Боярыня Морозова – эта личность известна в истории России, как женщина, которая не отступала от своих принципов и взглядов. Она образец упрямства и бесстрашия для одних, а для других просто сумасшедшая, которая готова была даже пойти на смерть, но не сдаться и не отказаться от себя.
Предлагаем окунуться в историю для того, чтобы прояснить, кто же она такая, эта боярыня, которую увековечил на своём полотне известный художник.
Появилась на свет Феодосия в 1632 г, в городе Москва. Её отец являлся родственником первой жены императора Алексея. Чуть позднее и сама Морозова входила в круг приближённых лиц, которые составляли свиту царицы.
Её супруг имел отношение к знати и являлся родственником Романовых. У него была прекрасная усадьба и положение в обществе, он был очень состоятелен. После его кончины всё состояние перешло несовершеннолетнему наследнику, а пока фактическим управителем стала Морозова.
Эта женщина привлекает интерес общества уже тем, что имеет свои взгляды на мир, что не так часто встречалось в те времена. Она была приближена к царю и имела очень хорошее состояние. В Зюзино боярыня владела несколькими усадьбами. Причём дом свой обустроила по западному роскошному стилю. В её распоряжении было 800 тысяч крестьян. И только домашняя прислуга составляла 300 человек.
Феодосия любила совершать прогулки на своей карете, которая была отделана мозаикой и серебром. В экипаж обычно запрягали по шесть, а то и двенадцать лошадей. При езде по всему имению раздавался звон цепей и все знали, что боярыня соизволила совершить прогулку.
Во время путешествий Морозову охраняли около ста человек крепостных. Она очень боялась нападения и хотела обеспечить себе безопасность. Такие опасения были не лишними, Морозова являлась, чуть ли не самой богатой в Москве дамой.
По своей вере боярыня придерживалась старообрядчества. Знатная вельможа всегда относилась с терпением к нищим и оказывала пожертвования. Её духовным наставником являлся протопоп Аввакум. А реформы патриарха Никона Морозова не принимала.
Чтобы усмирить плоть, она носила власяницу. Специальную одежду, которая была сделана из овечьей шерсти. Но даже это не удовлетворяло строгого наставника. Он призывал послушницу к тому, чтобы она выколола себе глаза. Без зрения она была бы более управляема, что было на руку наставнику. Но и смогла бы оградить себя от различных соблазнов внешнего мира.
Так же он упрекал её в том, что пожертвования для малоимущих были маленькими, что с её богатством Морозова могла бы проявлять щедрость более значительную. Не нравилось сторонникам старой веры и то, что Феодосия могла ходить на службу и в новую церковь.
Царь не одобрял убеждений боярыни, он даже специально направлял к ней верных людей, чтобы склонить Морозову к новой вере. Но строптивая боярыня приняла у староверов постриг и даже получила обновлённое имя Феодора, доказав, таким образом, верность своим взглядам. Негодование царя долгое время удавалось усмирять его супруге. Да и не так просто было наказать столь знатную вельможу, но любому терпению приходит конец. Уже вечером в 1671 г. к боярыне пришли непрошеные гости - представители новой веры.
Хозяйка и её сестра княгиня Урусова, показывая свое пренебрежение, приняли гостей лёжа в постели. После допроса дамы были закованы в кандалы и сосланы в Псково-Печерский монастырь. После такого потрясения, сын боярыни скончался, её братьев арестовали, а всё состояние барыни перешло в пользу государства.
Но добрые люди делились с Морозовой и пищей, одеждой, а протопоп Авваку поддерживал с ней связь через письма. Наказание царя было страшным и Морозову, и Урусову, и Данилову ждала дыба. Но женщины показали невероятную стойкость, оказались непоколебимы в своей вере. Их уже хотели сжечь на площади на костре, но этому препятствовала сестра государя. Благодаря её заступничеству женщин посадили в "земляную" тюрьму-яму.
В 1675 состоялась массовая казнь крестьян, которые поддержали свою хозяйку в старой вере. 17 человек были заживо сожжены в избе. В сентябре этого же года кончина ждала княгиню Урусову от голодной смерти. Перед тем, как покинуть этот мир, она просила своих стражников выстирать ей рубаху, чтобы встретиться с богом в чистом одеянии. Сама Феодосия пережила свою соратницу ненадолго. Она умерла в ноябре 1675 года тоже от истощения.
Морозову запечатлел на своём полотне художник Суриков. Холст написан маслом и является даже на сегодняшний день одним из самых больших экземпляров коллекции. Картина не оставляет зрителей равнодушными, она притягивает насыщенностью и глубиной.
Морозова была обречена, но и это не смогло сломить её воли. Сам художник был родом из Сибири, где проживало много старообрядцев, поэтому трагедия Морозовой ему была близка.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .