Найти тему
Книги, сценарии и кино

"Золотой век" в русской литературе

Оглавление

Легенда о "золотом веке" возникла еще в Древней Греции, была популярна в Древнем Риме — и остается актуальной до сих пор. Под понятием "золотой век" подразумевается время, когда все люди счастливы: нет ни войн, ни болезней, ни тяжкого труда. Древнегреческий поэт Гесиод впервые использовал это словосочетание, предполагая, что эта эпоха действительно существовала во времена бога Кроноса. На смену "золотому веку" затем пришли серебряный, бронзовый и железный, но человечество мечтает вернуть то прекрасное время, когда не надо было работать, никто не старился и не умирал, а хищные животные мирно лежали под одним кустом с травоядными. В религии этот период относится к пребыванию Адама и Евы в райском саду.

Есть и те, кто считает, что "золотой век" возможен в будущем. Здесь можно вспомнить все утопии, а также фантазии и сны в литературе. Самым известным в мировой литературе желанием обрести "золотой век" является, пожалуй, сюжет "Фауста" Гёте: ничто из уже испытанного профессором не может назваться моментом счастья, однако картина идеального будущего, которую слепой Фауст нарисовал в своем воображении оказывается тем самым "прекрасным мгновением", ради которого можно продать душу. Таким образом, счастье опять оказывается эфемерным: его можно только вообразить, придумать.

Мотив "золотого века" встречается в литературе довольно часто, ведь человеку свойственно идеализировать прошлое, в частности детство. Предлагаю рассмотреть три похожих случая в русской литературе.

1. "Первое января" М.Ю. Лермонтова

Стихотворение Лермонтова, которое еще называют по первой строке "Как часто, пестрою толпою окружен...", действительно написано в январе 1840 года (за год до смерти поэта). Михаил Юрьевич, чьим основным мотивом лирики является тема одиночества, вновь чувствует себя странно среди толпы людей в масках, с холодными руками... Новогодний многолюдный праздник только подчеркивает одиночество лирического героя, презрение к "бездушным людям", его "горечь и злость". Однако спасение есть — и оно заключается в воображаемом возвращении в прекрасную пору детства, в "золотой век".

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком...
Лирический герой вспоминает родные места: барский дом, сад, "спящий пруд"... Он называет себя "всесильным господином" этого "дивного царства", чьей основной характеристикой является покой, безмятежность, пустынность, близость к природе. Тогда как прежде он "долгие часы просиживал один", теперь лирическому герою Лермонтова приходится находиться среди "бурь тягостных сомнений и страстей", то есть среди светского общества. Шум толпы в очередной раз "спугивает мечту" — и наш герой вновь возвращается из "золотого века" детства в настоящую взрослую жизнь.

2. "Сон Обломова" ("Обломов" И.А. Гончарова)

Единственная глава, имеющая название в романе Гончарова, — "Сон Обломова". Она является ключевой для понимания всего произведения и может использоваться в качестве аргумента в заданиях ЕГЭ по литературе.

"Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!"
В Обломовке — "наследственной отчине рода Обломовых" — всё спокойно, тихо и сонно: здесь нет ни пересеченной местности (не только гор и морей, но даже крутых берегов реки — только пологие), ни закрытых дверей ("безмолвные избы отворены настежь"), ни смерти ("в последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью"). Идеальный мир, где тепло, сытно и безопасно.
Однако жители Обломовки считали, например, что "за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и наконец все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю". А "забота о пище была первая и главная жизненная забота": смысл жизни в Обломовке заключался в отслеживании того, "как наливается яблоко, не упало ли вчерашнее..."

Таким образом, Гончаров показывает нам, что Обломовка, с одной стороны, это тот самый "золотой век", рай на Земле, а с другой стороны, это застой и разложение, где нет никакого движения — сплошное болото: стоит ли в него возвращаться? Илья Ильич Обломов вернулся...

3. "Гроза" А.Н. Островского

Живущая в "неволе" Катерина в разговоре с Варварой вспоминает свое детство и прекрасную пору житья дома, с родителями, еще без мужа.

"Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала".
Занятия на день заключались в поливе цветов, походе в церковь, вышивании золотом по бархату, обеде, гулянии по саду, "а вечером опять рассказы да пение".
В идеальном мире Катерина постоянно сравнивает себя с птицей (важный образ в контексте всей пьесы): во сне она летала, жила "точно птичка на воле" и т.п. Церковь также играла особую роль в ее жизни: героине, находящейся в экстазе от молитвы, мерещатся летающие и поющие ангелы, "точно, бывало, я в рай войду".
Но этот "рай" незамужней жизни сменился "неволей" в доме Кабановых. Несмотря на то, что Варвара удивляется: "Да ведь и у нас то же самое", — для Катерины пора ее детства останется самой прекрасной и самой неповторимой.

Воспоминания о детстве не только контрастируют с нынешним положением Катерины, но и раскрывают нам ее душу: ведь то, что человек вспоминает с любовью и ностальгией, говорит о том, что в его понимании есть счастье.