Известный галерист и арт-менеджер Марат Гельман, на счету которого — многочисленные проекты в сфере современного искусства, дает практические рекомендации и отвечает на вопросы о системе экспертизы и ценообразования, культурном ландшафте и «поколенческой» проблеме.
— «Как полюбить современное искусство?» — вопрос провокационный. Предполагается, что это некое горькое лекарство, которое правдами и неправдами нужно всучить ребенку. А как полюбить чтение? Заставлять? Сделать чтение привычкой? Впрочем, нас провокацией не испугаешь: постараюсь без шуток рассказать, что я на самом деле думаю.
1. Нужно расширять кругозор, знакомиться с новым искусством
Все искусство любить невозможно. Оно очень разное и зачастую современные художники исповедуют прямо противоположные концепты, по разному отвечают на вопрос «что такое искусство?» «Каково место современного художника». Но прежде чем выбрать то, что вам нравится, важно расширить свой кругозор. Поэтому мой первый совет: ходите на обзорные выставки. Пускай это будет «современное искусство Китая» или «видеоарт в 20 веке» — на таких выставках любопытство является главным стимулом. Вы как бы интересуетесь: «А какое оно, это китайское искусство?», а не выбираете: «О, вот это я себе повешу на стенку или нет». Ваш вкус — это не ключ к пониманию искусства, а наоборот, замок. Вот попалось что-то в учебнике «родная речь» в четвертом классе, и стало вкусом! С тех пор человек все, что не похоже на «русскую пятерку» (Репин, Левитан, Айвазовский, Серов, Васнецов), — не воспринимает. Или же нашел в детстве альбом импрессионистов — и сравнивает всех художников с Сезанном. То есть вкус у любого человека изначально не развит. Он ищет знакомое.
Поэтому надо знакомиться со всем, и тогда точно появится и любимое.
2. Уйти от вопроса: "Это искусство или нет?"
Надо перестать мучиться вопросом — это искусство или нет. Просто воспринимайте работы художников непосредственно. Интересно или нет? Впечатляет или нет? Заставляет задуматься, включает воображение и т. д. Вообще, «искусство или нет» — это ложный вопрос. Когда мы делали в Перми выставку «Русское Бедное», где были собраны работы больших художников, но созданные из бросовых материалов. Первая реакция публики была такой: «Как классно, но это не искусство, потому что…» — и далее следовали аргументы. Однако как только этот вопрос был снят (как — отдельная история), эта выставка и художники, в ней участвующие, стали любимыми.
3. Становиться соавтором
Продолжаю историю с выставкой «Русское Бедное»: среди аргументов тезиса «почему это не искусство» на первом месте было «я тоже так могу». Но через некоторое время пермяки стали присылать фотки собственных «поделок», спрашивая: «А это искусство тогда?». Это очень важно, переход от «я тоже так могу — это не искусство» к «я тоже так могу, я тоже художник». Дело в том, что, в отличие от художников прошлых эпох,которые старались соблюдать дистанцию с публикой, оставляя зрителям лишь возможность восхищаться (я гений — а ты обыватель), современный художник сошел с пьедестала и говорит с публикой на равных. А главное — то, что он еще и оставляет публике часть творческой работы. Поэтому третий совет полностью звучит так: станьте отчасти соавтором работы художника, найдите в себе творческий импульс. Например многие минималистические проекты предполагают в зрителе буквально равное партнерство с художником.
4. Посещать "мегасобытия"
Конечно, никому не нравится чувствовать себя «лохом». Раньше, вплоть до 60-х годов 20 века, была четкая система критериев. Она могла меняться, но в этих критериях было легко ориентироваться. Хорошее искусство — такое, или же другое. Где композиция? Где «золотое сечение»? И тому подобное… Потом вдруг все критерии были, вследствие их частой смены, разрушены. И уже отделить хорошее от плохого можно,исключительно, увидев произведение в контексте иных произведений — созданных в предыдущие эпохи и созданных современниками.
Искусство перестало быть «критериально», стало «контекстуально». Критерии можно изучать, а в контексты — погружаться.
Поэтому мой четвертый совет — начните посещать мегасобытия, в которых показывается сразу много искусства, чтобы ощутить контекст и почувствовать себя знатоком. Посетив две подряд «Венецианских Биеннале», одну «Документу» и парочку-тройку ярмарок, вы чувствуете себя знатоком. Вы узнаете авторов, помните фамилии. Сравниваете, оцениваете.
5. Интересоваться бэкграундом
Я перескажу один скетч от художника Дмитрия Гутова, который, как мне кажется, может кому-то помочь полюбить современное искусство. Помните очереди к плащанице Иисуса в храме Христа Спасителя (в 2016 г. Москве — прим. ред.)? По большому счету,это старая грязная тряпка. Но за ней стоит мощнейшая, подлинная история. То есть сам артефакт — его эстетические свойства — не важны. Важен бэкграунд. Люди будут стоять ночами в очереди, целовать тряпку, погружаться в эйфорию от одной мысли, что ее касался Христос. Конечно для нас (тех, кто увлечен современным искусством), история искусства — это невероятно важная часть истории человечества. Она не менее драматична, чем история войн, история религий. И поэтому восхищение вызывает иногда то, насколько произведение искусства поменяло само искусство. И когда мы говорим о Марселе Дюшане, Казимире Малевиче и Ван Гоге, мы постоянно держим в голове то, какой великий вклад они сделали, как сильно повлияли на других художников.
6. Общаться с художниками
Этот пункт важен, так как это мой кейс. Шестой совет: нужно общаться с художниками,они очень интересны. У меня получилось так, что я вначале в театре влюблялся в художников как в личностей, а потом уже в их искусство. И потом, будучи галеристом,я всегда говорил: мы работаем с художниками, а не с предметами. В Черногории по воскресеньям устраивались «открытые мастерские»: мы предоставляли художникам мастерские бесплатно, но с условием, что по воскресеньям они открывают двери,принимают посетителей, делают мини-выставки. И вот один посетитель, немец лет 60-ти, подходит ко мне и говорит: «Я, наконец, понял это современное искусство. Это так круто!» Я его спрашиваю: «А ты что, в музеи не ходил?» Он отвечает: «Как же не ходил, много ходил, но я ни разу с художниками не разговаривал».
Получается, музеи стали эдакими «перегородками» между художником и зрителем. Так что надо общаться с художниками.
7. Тратить деньги на искусство
Человек любит себя. Почти всегда. Поэтому один из способов полюбить — «вложиться». И мой седьмой совет — купить искусство. У нас был один клиент, который хотел из меркантильных соображений сделать подарок музею. Я ему обозначил список имен художников, чьи работы нас интересуют, а дальше он мог выбирать сам. Человек впервые должен был выбрать искусство и заплатить за него реальные деньги. Это оказалось сложнейшим делом, но в результате работы того художника, которого он выбрал, стали началом и личной коллекции.
8. Конечно, есть и прямой путь - образование
С детства ходить в музеи и тому подобное. Но это неинтересный совет, ведь это и так понятно.
9. Приобщаться к современному вместе с человеком, который вам нравится
Очень хорошая идея: смотреть искусство вместе с человеком, который любит это искусство, и который вам симпатичен. Такой себе Вергилий!
10. Перестать сравнивать прошлое и настоящее в искусстве
Как говорится, «Last but not Least» (англ., означает «последнее по списку, но не по значимости» — прим. ред.) — следует перестать противопоставлять искусство прошлого и современное искусство. Мол, «вот тогда,. а сейчас…». Искусство принадлежит времени, отображает время.Любить современное искусство — значит любить себя, свою жизнь.
Приведенные в материале фото, кроме специально подписанных, — со страницы Марата Гельмана в соцсети фейсбук.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме