Проекция продолжает писать о проектах российских художников. Первый материал был о значении пейзажа в серии «Топография пустоты» Александра Верёвкина.
Сегодня мы узнаем, как образы из памяти материализуются в проекте Олега Савунова.
Один из последних проектов художника Олега Савунова имеет лаконичное решение и сюжет, который найдёт отклик у многих зрителей. Серия «Фигура фантазма» основана на личной истории. Приведём её словами автора, чтобы избежать неточностей пересказа:
В детстве мне часто рассказывали одну и ту же историю. Моя мать гуляла со мной и с братом по новому району города, в который мы только что переехали. Обстановка действовала угнетающе, с чувством тоски она шла, осматривая окрестности. На одном из балконов дома она заметила мужчину, который стоял в халате с кружкой в руке, за его спиной в комнате горел тёплый свет. Эта картина отпечаталась в её памяти как образ спокойствия, благополучия и защищённости.
Этот момент из моего прошлого первым пришёл мне в голову, когда я задался вопросом источника формирования образа настоящего, взрослого мужчины в моем понимании. Взгляд матери снизу на этот балкон зародил в памяти фантазматическое изображение события. В этот самый момент я бессознательно идентифицировал себя с этим мужчиной и, в каком-то смысле, впитал в себя проекцию его «фигуры». Чтобы завершить процесс трансформации, мне остаётся только стать им, и физически слиться с прототипом. Проект представляет собой документацию серии перестановок этой встречи.
21 фотография соответствует числу домов в квартале в 1987-м году.
Несмотря на то, что слова художника наиболее полно описывают идею художественного проекта, роль фантазма в серии требует небольшого комментария.
Как ни странно, слово фантазм, имеет два, возможно, противоположных значения, которые крайне точно помещаются в рамки идеи автора.
Фантазм — (от греч. φάντασμα — призрак, воображение, представление) воображаемое событие, которое кажется человеку произошедшим с ним на самом деле.
Фантазм (от устар. фантасмагория) — обозначает особый вид сценоподобного представления, в котором перед зрителями на специальном экране появляются, преимущественно пугающие образы, проецируемые с помощью «волшебного фонаря» (грубо говоря, прототипа современного проектора).
Если первое определение отвечает тому эффекту, который произвела фигура на рассказчиков, а затем и на самого художника, то второе определение поможет нам лучше понять в чем именно состоит эффект, который производит серия фотографий на нас.
Один из самых важных этапов проекта — тот, в котором происходит перевоплощение, — художник принимает образ человека из воспоминаний. Перед нами разыгрывается та самая фантасмагория: мы видим только подсвеченный лик, как если бы это был «волшебный фонарь».
Слово «фигура», взятое Савуновым, как нельзя точно описывает то, что мы видим перед собой. Художник выбирает такую дистанцию для зрителя, чтобы быть узнаваемым, но не распознаваемым. Это значит, что не зная художника в лицо, мы вряд ли поймём кто стоит на балконе, при этом его очертания всё же остаются узнаваемыми от фотографии к фотографии.
Становление фигурой даёт возможность художнику создать невозможную ситуацию — увидеть одного и того же персонажа на балконах разных домов. И это — фантазм, который вывернут наизнанку. Если традиционный фантазм рождается из воображения, то фантазм Савунова создан только документальными средствами.
Любой продукт воображения носит индивидуальный характер. Мы можем рассказать другим о том, что мы представляем (увидели во сне или что-то, что показалось нам наяву), а наши собеседники сами решат, верить вам на слово или нет. Фотография, благодаря способности представлять вещи «объективно», даёт возможность разным людям рассмотреть одно и то же изображение (это совсем не означает, что они увидят в ней одинаковые вещи, ведь это вопрос персональной интерпретации). Но в серии Савунова документальные изображения, за счёт намеренного повторения сюжета, становятся близкими по характеру видéниям, галлюцинациям или состоянию паранойи.
Олег Савунов обозначил проект, как завершение важного для себя этапа трансформации. Однако серия сообщает нам гораздо больше, чем просто документацию тщательного перевоплощения. Художник создаёт условия, в которых зритель, даже не знакомый с тем, что произошло, может прочувствовать ситуацию, которая оставила неизгладимое впечатление на автора и его близких.
А значит, «Фигура фантазма» сообщает не просто рассказ, но передаёт путь автора, который каждый зритель может переиграть для себя в пространстве своей памяти.
Полную версию проекта вы можете увидеть на сайте автора.
Текст: Юрий Гудков
Редактор: Надя Шереметова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.