСЯ МОЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИНАДЛЕЖАТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО МОЕМУ НАРОДУ И МОЕЙ РОДИНЕ – СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ.

АРАМ ХАЧАТУРЯН

Москва, 27 августа 1973 года