Из чего складывается стоимость продуктов в магазинах? Большинство работников торговли знают, как формируется цена на тот или иной товар. Влияние оказывают практически любые изменения в экономическом или политическом положении страны. Попробуем разобраться.
Производство.
Себестоимость производства продукта Х - 100 рублей. Производитель накидывает свои скромные 30%. Для безубыточного выпуска продукта он должен продаваться по 130 руб.
Сюда же нужно закладывать бонусные отчисления для торговой сети 10% + входные за каждую SKU. По итогу, чтоб производитель смог продаваться в сетях и получить свой "интерес", реализовывать продукт он вынужден уже за 150 руб.
Таможня.
Если это импорт, то таможня обязательно возьмет свое. Например в пересчет на цифры за каждый кг яблок необходимо заплатить 4 руб. Что-то дешевле производить внутри страны, что-то дешевле импортировать.
Пошлины и акцизы.
На сигареты, например, 32 рубля за 20 шт +14,5% на стоимость. На алкоголь - это 523 руб на литр (если спирта >9%).
Доставка.
Логистика - один из самых дорогих пунктов. Это содержание складов, парка автомобилей, расходы на топливо и персонал.
Товар едет от производителя до распределительного центра, от распределительного центра до магазина.
На этом этапе наш замечательный продукт Х стал стоить 189 руб
Аренда.
Хороший уровень аренды - примерно 7-10% от оборота. В любом случае, ее включают в цену продукта.
Оборудование.
Амортизация и обслуживание торгового и холодильного оборудования. Программное обеспечение, орг техника, фасады, внутренняя отделка и тд. Опять же, оседает в ценнике.
Свет, тепло, холод.
Коммунальные услуги. Если вы жарким летним днем заходили в магазин с неработающим кондиционером, то поймете, что это строгая необходимость. Как освещение и температурный режим для продуктов.
Зарплата.
Примерно 10% от оборота. При том, что заработная плата работников торговли и так находится на уровне "стараюсь не умереть от голода".
Сюда же идут налоги и соц отчисления на заработную плату.
Налог на добавленную стоимость.
При том, что во время пути продукта на полку его платят несколько раз.
+18%. И это будет учтено при конечном ценнике.
Маржа магазина.
Прямая наценка магазина. На входе у нас был продукт Х стоимостью 189 руб, на полку выставили уже за 230,5 руб
Это очень примерный путь превращения 100 руб в 230 руб. Государство влияет на эти цифры гораздо сильнее, чем производитель или продавец. Налогами, пошлинами, сборами, ценой ком услуг.
Можно поехать прямо на фабрику туалетной бумаги и закупить ее там, минуя всю цепочку. Можно даже самому выращивать фрукты и овощи. Только не уверен, будет ли это выгоднее по потерям собственного времени и денежных средств.
Тут статья с развернутым разбором доходности действующего в Москве магазина Пятерочка.