Найти в Дзене
ARTINVESTMENT

Как определить фальшивую картину по фотографии?

Один из самых подделываемых сюжетов
Один из самых подделываемых сюжетов

Нередко люди, по незнанию купившие поддельную картину, начинают напирать: «Да как вы смеете судить о подлинности, когда видите фото и не держали картину живьем!». Отчасти верно.

Но дело в том, что в большинстве случаев ситуация не требует дорогостоящих экспертиз. Суперподделки высокого качества (как в кино) встречаются относительно редко. Это дорого, их продажа требует большой подготовки. По счастью, 90% «подделок массового поражения», которые предлагают по частным каналам — это довольно низкосортный продукт. А часто и вовсе дрянь, рассчитаная на людей совсем далеких от искусства. Любому насмотренному человеку с ними все будет понятно даже по самым отвратительным фото.

Что выдает подделку, кроме низкого качества живописи?

1. Сюжет низкосортной подделки – это обычно копия или фантазия с какого-то известного музейного оригинала. Это подозрительно. Когда владелец об этом узнает, то порой хватается за соломинку и начинает выдвигать теории, что это может быть авторское повторение. Кто-то может и поверит. Но дело в том, что изготовителей поддельных картин выдает презрение к необразованной клиентуре. Например, на подделку, имитирующую Серебрякову они подпись Ланского. А «Натурщица» Машкова превращается в картину то Фалька, то Клюна, то Альтмана. То есть вообще не похоже. И жулики это знают. Куражатся, не иначе.

Подлинник картины Ильи Машкова «Натурщица». Государственный русский музей. Источник вдохновения для одной из самых распространенных серий «фальшаков»
Подлинник картины Ильи Машкова «Натурщица». Государственный русский музей. Источник вдохновения для одной из самых распространенных серий «фальшаков»

-3

-4

-5

Низкосортные подделки, подписанные Альтманом, Бирштейном, Клюном
Низкосортные подделки, подписанные Альтманом, Бирштейном, Клюном

2. Обилие бирок, наклеек, надписей и других якобы следов бытования работы на обороте. «Опись по классам», номера, левые пометки – чем больше, тем лучше. У потенциального потерпевшего должно создаваться впечатление, что вещь старая, не раз была на музейных выставках и лишь чудом попала ему в руки.

Типовой оборот поддельной картины. В верхем правом углу – бирка «Опись по классам». Источник: https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=7665
Типовой оборот поддельной картины. В верхем правом углу – бирка «Опись по классам». Источник: https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=7665

Наклейка (бирка) «Опись по классам» - верный спутники наиболее массовой серии поддельных картин. Источник: https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=7665
Наклейка (бирка) «Опись по классам» - верный спутники наиболее массовой серии поддельных картин. Источник: https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=7665

3. Странный выбор места продажи. Зачем вдруг продавать мировые шедевры из таинственной «европейской коллекции» на аукционе или в галерее в России? С чего вдруг Рафаэля или русский авангард тащить через три границы в РФ, а не выставить на самые дорогие аукционы мира Сотбис и Кристис? Которые тем более находятся в Европе прямо под боком? Что, продавец столь наивен? Нет, конечно.

4. Намеренное искажение инициалов художника со звучной фамилией. Покупатель читает – «Лентулов». Ба! Тот самый Лентулов! Кто ж его не знает! А что это «М. Лентулов», а «бубновалетовца» звали Аристарх, покупатель может и не обратить внимание. Вы покупали Лентулова – вот вам Лентулов, какой-то малоизвестный Михаил Лентулов. Ах, вы думали, что Аристарх? Ну что ж вы!

Подпись на обороте – М. Лентулов вместо А. Лентулов. Но делать нечего. К тому же авангардист Аристарх Лентулов картины обычно не подписывал
Подпись на обороте – М. Лентулов вместо А. Лентулов. Но делать нечего. К тому же авангардист Аристарх Лентулов картины обычно не подписывал

Как видите, чтобы определиться по каждому из пунктов простой фотографии будет достаточно за глаза. Даже плохонькой. Если есть сомнения – спросите у знатоков на форуме. Ну, а если дело идет к покупке и вещь дорогая, то нужно обязательно делать экспертизу (в Москве в авторитетных центрах экспертиза стоит порядка 30 000 – 50 000 рублей).

И, конечно, не стоит забывать общее правило безопасности: при любых сомнениях лучше отказаться от покупки. Хватит на ваш век еще шедевров.

Источник: https://artinvestment.ru/invest/misc/20110128__poddelki.html