Вы мечтаете о работе автоспортивного журналиста? Ну тогда слушайте сюда – я расскажу вам об этой работе "изнутри" на примере прошедшего недавно этапа Кубка мира по ралли-рейдам. Гонка состоялась в Карелии и называлась Баха «Северный лес».
Вводные данные
1. Я: в Москве
2. Гонка: в Республике Карелия на приграничной с Финляндией территории
3. Даты: с 16 по 19 февраля
Ну что, поехали? Неа! Сперва собираем вещи и продумываем логистику перемещений.
Вещи
Это целый арсенал – как шмотья, так и различного электронного барахла. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что на гонке ты будешь очень много времени проводить стоя в сугробе по колено/по пояс. При этом на время проведения «Северного леса» обещали от -15 до -20 градусов. И как назло синоптики не ошиблись!
Поэтому шмотьё пришлось упаковать такое: тёплое термобельё и термоноски, тёплые брюки и куртка, несколько видов шапок и перчаток (на разную температуру воздуха), варежки, очень тёплые высокие ботинки. Стельки с подогревом я купить не удосужился – хотя стоило бы.
Ну и там всякие носки-трусы и ванно-банное само собой.
Журналистские штуки
Рюкзак со всем уложенным в него нужным для меня барахлом весит под 30 кг. «Что за кирпичи ты в него напихал?», – каждый раз спрашивает меня моя любимая женщина. А я каждый раз ей отвечаю: «Там нет ничего лишнего». Подобная словесная дуэль происходит у нас перед каждой гонкой…
Так что же я туда запихиваю? Ей я никогда не рассказывал, а с вами поделюсь. Цените! Но ей не рассказывайте ;)
Итак:
– Ноутбук Macbook Pro 13
– iPad
– Фотоаппарат Canon EOS 7D
– Объектив Canon 24-105
– Вспышка Canon
– Два диктофона Sony
– Шесть внешних дисков
– Два аккумулятора Powerbank (телефон на морозе очччень быстро садится)
– Удлинитель
– Всевозможные зарядные устройства и провода
– Куча флешек формата CompactFlash для фотоаппарата
– Батарейки и аккумуляторы АА и ААА (икеевские)
– Наушники (два комплекта)
– Термокружка
Всё это влезло в сумку и рюкзак. Поехали? Да, теперь можно!
Логистика
«Сапсаном» я добрался до Санкт-Петербурга, откуда в составе целой медиа-бригады отправился в Карелию на микроавтобусе.
На «Северный лес» я поехал в составе медиа-бригады гоночной команды SUPROTEC Racing. В прошлом году экипаж этого коллектива стал чемпионом России в личном зачёте, а вся команда в сборе завоевала титул в командном первенстве. Абсолютные чемпионы, что тут ещё скажешь?
Наша медиа-бригада состояла из десяти человек. В неё входили:
1. Митя "он вам не Димон" – видеооператор
2. Костя – видеобосс
3. Миша "Дизель" – видеоблогер
4. Саша – фотографиня (так не говорят, но зато понятно, что речь о девушке)
5. Андрей "Ник" – фотограф и PR-щик
6. Егор – лицо видеоблогов команды
7. Егор "Большой" – квадрокоптерист
8. Дима – монтажёр
9. Лиза – главная по логистике
Ехали весело и шумно. Иначе мы не умеем. По пути обсуждали самые разные вопросы и даже "забились" в тотализатор – по окончании гонки выяснилось, что мои предсказания оказались на 100% верны… Но не буду забегать вперёд.
Дорога из Питера в Карелию
Сколько раз я проехал по этому маршруту – и не сосчитать. Ну что поделать – в Лахденпохском и Сортавальском районах Карелии ежегодно проводятся три ралли («Карелия», «Яккима», «Белые ночи») и ралли-рейд («Северный лес»). И такая канитель длится – лично для меня – вот уже 14 лет!
Дорога с каждым годом меняется в лучшую сторону – "старую" Приозерку всё больше и больше подменяет собой "новая". Здесь я едва не попал в тяжёлую аварию – об этом я уже рассказывал. Здесь гаишники просто звери. И здесь есть ряд негласных традиций, которые принято соблюдать. А также несколько особенностей данного конкретного маршрута…
Традиции и особенности
Сперва про традиции.
1. В посёлке Лосево сразу за мостом через бурную речку Вуокса – она известна тем, что здесь проводился фестиваль «Бабл баба челлендж», то бишь сплав по реке на надувных женщинах(!) – по правую руку есть стеклянный ларёк, где продают копчёную рыбу. Мимо такого деликатеса проехать невозможно. Настойчиво рекомендую!
2. Издревле, когда автоспорт был ещё чёрно-белым (это как бы шутка) по пути из Питера в Карелию гонщики и журналисты делали остановку на маленькой и грязненькой АЗС Лукойл в Приозерске. Здесь было принято пить кофе, после чего путники продолжали движение уже до карельской Лахденпохьи.
С 99-процентной вероятностью ты встречал здесь кого-нибудь знакомого. Но несколько лет назад в том же Приозерске, но чуть раньше появилась большая, красивая и современная АЗС Газпромнефть. Теперь народ преимущественно останавливается здесь.
3. Остановка на границе Ленобласти и Республики Карелия. Раньше это был прямо-таки ритуал – с разбитой гравийки ты въезжал на асфальт. Теперь эту границу ты проезжаешь незаметно – я вот заснул и пропустил её...
А теперь про особенности:
1. В Ленобласти очень внимательные к обгонам гаишники. Будьте аккуратнее.
2. В Карелии очень внимательные к превышению скорости гаишники. Плюс они не берут взятки. Так что будьте вдвойне аккуратны!
3. После Приозерска начинается одна из моих любимейших дорог. Но она очень сложная и опасная – тут действует главное правило: "Верь всем знакам!" Если написано "40", то надо ехать не больше 40, а зимой и того медленнее. Поверьте, трасса от Приозерска до Сортавалы за годы проведения автогонок собрала множество погибших и раненых зрителей...
Говорят, что от Приозерска до Кузнечного – это всего 19 километров – дорога имеет около сотни поворотов! Вдумайтесь в это. Но такое чувство, что от Лахденпохьи до Сортавалы поворотов ещё больше.
Итак, ехали мы ехали и вдруг увидели наших – да-да, у нас на этой гонке было аж пять экипажей!
Тесты
В преддверии гонки в Карелии гонщики и команды проводят тестовые заезды – последние приготовления к предстоящей гонке. У нас не было задачи посетить тесты нашей команды, но по пути мы чисто случайно (честное слово) обнаружили гоночный автомобиль Нива Супротек, наш экипаж и автомобили технической поддержки. Команда уже провела заезды и собиралась возвращаться в Сортавалу.
Останавливаемся, выпрыгиваем, фотографируем новый экипаж нашей команды и продолжаем движение в гостиницу.
Гостиница
На протяжении всей гонки мы жили на базе отдыха "Чёрные камни". Название знакомое? Ну конечно же – оно из фильма "Бриллиантовая рука"! Помните это Мироновское: "Сень, давай махнём на рыбалку, а? Поедем на Черные камни? Возьмём лодку, с ночёвкой, отсидим вечернюю зорьку".
Такое название базы в Карелии обязывало и к остальным совпадениям. На её территории есть гостиница "Атлантика" и ресторан "Плакучая ива". Ну прикольно же, а?
Заселились, разложили скарб, поужинали. В это время Егор записал интервью с нашим новым экипажем. Ребята быстренько смонтировали его и залили в сеть:
Ну что, теперь можно и спать ложиться? Стоп! Необходимо выполнить первое правило журналиста – перед сном поставить на зарядку всё, что только можно зарядить! В моём случае это телефон, ноутбук, фотоаппарат и аккумуляторы для вспышки. В диктофоны я заранее вставил свежие батарейки.
Теперь можно и спать. Тем более, что спать во время гонки журналистам приходится совсем немного – ложишься очень поздно, встаёшь очень рано. С утра мы должны получить аккредитацию, после чего у нас пролог и торжественный старт.
Аккредитация
Обязательная процедура на любом серьёзном соревновании. К таким, как правило, относятся международные ралли и ралли-рейды, проводимые на территории России.
При аккредитации вам выдают бейдж, браслет и жилет – без них вас могут куда-либо не пустить: на трассу, на пресс-конференцию, на церемонию старта или финиша.
Зачем нужна аккредитация на гонках чемпионата и Кубка России – никто не знает. Она ровным счётом ничего не даёт. Никто ни за чем не следит...
Документы на аккредитацию я подавал заранее электронной почтой. Здесь я только расписался в бумажках и получил все нужные знаки отличия.
Получили? Уходим. А точнее – бежим! Куда? Об этом в следующем пункте...
Умение "водить жалом"
На любой гонке каждый хороший (sic!) журналист должен "водить жалом" – вокруг всегда что-то происходит и очень важно это заметить, при необходимости сфотографировать или записать интервью с тем или иным участником события.
Второго шанса у тебя попросту не будет.Всё происходит очень быстро, поэтому с самого приезда в зону проведения гонки диктофон висит на шее, а фотокамера расчехлена и готова к "стрельбе".
При этом совершенно неважно – пригодится тебе в дальнейшем отснятое и/или записанное. Главное – заснять и записать, а потом разберёмся.
Вот один пример – случайный кадр лучшего рейдовика планеты Нассера Аль-Аттии за рулём обычной гражданской Skoda в заснеженной Сортавале:
Наши парни тоже не теряли время зря:
Не забываем про электронную почту и мессенджеры – туда валится информация о событиях гонки, окологоночных мероприятиях и т.д. Именно из почты мы узнали о внеплановом событии...
Неожиданности
В Сортавале в день аккредитации внезапно были организованы тесты легендарной рейдовой команды "КАМАЗ-мастер". Из-за этого нашему коллективу пришлось оперативно перекраивать свой график, чтобы заехать на замерзшее озеро, где и должен был носиться гоночный грузовик.
За его руль впервые должны были сесть победители Кубка мира по ралли-рейдам в зачёте внедорожников Нассер Аль-Аттия и Владимир Васильев – это интересный инфоповод и его нужно обязательно отработать.
– Народ! Быстро аккредитуемся и едем на тесты!
– Но ведь Аль-Аттия и Васильев ещё внизу в штабе...
Хватаю камеру и бегу на первый этаж – действительно: вот легендарный Владимир Чагин, а с ним Аль-Аттия и Васильев. Значит на тесты можно не спешить.
Но вот и гонщики засобирались, а значит нам пора сматывать удочки и мчаться вперёд – нам ещё нужно пробежаться по трассе и присмотреть несколько точек для съёмки.
Не зря спешили – мне удалось найти пару отличных точек. Правда мне пришлось с полчаса постоять на одной из них. Было скучно и холодно, поэтому я вытоптал прямо на трассе слово "КАМАЗ". Надеюсь пресс-служба команды оценит этот жест. Эрик, что скажешь? ;)
Точки я нашёл хорошие – кадры получились очень даже неплохие:
Кстати, если кому интересно – КАМАЗ ехал на резине с шипами. Да-да, бывает для грузовиков и такая!
Отсняли? По машинам и на пролог!
Пролог
Что это такое? Это короткий спецучасток, по результатам которого гонщики выбирали стартовые позиции первого дня гонки. Всего 19 километров, а нам нужно успеть проехать по трассе за пару часов до гонщиков и найти точки съёмки. Плюс к этому нужно куда-то поставить нашу машину – брустверы на трассе высотой порой с человеческий рост!
К сожалению пролог для съёмки был не очень интересен. Поэтому я поснимал на одной точке, затем перебежал на другую, с неё на третью и так далее. В общем суммарно пробежал километров пять-шесть. В зимней экипировке, тяжёлых ботинках, с камерой на шее. Та ещё зарядка ;)
Для того, чтобы вам было понятнее, как работает автоспортивный фотограф, я покажу его работу со стороны, а также итоговый кадр:
Свою работу на прологе продемонстрирую на одном коллаже – у меня получилось девять точек съёмки. К сожалению все они по сути оказались "ни о чём", но так уж получилось – не самый интересный спецучасток:
Отсняли пролог. Теперь на пресс-конференцию участников, выбор стартовой позиции и церемонию старта. Всё это проходило в одном из самых живописных мест Карелии – горном парке "Рускеала".
Прессуха
Так журналисты по традиции называют это мероприятие. Собственно участники предстартовой пресс-конференции как правило ничего суперинтересного не рассказывают, но до и после прессухи если уметь "водить жалом" можно узнать что-нибудь эдакое. И мне это удалось – чисто случайно я умудрился вызнать мировой эксклюзив.
Узнав эксклюзивную новость – о планах Нассера Аль-Аттии в ралли на этот сезон – я её постарался отработать максимально быстро. Все пошли на выбор стартовых позиций, я поначалу тоже сбегал туда, в соседнее здание, но понял, что для меня там ничего особенно интересного нет и отправился в пресс-центр, где быстренько "запилил" вот эту новость. А после публикации раскидал её по соцсетям.
В это время гонщики выбрали стартовые позиции – это происходило довольно забавно:
Завершив написание, публикацию и рассылку новости по соцсетям я побежал – да-да, всё бегом – на церемонию торжественного старта. И даже успел отснять немало экипажей. Вот тут меня "спалили" за работой:
Мой кадр того же экипажа:
Очередной этап работы завершён. Мы отправляемся в гостиницу. Сели в машину, поехали. По приезду – ужин и спать? Ха! Если вы так подумали, то вам ещё далеко до автоспортивного журналиста. Спать ложатся гонщики, члены команд, а журналисты вовсю продолжают работу. Видеобригада монтирует ролик по итогам пролога, а я сливаю и отбираю фотки, а потом пишу текст по итогам дня.
Вот, что у нас с парнями получилось – это мой первый текст. Был ещё и второй – на этой гонке я сотрудничал с несколькими СМИ. Поэтому пришлось написать ещё один мой обзор дня.
Видеоролик по прологу:
Спать я лёг в два часа ночи. Подъём – в 6 утра. Да, выспаться на гонках журналисту не удаётся...
Первый боевой день
Будильник. Второй будильник. Третий будильник. Встаём! Мы бодры и веселы. На самом деле нет...
На улице -20 градусов. Завтрак в "Плакучей иве", микроавтобус и на трассу. День будет долгий.
Приезжаем по боковой дорожке к так называемой зрительской зоне. Снимать здесь нечего, поэтому всё как всегда – начинаем бегать по трассе в поисках точек съёмки. В этот день я пробежал километров десять – на трассу мы приехали около 8 утра, а вернулся в микроавтобус я около трёх часов дня. Весь день на ногах, без еды и воды, температура -15...-20.
Вновь на коллаже покажу все точки съёмки:
В целом отснялся хорошо – и "в бою" участники получились очень даже, плюс удалось совершенно случайно стать свидетелем остановки экипажа для ремонта в полевых условиях, плюс к этому отснял буксировку одного из фаворитов гонки – автомобиль Бориса Гадасина загорелся и ему пришлось остановиться. Очень жаль, ведь это гонщик моей команды SUPROTEC Racing...
Финиш первого дня
Трасса ралли-рейдов – штука достаточно протяжённая. Поэтому сфотографировав весь гоночный "канал" (так называют всех участников гонки) мы спокойно дошли до автобуса и отправились на финиш дня.
Финиш находился совсем рядом от нас – буквально в десяти минутах езды. Доехав туда мы успели встретить практически всех участников.
В мировом автоспорте не редкость экипажи, где пилот и штурман – представители совершенно разных стран. В Карелии в группе лидеров выступал один из таких дуэтов – пилот из Саудовской Аравии Ясир Сейдан и штурман Алексей Кузьмич. Их мы тоже успели застать на финише дня:
А вот и наши финишировали – сначала экипаж на прототипе G-Force BARS. Про эту машину я уже подробно рассказывал:
Салон машины больше напоминает кабину самолёта – тумблеров и кнопочек ничуть не меньше!
Пока мы берем интервью у экипажа мимо проезжает финишировавший следом за нашими Арон Домзала. Ему не повезло – он за сегодня умудрился дважды перевернуться, поэтому его машина выглядит слегонца помятой...
Так, на дворе XXI век, эпоха соцсетей, поэтому обязательно надо пофоткать френдов – чтобы потом передать им фотографии:
Финиширует ещё один экипаж нашей команды – они едут на уникальной Ниве Супротек. Об этой машине я ещё расскажу отдельно:
Дима Воронов и Аня Завершинская – оба выходцы из классического ралли. Это их первый совместный ралли-рейд, первая гонка на этой машине. И они завершили день первыми в своём зачёте. Браво!
Видеобригада поговорила с Димой и берёт интервью у Ани. Я жду удачного момента, чтобы сделать хороший портрет и мне это удаётся – Дима высовывает голову из машины, чтобы посмотреть назад – там к финишу приехал его основной соперник Женя Суховенко. В этот момент я Диму и щёлкнул...
На "Северном лесе" не выступают мотогонщики – так уж повелось. Поэтому пальму первенства в негласном соревновании "самые бесстрашные" у них здесь отняли экипажи, выступающие на багги зачёта Т3. Эти машины принято называть кибитками. У них нет стёкол – у кого боковых, у кого всех. Печки сколхожены самостоятельно. Поэтому на этих машинках выступать могут только настоящие смельчаки! В нашей команде этими смельчаками были... две девушки-блондинки Маша Опарина и Тая Штанева:
Мы дождались финиша всех участников и отправились в сервис-парк.
Сервис-парк
Лишь в субботу мне удалось добраться до парка сервиса – здесь автомобили участников гонки приводят в рабочее состояние после различного рода приключений на трассе гонки.
На въезде в сервис – зона заправки. Здесь стоят бочки с топливом, а также в обязательном порядке пожарные машины – на всякий случай. Все автомобили заправляются вручную специальным насосом – на фото видно, как механик качает топливо:
Продвигаемся дальше и в первую очередь идём в расположение нашей SUPROTEC Racing. Машины уже в окружении механиков – можно поснимать работу в сервисе, а также различные крупные планы тех или иных конструкторских решений:
На заднем плане – машина Андрея Рудского. С ней работы совсем немного. А вот G-Force Бориса Гадасина после утреннего пожара требует особого внимания...
Двигатель заведён, механики и сам Борис – не только гонщик, но и создатель этой машины – внимательно смотрит на силовой агрегат. Под машиной валяются ошмётки сгоревшей проводки и чёрт знает чего. Чувствуется сильный запах чего-то горелого...
Ну а мы идём дальше – надо пофотографировать и другие команды, других участников.
"Чапай" и Аня – два раллиста, встретившиеся на ралли-рейде. Оба довольны, день сложился неплохо.
Мотогонщица Настя Нифонтова, которая на "Северном лесе" дебютировала за рулём рейдового внедорожника в составе команды Toyota Team Russia. Настя участвует в съёмке сюжета для ТВ – не будем ей мешать:
Хотя для портрета она всё равно улыбнулась ;)
Журналисты притащили с трассы запчасти от попавшей в аварию ГАЗели Ивана Самарина. Сама машина к этому моменту ещё до сервиса не доехала:
Саму машину я встретил уже на выезде из сервис-парка:
А другая ГАЗель Алексея Игнатова, который утром остановился из-за потери охлаждающей жидкости, продолжила хандрить – она обильно поливала землю:
Всё! По машинам и в гостиницу. Сливать фото, писать тексты.
И вновь – два текста были написаны поздно ночью и отосланы админам сайта: вот первый, а вот второй материалы.
Ребята же ночью смонтировали видеообзор дня:
Отбой в половину четвёртого. Подъём вновь в шесть утра...
Второй боевой день
А стоило ли ложиться? И почему я не стал шахматным журналистом? Возьми себя в руки, тряпка! Вперёд!
Мы отправляемся на те же точки, что и вчера. Но во второй день участники поедут в обратную сторону, так что съёмка будет отличаться от вчерашней.
Мороз чуть спал, но всё равно холодно. Пошёл снег. Я походил по трассе, присмотрел себе несколько точек. На первых экипажах пристреляюсь и после решу – где же встать.
Обычно гоночные автомобили слышно издалека, но сегодня первая машина звучит как-то гулко и приближается не очень-то быстро. Это должен быть Аль-Аттия на Toyota, но вместо него из-за поворота вываливается... КАМАЗ!
Кстати, в печать пойдёт этот кадр, а вот что происходит, когда многотонная махина проносится мимо фотографа и тебя заваливает снегом...
Отплевавшись от снега и очистив камеру я жду следующие экипажи. Вместе со мной на точки встали и другие фотографы – привет Лина и Рома!
Вслед за КАМАЗом поехали и внедорожники – это лидеры среди россиян: Владимир Васильев и Константин Жильцов. Впереди у них сезон в главной рейдовой серии планеты – Кубке мира FIA:
Сегодня мы с видеооператором Митей "он вам не Димон" и фотографиней Сашей стоим под самый финиш спецучастка. Поэтому машины едут по трассе с непредсказуемыми интервалами – вот проехали три сразу, а потом пауза в 10-15 минут. В это время удаётся перевести дух:
Но чу, мчится "кибитка" и мы тут же бросаемся снимать:
У меня получился вот такой кадр "охромевшего" автомобиля:
Вообще автоспортивным фотографам приходится снимать и стоя, и сидя, и даже лёжа!
Зачем снимать лёжа? С нижней точки кадры получаются совершенно иные, чем скажем из положения стоя. Вот, например:
Мы завершили съёмку спецучастков и теперь нам нужно срочно мчаться на церемонию финиша – ждать никто не будет!
Финиш гонки
Сразу после окончания проезда спецучастков участники гонки направляются к финишной арке. Здесь все добравшиеся до финиша автомобили проезжают специальный помост, приветствуют зрителей и позируют прессе:
Но перед аркой гонщики ждут отмашки организаторов гонки, собираясь в специальном отстойнике. Журналисты собирают последние интервью, фотографы снимают портреты, а местные мальчишки собирают автографы:
Аль-Аттию позвали на финишный подиум – экипаж-победитель радуется первому месту!
После проезда первой тройки через арку все три экипажа приглашаются на сцену для того, чтобы открыть традиционное победное шампанское. Для фотографов наступает очень важный и опасный момент – брызги шампанского это очень красиво, но очень плохо для объективов. Тут важно успеть отскочить назад в случае чего. Поэтому необходимо подготовить пути отступления для быстрого прыжка. Мне удалось сохранить оптику чистой и сделать вот такой кадр:
Остаётся последний элемент официальной программы гонки – награждение. Но оно пройдёт вечером.
Итак, гонка завершена. А мы продолжаем работать – до награждения надо успеть написать два текста и разобрать фото. Хоп-хоп и тексты готовы: первый и второй. Фотки отобраны и вставлены в материалы. Вновь прыгаем в автобус и едем на награждение.
Награждение
Собственно для команды SUPROTEC Racing, в составе которой я выезжал на "Северный лес", гонка сложилась весьма неплохо. Второе и третье места в абсолютном зачёте этапа чемпионата России по ралли-рейдам, победа в зачёте "Рейд Спорт", второе место в Т3, ну и первое в командном зачёте!
Теперь можно перевести дух и отправиться на празднование...
Выезд из гостиницы – утром в понедельник, на микроавтобусе до Питера, оттуда сразу на "Сапсан" и домой в Москву. По пути нужно начать писать тексты для тех или иных СМИ, с которыми мы договорились о сотрудничестве. И если вы думаете, что написать несколько совершенно разных обзоров одной и той же гонки легко, то вы заблуждаетесь.
Кстати и видео подоспело – ролик о заключительном дне гонки:
Вот так выглядит работа автоспортивного журналиста на гонке.
Сложно, но очень интересно. Не так ли? ;)
Авторы фото:
Александра Адианова, Дмитрий Гальчун, Сергей Беляков (РОСРР) и собственно я :)