Найти тему
Автоспорт

Чем занимаются автоспортивные журналисты на гонках. Раскрываю все секреты!

Оглавление

Вы мечтаете о работе автоспортивного журналиста? Ну тогда слушайте сюда – я расскажу вам об этой работе "изнутри" на примере прошедшего недавно этапа Кубка мира по ралли-рейдам. Гонка состоялась в Карелии и называлась Баха «Северный лес».

Вводные данные

1. Я: в Москве

2. Гонка: в Республике Карелия на приграничной с Финляндией территории

3. Даты: с 16 по 19 февраля

Ну что, поехали? Неа! Сперва собираем вещи и продумываем логистику перемещений.

Вещи

Это целый арсенал – как шмотья, так и различного электронного барахла. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что на гонке ты будешь очень много времени проводить стоя в сугробе по колено/по пояс. При этом на время проведения «Северного леса» обещали от -15 до -20 градусов. И как назло синоптики не ошиблись!

Поэтому шмотьё пришлось упаковать такое: тёплое термобельё и термоноски, тёплые брюки и куртка, несколько видов шапок и перчаток (на разную температуру воздуха), варежки, очень тёплые высокие ботинки. Стельки с подогревом я купить не удосужился – хотя стоило бы.

Ну и там всякие носки-трусы и ванно-банное само собой.

Журналистские штуки

Рюкзак со всем уложенным в него нужным для меня барахлом весит под 30 кг. «Что за кирпичи ты в него напихал?», – каждый раз спрашивает меня моя любимая женщина. А я каждый раз ей отвечаю: «Там нет ничего лишнего». Подобная словесная дуэль происходит у нас перед каждой гонкой…

Так что же я туда запихиваю? Ей я никогда не рассказывал, а с вами поделюсь. Цените! Но ей не рассказывайте ;)

Итак:

– Ноутбук Macbook Pro 13

– iPad

– Фотоаппарат Canon EOS 7D

– Объектив Canon 24-105

– Вспышка Canon

– Два диктофона Sony

– Шесть внешних дисков

– Два аккумулятора Powerbank (телефон на морозе очччень быстро садится)

– Удлинитель

– Всевозможные зарядные устройства и провода

– Куча флешек формата CompactFlash для фотоаппарата

– Батарейки и аккумуляторы АА и ААА (икеевские)

– Наушники (два комплекта)

– Термокружка

Всё это влезло в сумку и рюкзак. Поехали? Да, теперь можно!

Логистика

«Сапсаном» я добрался до Санкт-Петербурга, откуда в составе целой медиа-бригады отправился в Карелию на микроавтобусе.

Мы стартуем из офиса компании SUPROTEC. На моих плечах тот самый тяжеленный рюкзак
Мы стартуем из офиса компании SUPROTEC. На моих плечах тот самый тяжеленный рюкзак

На «Северный лес» я поехал в составе медиа-бригады гоночной команды SUPROTEC Racing. В прошлом году экипаж этого коллектива стал чемпионом России в личном зачёте, а вся команда в сборе завоевала титул в командном первенстве. Абсолютные чемпионы, что тут ещё скажешь?

Наша медиа-бригада состояла из десяти человек. В неё входили:

1. Митя "он вам не Димон" – видеооператор

2. Костя – видеобосс

3. Миша "Дизель" – видеоблогер

4. Саша – фотографиня (так не говорят, но зато понятно, что речь о девушке)

5. Андрей "Ник" – фотограф и PR-щик

6. Егор – лицо видеоблогов команды

7. Егор "Большой" – квадрокоптерист

8. Дима – монтажёр

9. Лиза – главная по логистике

Ехали весело и шумно. Иначе мы не умеем. По пути обсуждали самые разные вопросы и даже "забились" в тотализатор – по окончании гонки выяснилось, что мои предсказания оказались на 100% верны… Но не буду забегать вперёд.

Дорога из Питера в Карелию

Сколько раз я проехал по этому маршруту – и не сосчитать. Ну что поделать – в Лахденпохском и Сортавальском районах Карелии ежегодно проводятся три ралли («Карелия», «Яккима», «Белые ночи») и ралли-рейд («Северный лес»). И такая канитель длится – лично для меня – вот уже 14 лет!

Дорога с каждым годом меняется в лучшую сторону – "старую" Приозерку всё больше и больше подменяет собой "новая". Здесь я едва не попал в тяжёлую аварию – об этом я уже рассказывал. Здесь гаишники просто звери. И здесь есть ряд негласных традиций, которые принято соблюдать. А также несколько особенностей данного конкретного маршрута…

Традиции и особенности

Сперва про традиции.

1. В посёлке Лосево сразу за мостом через бурную речку Вуокса – она известна тем, что здесь проводился фестиваль «Бабл баба челлендж», то бишь сплав по реке на надувных женщинах(!) – по правую руку есть стеклянный ларёк, где продают копчёную рыбу. Мимо такого деликатеса проехать невозможно. Настойчиво рекомендую!

Я не пошутил про "Бабл баба челлендж"!
Я не пошутил про "Бабл баба челлендж"!

2. Издревле, когда автоспорт был ещё чёрно-белым (это как бы шутка) по пути из Питера в Карелию гонщики и журналисты делали остановку на маленькой и грязненькой АЗС Лукойл в Приозерске. Здесь было принято пить кофе, после чего путники продолжали движение уже до карельской Лахденпохьи.

Эта АЗС не меняется с годами...
Эта АЗС не меняется с годами...

С 99-процентной вероятностью ты встречал здесь кого-нибудь знакомого. Но несколько лет назад в том же Приозерске, но чуть раньше появилась большая, красивая и современная АЗС Газпромнефть. Теперь народ преимущественно останавливается здесь.

3. Остановка на границе Ленобласти и Республики Карелия. Раньше это был прямо-таки ритуал – с разбитой гравийки ты въезжал на асфальт. Теперь эту границу ты проезжаешь незаметно – я вот заснул и пропустил её...

Никакой романтики – кругом асфальт!
Никакой романтики – кругом асфальт!

А теперь про особенности:

1. В Ленобласти очень внимательные к обгонам гаишники. Будьте аккуратнее.

2. В Карелии очень внимательные к превышению скорости гаишники. Плюс они не берут взятки. Так что будьте вдвойне аккуратны!

3. После Приозерска начинается одна из моих любимейших дорог. Но она очень сложная и опасная – тут действует главное правило: "Верь всем знакам!" Если написано "40", то надо ехать не больше 40, а зимой и того медленнее. Поверьте, трасса от Приозерска до Сортавалы за годы проведения автогонок собрала множество погибших и раненых зрителей...

Говорят, что от Приозерска до Кузнечного – это всего 19 километров – дорога имеет около сотни поворотов! Вдумайтесь в это. Но такое чувство, что от Лахденпохьи до Сортавалы поворотов ещё больше.

Итак, ехали мы ехали и вдруг увидели наших – да-да, у нас на этой гонке было аж пять экипажей!

Тесты

В преддверии гонки в Карелии гонщики и команды проводят тестовые заезды – последние приготовления к предстоящей гонке. У нас не было задачи посетить тесты нашей команды, но по пути мы чисто случайно (честное слово) обнаружили гоночный автомобиль Нива Супротек, наш экипаж и автомобили технической поддержки. Команда уже провела заезды и собиралась возвращаться в Сортавалу.

Гоночная Нива Супротек отдыхает после тестовых заездов. Впереди гонка...
Гоночная Нива Супротек отдыхает после тестовых заездов. Впереди гонка...

Останавливаемся, выпрыгиваем, фотографируем новый экипаж нашей команды и продолжаем движение в гостиницу.

Штурмана Анну Завершинскую мы усадили в машину специально для съёмки
Штурмана Анну Завершинскую мы усадили в машину специально для съёмки

Гостиница

На протяжении всей гонки мы жили на базе отдыха "Чёрные камни". Название знакомое? Ну конечно же – оно из фильма "Бриллиантовая рука"! Помните это Мироновское: "Сень, давай махнём на рыбалку, а? Поедем на Черные камни? Возьмём лодку, с ночёвкой, отсидим вечернюю зорьку".

Люблю этот фильм!
Люблю этот фильм!

Такое название базы в Карелии обязывало и к остальным совпадениям. На её территории есть гостиница "Атлантика" и ресторан "Плакучая ива". Ну прикольно же, а?

"Отель Атлантик, двухкоечный нумер"
"Отель Атлантик, двухкоечный нумер"
"Плакучая ива"
"Плакучая ива"

Заселились, разложили скарб, поужинали. В это время Егор записал интервью с нашим новым экипажем. Ребята быстренько смонтировали его и залили в сеть:

Ну что, теперь можно и спать ложиться? Стоп! Необходимо выполнить первое правило журналиста – перед сном поставить на зарядку всё, что только можно зарядить! В моём случае это телефон, ноутбук, фотоаппарат и аккумуляторы для вспышки. В диктофоны я заранее вставил свежие батарейки.

Нормальные люди за столом едят. Видеогруппа на нём разложила весь свой стафф.
Нормальные люди за столом едят. Видеогруппа на нём разложила весь свой стафф.

Теперь можно и спать. Тем более, что спать во время гонки журналистам приходится совсем немного – ложишься очень поздно, встаёшь очень рано. С утра мы должны получить аккредитацию, после чего у нас пролог и торжественный старт.

Аккредитация

Обязательная процедура на любом серьёзном соревновании. К таким, как правило, относятся международные ралли и ралли-рейды, проводимые на территории России.

При аккредитации вам выдают бейдж, браслет и жилет – без них вас могут куда-либо не пустить: на трассу, на пресс-конференцию, на церемонию старта или финиша.

Зачем нужна аккредитация на гонках чемпионата и Кубка России – никто не знает. Она ровным счётом ничего не даёт. Никто ни за чем не следит...

-11

Документы на аккредитацию я подавал заранее электронной почтой. Здесь я только расписался в бумажках и получил все нужные знаки отличия.

Получили? Уходим. А точнее – бежим! Куда? Об этом в следующем пункте...

Умение "водить жалом"

На любой гонке каждый хороший (sic!) журналист должен "водить жалом" – вокруг всегда что-то происходит и очень важно это заметить, при необходимости сфотографировать или записать интервью с тем или иным участником события.

Второго шанса у тебя попросту не будет.Всё происходит очень быстро, поэтому с самого приезда в зону проведения гонки диктофон висит на шее, а фотокамера расчехлена и готова к "стрельбе".

При этом совершенно неважно – пригодится тебе в дальнейшем отснятое и/или записанное. Главное – заснять и записать, а потом разберёмся.

Вот один пример – случайный кадр лучшего рейдовика планеты Нассера Аль-Аттии за рулём обычной гражданской Skoda в заснеженной Сортавале:

Как в анекдоте: "Не знаю кто там в машине сидит, но водителем у него Горбачёв!"
Как в анекдоте: "Не знаю кто там в машине сидит, но водителем у него Горбачёв!"

Наши парни тоже не теряли время зря:

Гонка ещё не началась, а они уже собирают первые интервью
Гонка ещё не началась, а они уже собирают первые интервью

Не забываем про электронную почту и мессенджеры – туда валится информация о событиях гонки, окологоночных мероприятиях и т.д. Именно из почты мы узнали о внеплановом событии...

Неожиданности

В Сортавале в день аккредитации внезапно были организованы тесты легендарной рейдовой команды "КАМАЗ-мастер". Из-за этого нашему коллективу пришлось оперативно перекраивать свой график, чтобы заехать на замерзшее озеро, где и должен был носиться гоночный грузовик.

За его руль впервые должны были сесть победители Кубка мира по ралли-рейдам в зачёте внедорожников Нассер Аль-Аттия и Владимир Васильев – это интересный инфоповод и его нужно обязательно отработать.

– Народ! Быстро аккредитуемся и едем на тесты!

– Но ведь Аль-Аттия и Васильев ещё внизу в штабе...

Хватаю камеру и бегу на первый этаж – действительно: вот легендарный Владимир Чагин, а с ним Аль-Аттия и Васильев. Значит на тесты можно не спешить.

Владимир Чагин и Нассер Аль-Аттия – две легенды мировых рейдов
Владимир Чагин и Нассер Аль-Аттия – две легенды мировых рейдов

Но вот и гонщики засобирались, а значит нам пора сматывать удочки и мчаться вперёд – нам ещё нужно пробежаться по трассе и присмотреть несколько точек для съёмки.

Не зря спешили – мне удалось найти пару отличных точек. Правда мне пришлось с полчаса постоять на одной из них. Было скучно и холодно, поэтому я вытоптал прямо на трассе слово "КАМАЗ". Надеюсь пресс-служба команды оценит этот жест. Эрик, что скажешь? ;)

На слово "мастер" времени не хватило – Аль-Аттия выехал на трассу
На слово "мастер" времени не хватило – Аль-Аттия выехал на трассу

Точки я нашёл хорошие – кадры получились очень даже неплохие:

Это проезд Нассера Аль-Аттии
Это проезд Нассера Аль-Аттии
А так ехал Владимир Васильев
А так ехал Владимир Васильев

Кстати, если кому интересно – КАМАЗ ехал на резине с шипами. Да-да, бывает для грузовиков и такая!

Самые настоящие грузовые "шиповки"
Самые настоящие грузовые "шиповки"

Отсняли? По машинам и на пролог!

Пролог

Что это такое? Это короткий спецучасток, по результатам которого гонщики выбирали стартовые позиции первого дня гонки. Всего 19 километров, а нам нужно успеть проехать по трассе за пару часов до гонщиков и найти точки съёмки. Плюс к этому нужно куда-то поставить нашу машину – брустверы на трассе высотой порой с человеческий рост!

Все боковые дорожки перекрыты – даже снегоходные тропы
Все боковые дорожки перекрыты – даже снегоходные тропы

К сожалению пролог для съёмки был не очень интересен. Поэтому я поснимал на одной точке, затем перебежал на другую, с неё на третью и так далее. В общем суммарно пробежал километров пять-шесть. В зимней экипировке, тяжёлых ботинках, с камерой на шее. Та ещё зарядка ;)

Фотографы, видеооператоры и квадрокоптероводы занимают позиции
Фотографы, видеооператоры и квадрокоптероводы занимают позиции

Для того, чтобы вам было понятнее, как работает автоспортивный фотограф, я покажу его работу со стороны, а также итоговый кадр:

Аль-Аттия вылетает из-за поворота. Серёга Беляков лежит на сугробе и "стреляет"
Аль-Аттия вылетает из-за поворота. Серёга Беляков лежит на сугробе и "стреляет"
Итог съёмки. Автор: Сергей Беляков / РОСРР
Итог съёмки. Автор: Сергей Беляков / РОСРР

Свою работу на прологе продемонстрирую на одном коллаже – у меня получилось девять точек съёмки. К сожалению все они по сути оказались "ни о чём", но так уж получилось – не самый интересный спецучасток:

Для съёмки с этих точек мне пришлось пробежать километров шесть...
Для съёмки с этих точек мне пришлось пробежать километров шесть...

Отсняли пролог. Теперь на пресс-конференцию участников, выбор стартовой позиции и церемонию старта. Всё это проходило в одном из самых живописных мест Карелии – горном парке "Рускеала".

Прессуха

Так журналисты по традиции называют это мероприятие. Собственно участники предстартовой пресс-конференции как правило ничего суперинтересного не рассказывают, но до и после прессухи если уметь "водить жалом" можно узнать что-нибудь эдакое. И мне это удалось – чисто случайно я умудрился вызнать мировой эксклюзив.

Я не сплю, а меняю настройки камеры
Я не сплю, а меняю настройки камеры

Узнав эксклюзивную новость – о планах Нассера Аль-Аттии в ралли на этот сезон – я её постарался отработать максимально быстро. Все пошли на выбор стартовых позиций, я поначалу тоже сбегал туда, в соседнее здание, но понял, что для меня там ничего особенно интересного нет и отправился в пресс-центр, где быстренько "запилил" вот эту новость. А после публикации раскидал её по соцсетям.

В это время гонщики выбрали стартовые позиции – это происходило довольно забавно:

Гонщики в строительных касках смотрелись забавно
Гонщики в строительных касках смотрелись забавно

Завершив написание, публикацию и рассылку новости по соцсетям я побежал – да-да, всё бегом – на церемонию торжественного старта. И даже успел отснять немало экипажей. Вот тут меня "спалили" за работой:

Ничто не выдавало Штирлица, кроме шапки с красными волосами, красных штанов и красного рюкзака
Ничто не выдавало Штирлица, кроме шапки с красными волосами, красных штанов и красного рюкзака

Мой кадр того же экипажа:

Что это за чёрное пятно по центру машины - я так и не понял...
Что это за чёрное пятно по центру машины - я так и не понял...

Очередной этап работы завершён. Мы отправляемся в гостиницу. Сели в машину, поехали. По приезду – ужин и спать? Ха! Если вы так подумали, то вам ещё далеко до автоспортивного журналиста. Спать ложатся гонщики, члены команд, а журналисты вовсю продолжают работу. Видеобригада монтирует ролик по итогам пролога, а я сливаю и отбираю фотки, а потом пишу текст по итогам дня.

Вот, что у нас с парнями получилось – это мой первый текст. Был ещё и второй – на этой гонке я сотрудничал с несколькими СМИ. Поэтому пришлось написать ещё один мой обзор дня.

Видеоролик по прологу:

Спать я лёг в два часа ночи. Подъём – в 6 утра. Да, выспаться на гонках журналисту не удаётся...

Первый боевой день

Будильник. Второй будильник. Третий будильник. Встаём! Мы бодры и веселы. На самом деле нет...

На улице -20 градусов. Завтрак в "Плакучей иве", микроавтобус и на трассу. День будет долгий.

Приезжаем по боковой дорожке к так называемой зрительской зоне. Снимать здесь нечего, поэтому всё как всегда – начинаем бегать по трассе в поисках точек съёмки. В этот день я пробежал километров десять – на трассу мы приехали около 8 утра, а вернулся в микроавтобус я около трёх часов дня. Весь день на ногах, без еды и воды, температура -15...-20.

Вновь на коллаже покажу все точки съёмки:

Километры беготни чтобы снять гонщиков с разных точек
Километры беготни чтобы снять гонщиков с разных точек

В целом отснялся хорошо – и "в бою" участники получились очень даже, плюс удалось совершенно случайно стать свидетелем остановки экипажа для ремонта в полевых условиях, плюс к этому отснял буксировку одного из фаворитов гонки – автомобиль Бориса Гадасина загорелся и ему пришлось остановиться. Очень жаль, ведь это гонщик моей команды SUPROTEC Racing...

Финиш первого дня

Трасса ралли-рейдов – штука достаточно протяжённая. Поэтому сфотографировав весь гоночный "канал" (так называют всех участников гонки) мы спокойно дошли до автобуса и отправились на финиш дня.

Наш автобус – ждёт нас
Наш автобус – ждёт нас

Финиш находился совсем рядом от нас – буквально в десяти минутах езды. Доехав туда мы успели встретить практически всех участников.

Якуб "Куба" Пшигоньски только что финишировал
Якуб "Куба" Пшигоньски только что финишировал

В мировом автоспорте не редкость экипажи, где пилот и штурман – представители совершенно разных стран. В Карелии в группе лидеров выступал один из таких дуэтов – пилот из Саудовской Аравии Ясир Сейдан и штурман Алексей Кузьмич. Их мы тоже успели застать на финише дня:

А глаза такие добрые-добрые... ;)
А глаза такие добрые-добрые... ;)

А вот и наши финишировали – сначала экипаж на прототипе G-Force BARS. Про эту машину я уже подробно рассказывал:

Во время новогодних каникул Андрей Рудской и Женя Загороднюк выступали в Африке. А теперь вот – в Карелии
Во время новогодних каникул Андрей Рудской и Женя Загороднюк выступали в Африке. А теперь вот – в Карелии

Салон машины больше напоминает кабину самолёта – тумблеров и кнопочек ничуть не меньше!

Инструментарий и у пилота, и у штурмана – что надо!
Инструментарий и у пилота, и у штурмана – что надо!

Пока мы берем интервью у экипажа мимо проезжает финишировавший следом за нашими Арон Домзала. Ему не повезло – он за сегодня умудрился дважды перевернуться, поэтому его машина выглядит слегонца помятой...

Левого заднего крыла нет, а вместе с ним Toyota лишилась и заднего фонаря
Левого заднего крыла нет, а вместе с ним Toyota лишилась и заднего фонаря

Так, на дворе XXI век, эпоха соцсетей, поэтому обязательно надо пофоткать френдов – чтобы потом передать им фотографии:

Кирилл Шубин – что ни кадр, то улыбка на лице ;)
Кирилл Шубин – что ни кадр, то улыбка на лице ;)

Финиширует ещё один экипаж нашей команды – они едут на уникальной Ниве Супротек. Об этой машине я ещё расскажу отдельно:

Зрители встречают Диму и Аню... удочкой и коловоротом. Кхм...
Зрители встречают Диму и Аню... удочкой и коловоротом. Кхм...

Дима Воронов и Аня Завершинская – оба выходцы из классического ралли. Это их первый совместный ралли-рейд, первая гонка на этой машине. И они завершили день первыми в своём зачёте. Браво!

Не могу сказать, что тут осталось от серийной Нивы. И осталось ли...
Не могу сказать, что тут осталось от серийной Нивы. И осталось ли...

Видеобригада поговорила с Димой и берёт интервью у Ани. Я жду удачного момента, чтобы сделать хороший портрет и мне это удаётся – Дима высовывает голову из машины, чтобы посмотреть назад – там к финишу приехал его основной соперник Женя Суховенко. В этот момент я Диму и щёлкнул...

Настроение отличное!
Настроение отличное!

На "Северном лесе" не выступают мотогонщики – так уж повелось. Поэтому пальму первенства в негласном соревновании "самые бесстрашные" у них здесь отняли экипажи, выступающие на багги зачёта Т3. Эти машины принято называть кибитками. У них нет стёкол – у кого боковых, у кого всех. Печки сколхожены самостоятельно. Поэтому на этих машинках выступать могут только настоящие смельчаки! В нашей команде этими смельчаками были... две девушки-блондинки Маша Опарина и Тая Штанева:

Девчонки ехали-ехали и проехали всю гонку!
Девчонки ехали-ехали и проехали всю гонку!

Мы дождались финиша всех участников и отправились в сервис-парк.

Сервис-парк

Лишь в субботу мне удалось добраться до парка сервиса – здесь автомобили участников гонки приводят в рабочее состояние после различного рода приключений на трассе гонки.

На въезде в сервис – зона заправки. Здесь стоят бочки с топливом, а также в обязательном порядке пожарные машины – на всякий случай. Все автомобили заправляются вручную специальным насосом – на фото видно, как механик качает топливо:

Это Toyota Ясира Сейдана и Алексея Кузьмича
Это Toyota Ясира Сейдана и Алексея Кузьмича

Продвигаемся дальше и в первую очередь идём в расположение нашей SUPROTEC Racing. Машины уже в окружении механиков – можно поснимать работу в сервисе, а также различные крупные планы тех или иных конструкторских решений:

Нива без капота – так удобнее её обслуживать. Видны двойные амортизаторы Donerre
Нива без капота – так удобнее её обслуживать. Видны двойные амортизаторы Donerre

На заднем плане – машина Андрея Рудского. С ней работы совсем немного. А вот G-Force Бориса Гадасина после утреннего пожара требует особого внимания...

Обратите внимание – под рукой у механика огнетушитель
Обратите внимание – под рукой у механика огнетушитель

Двигатель заведён, механики и сам Борис – не только гонщик, но и создатель этой машины – внимательно смотрит на силовой агрегат. Под машиной валяются ошмётки сгоревшей проводки и чёрт знает чего. Чувствуется сильный запах чего-то горелого...

Ну а мы идём дальше – надо пофотографировать и другие команды, других участников.

Кирилл Чапаев и Аня Завершинская
Кирилл Чапаев и Аня Завершинская

"Чапай" и Аня – два раллиста, встретившиеся на ралли-рейде. Оба довольны, день сложился неплохо.

Мотогонщица Настя Нифонтова, которая на "Северном лесе" дебютировала за рулём рейдового внедорожника в составе команды Toyota Team Russia. Настя участвует в съёмке сюжета для ТВ – не будем ей мешать:

Настя ждёт отмашки
Настя ждёт отмашки

Хотя для портрета она всё равно улыбнулась ;)

Настя Нифонтова
Настя Нифонтова

Журналисты притащили с трассы запчасти от попавшей в аварию ГАЗели Ивана Самарина. Сама машина к этому моменту ещё до сервиса не доехала:

Это запачасти...
Это запачасти...

Саму машину я встретил уже на выезде из сервис-парка:

ГАЗель после крыши. Удар пришёлся на правый угол кабины – в зоне кресла штурмана
ГАЗель после крыши. Удар пришёлся на правый угол кабины – в зоне кресла штурмана

А другая ГАЗель Алексея Игнатова, который утром остановился из-за потери охлаждающей жидкости, продолжила хандрить – она обильно поливала землю:

Как там говорят? Если из отечественной машины не капает масло, значит оно закончилось? ;)
Как там говорят? Если из отечественной машины не капает масло, значит оно закончилось? ;)

Всё! По машинам и в гостиницу. Сливать фото, писать тексты.

И вновь – два текста были написаны поздно ночью и отосланы админам сайта: вот первый, а вот второй материалы.

Ребята же ночью смонтировали видеообзор дня:

Отбой в половину четвёртого. Подъём вновь в шесть утра...

Второй боевой день

А стоило ли ложиться? И почему я не стал шахматным журналистом? Возьми себя в руки, тряпка! Вперёд!

Мы отправляемся на те же точки, что и вчера. Но во второй день участники поедут в обратную сторону, так что съёмка будет отличаться от вчерашней.

Мороз чуть спал, но всё равно холодно. Пошёл снег. Я походил по трассе, присмотрел себе несколько точек. На первых экипажах пристреляюсь и после решу – где же встать.

Обычно гоночные автомобили слышно издалека, но сегодня первая машина звучит как-то гулко и приближается не очень-то быстро. Это должен быть Аль-Аттия на Toyota, но вместо него из-за поворота вываливается... КАМАЗ!

Эдуард Николаев аккуратно едет по узкой трассе – КАМАЗу здесь тесновато
Эдуард Николаев аккуратно едет по узкой трассе – КАМАЗу здесь тесновато

Кстати, в печать пойдёт этот кадр, а вот что происходит, когда многотонная махина проносится мимо фотографа и тебя заваливает снегом...

Это ещё что! Летом меня завалило бы гравием...
Это ещё что! Летом меня завалило бы гравием...

Отплевавшись от снега и очистив камеру я жду следующие экипажи. Вместе со мной на точки встали и другие фотографы – привет Лина и Рома!

Лина Арнаутова и Рома Бражников – пресс-служба гонки
Лина Арнаутова и Рома Бражников – пресс-служба гонки

Вслед за КАМАЗом поехали и внедорожники – это лидеры среди россиян: Владимир Васильев и Константин Жильцов. Впереди у них сезон в главной рейдовой серии планеты – Кубке мира FIA:

Это едва ли не единственная рейдовая Mini, проданная в частную команду
Это едва ли не единственная рейдовая Mini, проданная в частную команду

Сегодня мы с видеооператором Митей "он вам не Димон" и фотографиней Сашей стоим под самый финиш спецучастка. Поэтому машины едут по трассе с непредсказуемыми интервалами – вот проехали три сразу, а потом пауза в 10-15 минут. В это время удаётся перевести дух:

Ваш покорный слуга и Митя "он вам не Димон"
Ваш покорный слуга и Митя "он вам не Димон"

Но чу, мчится "кибитка" и мы тут же бросаемся снимать:

А "кибитка"-то без заднего правого колеса!
А "кибитка"-то без заднего правого колеса!

У меня получился вот такой кадр "охромевшего" автомобиля:

Штурманом этой "кибитки" и был уже упомянутый выше Кирилл Чапаев
Штурманом этой "кибитки" и был уже упомянутый выше Кирилл Чапаев

Вообще автоспортивным фотографам приходится снимать и стоя, и сидя, и даже лёжа!

Стоя...
Стоя...
...и даже лёжа!
...и даже лёжа!

Зачем снимать лёжа? С нижней точки кадры получаются совершенно иные, чем скажем из положения стоя. Вот, например:

Снято из той самой точки – из положения лёжа, практически от уровня дороги
Снято из той самой точки – из положения лёжа, практически от уровня дороги

Мы завершили съёмку спецучастков и теперь нам нужно срочно мчаться на церемонию финиша – ждать никто не будет!

Финиш гонки

Сразу после окончания проезда спецучастков участники гонки направляются к финишной арке. Здесь все добравшиеся до финиша автомобили проезжают специальный помост, приветствуют зрителей и позируют прессе:

Арка, экипаж, зрители и пресса
Арка, экипаж, зрители и пресса

Но перед аркой гонщики ждут отмашки организаторов гонки, собираясь в специальном отстойнике. Журналисты собирают последние интервью, фотографы снимают портреты, а местные мальчишки собирают автографы:

Довольный победитель Нассер Аль-Аттия
Довольный победитель Нассер Аль-Аттия
Обладатель третьего места Владимир Васильев
Обладатель третьего места Владимир Васильев
За неимением бумаги автографы можно собирать и вот так!
За неимением бумаги автографы можно собирать и вот так!

Аль-Аттию позвали на финишный подиум – экипаж-победитель радуется первому месту!

Поздравляем победителей!
Поздравляем победителей!

После проезда первой тройки через арку все три экипажа приглашаются на сцену для того, чтобы открыть традиционное победное шампанское. Для фотографов наступает очень важный и опасный момент – брызги шампанского это очень красиво, но очень плохо для объективов. Тут важно успеть отскочить назад в случае чего. Поэтому необходимо подготовить пути отступления для быстрого прыжка. Мне удалось сохранить оптику чистой и сделать вот такой кадр:

Экипажи-победители
Экипажи-победители

Остаётся последний элемент официальной программы гонки – награждение. Но оно пройдёт вечером.

Итак, гонка завершена. А мы продолжаем работать – до награждения надо успеть написать два текста и разобрать фото. Хоп-хоп и тексты готовы: первый и второй. Фотки отобраны и вставлены в материалы. Вновь прыгаем в автобус и едем на награждение.

Награждение

Кубки из карельской берёзы – красиво!
Кубки из карельской берёзы – красиво!

Собственно для команды SUPROTEC Racing, в составе которой я выезжал на "Северный лес", гонка сложилась весьма неплохо. Второе и третье места в абсолютном зачёте этапа чемпионата России по ралли-рейдам, победа в зачёте "Рейд Спорт", второе место в Т3, ну и первое в командном зачёте!

SUPROTEC Racing получает приз за победу в командном зачёте
SUPROTEC Racing получает приз за победу в командном зачёте

Теперь можно перевести дух и отправиться на празднование...

Выезд из гостиницы – утром в понедельник, на микроавтобусе до Питера, оттуда сразу на "Сапсан" и домой в Москву. По пути нужно начать писать тексты для тех или иных СМИ, с которыми мы договорились о сотрудничестве. И если вы думаете, что написать несколько совершенно разных обзоров одной и той же гонки легко, то вы заблуждаетесь.

Кстати и видео подоспело – ролик о заключительном дне гонки:

Вот так выглядит работа автоспортивного журналиста на гонке.

Сложно, но очень интересно. Не так ли? ;)

-67

Авторы фото:

Александра Адианова, Дмитрий Гальчун, Сергей Беляков (РОСРР) и собственно я :)