Нередко люди, по незнанию купившие поддельную картину, начинают напирать: «Да как вы смеете судить о подлинности, когда видите фото и не держали картину живьем!». Отчасти верно.
Но дело в том, что в большинстве случаев ситуация не требует дорогостоящих экспертиз. Суперподделки высокого качества (как в кино) встречаются относительно редко. Это дорого, их продажа требует большой подготовки. По счастью, 90% «подделок массового поражения», которые предлагают по частным каналам — это довольно низкосортный продукт. А часто и вовсе дрянь, рассчитаная на людей совсем далеких от искусства. Любому насмотренному человеку с ними все будет понятно даже по самым отвратительным фото.
Что выдает подделку, кроме низкого качества живописи?
1. Сюжет низкосортной подделки – это обычно копия или фантазия с какого-то известного музейного оригинала. Это подозрительно. Когда владелец об этом узнает, то порой хватается за соломинку и начинает выдвигать теории, что это может быть авторское повторение. Кто-то может и поверит. Но дело в том, что изготовителей поддельных картин выдает презрение к необразованной клиентуре. Например, на подделку, имитирующую Серебрякову они подпись Ланского. А «Натурщица» Машкова превращается в картину то Фалька, то Клюна, то Альтмана. То есть вообще не похоже. И жулики это знают. Куражатся, не иначе.
2. Обилие бирок, наклеек, надписей и других якобы следов бытования работы на обороте. «Опись по классам», номера, левые пометки – чем больше, тем лучше. У потенциального потерпевшего должно создаваться впечатление, что вещь старая, не раз была на музейных выставках и лишь чудом попала ему в руки.
3. Странный выбор места продажи. Зачем вдруг продавать мировые шедевры из таинственной «европейской коллекции» на аукционе или в галерее в России? С чего вдруг Рафаэля или русский авангард тащить через три границы в РФ, а не выставить на самые дорогие аукционы мира Сотбис и Кристис? Которые тем более находятся в Европе прямо под боком? Что, продавец столь наивен? Нет, конечно.
4. Намеренное искажение инициалов художника со звучной фамилией. Покупатель читает – «Лентулов». Ба! Тот самый Лентулов! Кто ж его не знает! А что это «М. Лентулов», а «бубновалетовца» звали Аристарх, покупатель может и не обратить внимание. Вы покупали Лентулова – вот вам Лентулов, какой-то малоизвестный Михаил Лентулов. Ах, вы думали, что Аристарх? Ну что ж вы!
Как видите, чтобы определиться по каждому из пунктов простой фотографии будет достаточно за глаза. Даже плохонькой. Если есть сомнения – спросите у знатоков на форуме. Ну, а если дело идет к покупке и вещь дорогая, то нужно обязательно делать экспертизу (в Москве в авторитетных центрах экспертиза стоит порядка 30 000 – 50 000 рублей).
И, конечно, не стоит забывать общее правило безопасности: при любых сомнениях лучше отказаться от покупки. Хватит на ваш век еще шедевров.
Источник: https://artinvestment.ru/invest/misc/20110128__poddelki.html