Разговор о связи между безумием и искусством сейчас может показаться банальностью. Все мы знаем о проблемах Ван Гога или Мунка, кто-то слышал о Ричарде Дадде и Августе Наттерере, и, конечно, образ «сумасшедшего гения» популяризировал Сальвадор Дали. Впрочем, ничто не появляется на пустом месте, и те же сюрреалисты искали (и находили) для себя самые разные источники вдохновения. Среди них можно назвать и коллекцию немецкого психиатра Ханса Принцхорна - удивительное собрание графических, живописных и пластических работ, выполненных его пациентами. Большинству из авторов этих работ был поставлен диагноз шизофрения. Сегодня художественное собрание Принцхорна экспонируется в галерее Хайдельбергского университета и насчитывает около пяти тысяч картин, коллажей и скульптур, созданных пациентами психиатрических клиник Германии в конце ХIХ — начале ХХ веков, дополненное после смерти Принцхорна произведениями из других стран.
Примерно в 1920-м году психиатрическую клинику при Хайдельбергском университете посетил один интересный персонаж - писатель и художник, Альфред Кубин. Под впечатлением от этой поездки он написал небольшую заметку, озаглавленную «Искусство безумных», где так высказался об увиденном: «... работы благодаря своей таинственной закономерности затронули меня так же сильно, как и моего друга, ярого поклонника искусства: мы стояли перед чудом, созданным духом художника, которое дошло до сознания из глубины по ту сторону всякого рационального мышления и которое должно приносить счастье при созидании и созерцании. В этом и заключалась общая ценность, поэтому возникло чувство возвышенной радости, с которой я впитывал впечатления».
Альфред Кубин один из тех, чье творчество оказалось связано с мотивами безумия. В возрасте десяти лет Альфред совершил попытку самоубийства, когда умерла его мать. Суицидальные наклонности, судя по всему, не оставляли его еще какое-то время, и Кубин, вполне возможно, мог бы и сам пополнить коллекцию Принцхорна. Свободу от психиатрической больницы ему помогли получить знакомые художники, а также писатель Герман Гессе, поручившийся за Кубина. В итоге художник благополучно дожил до 82 лет, оставив после себя богатое наследство и снискав определенную славу. На протяжении всего своего творческого пути, он продолжал обращаться к темам страха, смерти и безумия. Характерен его выбор книг для иллюстрирования: Гофман, Эдгар По, Достоевский, Андерсен, Майринк. А среди художников, влияние которых он непосредственно испытал - Гойя, Энсор, Редон, Мунк, Клингер. Да и в своем единственном крупном прозаическом произведении, романе «Другая сторона» (с собственноручными иллюстрациями) Кубин создает что-то вроде сюрреалистически-сомнамбулической антиутопии, которую тоже не «обзовешь нормальной».