Найти тему
Взор

Изготовление каменных орудий в наши дни. Зачем?

Есть такой раздел в археологии - экспериментальная археология. И занимается она изследованием древних технологий.

Из беседы Александра Соколова с научным сотрудником Отдела палеолита ИИМК РАН, кандидатом исторических наук Александром Очередным (полный текст здесь):

А. Соколов. Хотел поговорить про экспериментальную археологию с вами, как с человеком, который этим занимается. На слуху термин flintknapping, можно найти видео на YouTube, где какие-то люди занимаются изготовлением ножей из разных материалов, чуть ли не из бутылочного стекла. Откуда это пошло, зачем и как реконструируются такие техники? Никто ведь не видел, как древние люди это делали.

А. Очередной. Это большой вопрос. Начнём с того, что экспериментальная археология — это уже особая специальность внутри археологии, и я не могу сказать, что занимаюсь этим постоянно. Я бы разбил вопрос на несколько частей. Откуда это пошло? На самом деле, как экспериментальная составляющая археологической науки, всё это зародилось не так давно. Безусловно, первые примеры относятся к XIX веку, к моделированию технологий изготовления каменных топоров эпохи бронзы. Примерно в 60-е годы XX века исследователи, археологи-палеолитчики, уже стали этим заниматься систематически. Многие стали этому обучаться специально, осознали необходимость умения обращаться с камнем. Что значит «обращаться»? Мы говорим только о способах изготовления каменных орудий путём удара и отжима, то есть то, что предполагает контролируемое расщепление.

На самом деле, свидетельства того, что археологи проявляли интерес к моделированию древних технологий, в частности технологий палеолита, относятся чуть ли не к началу XX века, может даже раньше. Существует известная записка Василия Алексеевича Городцова, выдающегося исследователя эпохи бронзы, теоретика, энциклопедиста, который, в частности, занимался исследованием палеолитических памятников. Городцов писал о том, что, обучаясь самостоятельно, научился довольно быстро изготавливать каменные орудия, аналогично тому как их делали в древности. И весьма в этом преуспел за краткое время. Между прочим, классификация особого вида орудий позднего палеолита — резцов, предложенная им, стройная именно потому, что она основана во многом на знании технологий изготовления этих орудий.

-2

Основной всплеск изучения возможностей экспериментального моделирования древних технологий расщепления камня приходится на США. Это Дон Крэбтри (Don Crabtree), великий экспериментатор, создавший, уже в послевоенные годы, школу в США, которая, по-моему, процветает до сих пор. Нельзя не упомянуть и французскую школу. Во Франции палеолитчики активно занимались экспериментальным моделированием, по крайней мере, начиная с времён Франсуа Борда (François Bordes). Сам Борд — это икона не только зарубежного, но и отечественного палеолитоведения. Андре Леруа-Гуран (André Leroi-Gourhan) и Франсуа Борд на многие десятилетия предопределили развитие науки о палеолите. Борд был прекрасным экспериментатором, он много времени посвящал расщеплению камня, прекрасно колол, пытался реконструировать технологии, в частности, расщепления камня после его предварительного нагрева. Безусловно, в ряду французских экспериментаторов, начавших активно работать уже после Борда, нужно упомянуть и Жака Тиксье (Jacques Tixier), и Жака Пелегрена (Jacques Pelegrin), и Уго Плиссона (Hugues Plisson). Каждый из них внёс вклад в методологию экспериментального моделирования палеотехнологий обработки камня.

В России многие стали заниматься экспериментальным моделированием палеотехнологий расщепления камня в последние 10—15 лет. Однако всё началось ещё в 1960-е годы со школы Сергея Аристарховича Семёнова, который является основоположником трасологического метода изучения функций каменных орудий (изучение функций орудий по следам, оставшимся на них), и во многом связано с именем его ученика, Вячеслава Евгеньевича Щелинского. Вячеслав Евгеньевич тот человек, который серийно изготавливал Семёнову изделия для его экспериментов. Кроме него сотрудниками лаборатории Семёнова (сейчас это Экспериментально-трасологическая лаборатория ИИМК РАН) Анатолием Кузьмичом Филипповым и Александром Ефимовичем Матюхиным ставились первые серийные эксперименты по обработке камня ударом и обработке кости. Если говорить только об экспериментальной археологии, а не о трасологии, то вторым поколением представителей школы Семёнова являются ученики уже Вячеслава Евгеньевича Щелинского. С этой ветвью и связано начало активного увлечения экспериментальным моделированием процесса расщепления. Учениками Щелинского стали Павел Евгеньевич Нехорошев и Евгений Юрьевич Гиря, эти люди в профессиональной среде в представлении не нуждаются. Они являются авторами монографий, в которых были представлены основные принципы анализа древних технологий. В Новосибирске работает Павел Владимирович Волков, автор единственной отечественной монографии, полностью посвящённой эксперименту в археологии, набирают популярность видеоролики Игоря Владиславовича Горащука. Кроме того, есть ещё специалисты в Новосибирске, в Иркутске. Сейчас археологи-палеолитчики колют практически в каждой экспедиции, занимающейся изучением того или иного памятника каменного века. Великолепных результатов добились такие экспериментаторы, как Александр Прут и Антон Родионов. В последние годы процесс только набирает обороты, больше и больше археологов-палеолитчиков начинают понимать, что им необходимо иметь представление о процессе расщепления, уметь это делать самим.

Изготовление обсидиановых рластинок
Изготовление обсидиановых рластинок

А. Соколов. А зачем специалистам самим колоть камни?

А. Очередной. В принципе, конечно, можно и не колоть. Зачем специалисту дополнительные навыки? Если вы, например, занимаетесь раскопками и комплексным изучением памятника — вы должны быть немножко геологом, немножко палеозоологом, но в основном ваша задача разбираться в типологии и проводить раскопки грамотно. Но если вы не представляете себе, как происходит процесс расщепления, как изготавливаются эти изделия, какова цепочка закономерностей, приводящих к образованию определённой формы, какова доля человеческого участия, какова доля естественных процессов, то вы очень быстро попадаете в целый ряд ловушек. В культурном слое попадаются какие-то формы, которые вы, не зная как они образованы, можете ошибочно зачислить в орудия. Таким образом, облик коллекции может быть искажён, а за этим могут последовать какие-то выводы исторического или культурологического характера. Например, археологу может показаться, что в коллекции есть типичные для верхнего палеолита резцы, а в действительности это будут обломки с псевдорезцовой кромкой. Это элементарные вещи. Если понимать процессы формообразования орудий в каких-то длительных хронологических пределах, это значительно расширяет кругозор. Появляется масса дополнительных полезных навыков. Кроме того, это ещё и довольно увлекательное занятие. Вы намного лучше понимаете каждое конкретное изделие, если представляете себе, как оно было изготовлено. То же самое можно сказать и о рисовании изделий из камня. В последние годы модно говорить, что эта специальность, наверное, скоро уйдёт в небытие, потому что появилось 3D-моделирование. Ведь примените 3D-сканер и вы получаете точную модель изделия, с которой можете делать все, что придумаете. Но пока вы его не нарисовали сами — вы его не поняли. Потому что рисунок — это интерпретация. Элементарный факт на уровне 1 курса кафедры археологии любого истфака. То же самое и с изучением основ расщепления. Основы экспериментального моделирования необходимо изучать специально. Не обязательно стремиться к достижению каких-то высот — нужно пропустить это через себя.

-4

А. Соколов. Как воссоздаётся эта технология? Используются этнографические аналогии, или специалист исходит из свойств самого материала? Методом проб и ошибок?

А. Очередной. Во-первых, технология базируется на фактическом материале. Если вы изучаете какой-то конкретный памятник, какую-то индустрию, и вы хотите экспериментально моделировать облик этой индустрии — естественно, вы постараетесь изготавливать не только такие же предметы по форме, но и изготавливать их так же, как и в древности, то есть соблюдать древние технологии изготовления этих изделий. Во-вторых, всё это базируется на знании и учёте особенностей расщепления изотропных пород. Если вы хотите заниматься экспериментальным моделированием, но не знаете и не понимаете, как колется камень — вы обречены на неудачу. Нужно обязательно совмещать эти вещи. Можно колоть камень просто так, без всякой археологической, исследовательской необходимости. В Соединённых Штатах есть общества любителей расщепления камня, Интернет полон соответствующими роликами. Они расщепляют камень всем чем угодно, они работают не только с разными видами обсидиана или кремня, но могут использовать, например, и бутылочное стекло, экраны от старых телевизоров или изоляторы от линий электропередач. Все, что колется, что имеет изотропные характеристики и, следовательно, даёт раковистый излом. Если вы археолог и занимаетесь экспериментом, то, как правило, вы это делаете через призму археологии. Если вам это не интересно — вы можете этим заниматься как хобби, и делать вещи потрясающего качества, но с археологией, то есть с технологиями древности, они не будут никак связаны. Общим местом будут только те физические принципы, которые работали, начиная с олдована, с наиболее древней эпохи в истории человечества, и продолжают работать до сих пор."

-------------

Вот так, чтобы понять древнего человека и его мотивации, нужно делать то же, что делал он. Именно поэтому Наталья Полосьмак, разкапывавшая захоронения гуннов, и идя тем же путём, сумела понять о них больше, чем те, кто читал её статьи или смотрел видеоматериалы:

"Чем больше труда ты вкладываешь в объект, (своего собственного, физического), чем больше ты делаешь, там, через силу или на грани своих каких-то возможностей... Я не хочу сказать, что это какое-то оправдание того, что ты разкапываешь древние могилы, но это — твой труд, ты повторяешь труд тех, кто разкапывал полностью, идёшь этим же путём, как эти люди, и разкопки этого памятника они превращаются не в какой-то вот набег, быстрое рытьё могилы, а в каждодневное обдумывание, это медленный процесс, который очень тяжёлый часто, и это сближает с теми, кто там погребён, я бы сказала так. Ты больше чувствуешь этих людей, которых ты в данный момент разкапываешь. Какая-то идёт связь напрямую с древней культурой."

Хороший склад видеоматериалов по теме реконструкции https://www.youtube.com/user/Beyond2000bc

Напомню, что древние люди в палеолите имели своего рода школы, где ученики постигали науку изготовления каменных орудий: "Школа" каменного века возрастом 400 тысяч лет

Предлагаю также прочитать:

Рисование полезно, но неандертальцы этого не знали…

Как неандертальцы с огнём дружили

Кто из них первый тартариец: неандер, денисован или мистер Х?

Неандертальцы тоже люди

Неандертальцы – тоже люди. Слишком

Сакральные знания – народу! Как неандертальцы клей изготавливали

Древние портные Чёртовой пещеры

Денисо-тартарийцам слава?

Что за нация такая? У истоков зарождения народов человек из Костёнок

Биологическая адаптация человека (миграции, расообразование)

Миграция и её влияние на генетику

О загадочных сунгирьцах

Ещё пара слов о неандертальцах

О японцах, айнах и людях-пауках

Неандертальцев пришлось переоценивать

Неандерталец & хомо сапиенс