Найти в Дзене
Russos

БАМ. Мысовые тоннели

В самом начале развертывания строительства тоннелей на БАМе они получили почетный титул — «Ключи от БАМа». Это были наиболее затратные и сложные сооружения. Причем затратные не только по финансам и материалам, но по времени. Особенно Северомуйский тоннель который строили 26 лет. Все тоннели вводились в строй уже тогда, когда по всему БАМу было открыто движение. А для преодоления не построенных участков сооружались временные объезды по упрощенным нормам.

Мысовые тоннели — комплекс железнодорожных тоннелей на Байкало-Амурской магистрали, на участке Северобайкальск — Нижнеангарск (Бурятия). Тоннели выстроены на участке железной дороги, проходящем вдоль озера Байкал, и предназначены для пропуска поездов сквозь отроги Байкальского хребта, вплотную примыкающие к озеру. Длина тоннелей: 413,9 м (Первый Мысовой тоннель), 1843,4 м (Второй Мысовой тоннель), 1706 м (Третий Мысовой тоннель) и 1343,7 м (Четвёртый Мысовой тоннель). Все четыре тоннеля строились под два пути (сечение составляет 122—126 м²), однако через них проложен только один путь.

Первоначально для трассировки БАМа рассматривался Нюрундуканский вариант (по названию реки Нюрундукан) — значительно севернее Байкала, затем — береговой вариант. Если был бы принят первый вариант, то города Северобайкальска не было бы на карте России.

Но, после сравнения всех данных, к рассмотрению был принят береговой вариант. Но и здесь было аж четыре варианты трассы — низовой, с четырьмя тоннелями без эстакад и виадуков; эстакадный с четырьмя тоннелями и 12 штук эстакад и виадуков общей длиной 300 метров; верховой с тремя тоннелями и 15 эстакад и виадуков общей длиной 150 метров; верховой с четырьмя тоннелями и, по-прежнему, с наличием эстакад и виадуков.

Эстакадный, и особенно низовой варианты требовали значительного объема берегоукрепительных работ и были отвергнуты. Для дальнейшей разработки был выбран верховой вариант с четырьмя тоннелями. Все Мысовые тоннели – двухпутные, общая протяженность 5 071 метр.

Кстати, это единственные тоннели на всем БАМе, которые были построены двухпутными.

В феврале 1978 года тоннельный отряд № 16 (ТО-16) начал строительство Мысовых тоннелей. В ноябре 1986 года было закончено устройство галерей и порталов всех четырех тоннелей. Сдача всего комплекса в эксплуатацию осуществлена в 1989 году.

1.  Памятный знак около Первого Мысового тоннеля. Очень необычно смотрится  буква «М». Но все проходчики в тоннельном отряде — метростроевцы.  Поэтому многие тоннели у нас имеют этот отличительный знак в виде буквы  «М».
1. Памятный знак около Первого Мысового тоннеля. Очень необычно смотрится буква «М». Но все проходчики в тоннельном отряде — метростроевцы. Поэтому многие тоннели у нас имеют этот отличительный знак в виде буквы «М».
2. Соответствующая автобусная остановка около базы строительства.
2. Соответствующая автобусная остановка около базы строительства.
3. Каике-то бункеры (скорее всего для инертных материалов) сделанные из железобетонных тюбингов.
3. Каике-то бункеры (скорее всего для инертных материалов) сделанные из железобетонных тюбингов.
4. «Тоннели строят настоящие мужчины» — добавить тут нечего.
4. «Тоннели строят настоящие мужчины» — добавить тут нечего.
5. Трасса временного обхода. А сверху уже постоянная с защитной галереей.
5. Трасса временного обхода. А сверху уже постоянная с защитной галереей.
6. Разобранный временный мост с деревянными устоями.
6. Разобранный временный мост с деревянными устоями.
7. Постоянный мост между первым и вторым тоннелем.
7. Постоянный мост между первым и вторым тоннелем.
8.Как  вы в дальнейшем увидите, я снимал здесь два дня. В первое утро было  грех упустить такую погоду, хотя разрешение на съемку в тоннелях было  оформлено только на следующий день. Как оказалось не зря в это  прекрасное утро я поехал снимать…
8.Как вы в дальнейшем увидите, я снимал здесь два дня. В первое утро было грех упустить такую погоду, хотя разрешение на съемку в тоннелях было оформлено только на следующий день. Как оказалось не зря в это прекрасное утро я поехал снимать…
9.  Памятник строителям. На железобетоном рельсе стоит скрепер МоАЗ с  табличкой: «МоАЗ №143. 25-тонный подземный автопоезд. Работал на  строительстве тоннелей БАМа: Нагорного, Байкальского, Мысовых с 1975 по  1982 год. Установлен в день сбойки мысового тоннеля №2 16 октября 1982  года, в честь 60-летия образования СССР. Тоннельный отряд №16 УС.  “Бамтоннельстрой”»
9. Памятник строителям. На железобетоном рельсе стоит скрепер МоАЗ с табличкой: «МоАЗ №143. 25-тонный подземный автопоезд. Работал на строительстве тоннелей БАМа: Нагорного, Байкальского, Мысовых с 1975 по 1982 год. Установлен в день сбойки мысового тоннеля №2 16 октября 1982 года, в честь 60-летия образования СССР. Тоннельный отряд №16 УС. “Бамтоннельстрой”»
10.  Интересная обделка с ромбовидными отверстиями на стыке. Если не  ошибаюсь, это специальный тип сейсмоустойчивой обделки диаметром 5,6  метра. В какой-то книжке читал, что такая обделка использовалась в одном  из южных метрополитенах СССР. В ромб вкладывалась металлическая  пластина, которая приваривалась к проушинам в блоках. Стык дальше  замоноличивался.
10. Интересная обделка с ромбовидными отверстиями на стыке. Если не ошибаюсь, это специальный тип сейсмоустойчивой обделки диаметром 5,6 метра. В какой-то книжке читал, что такая обделка использовалась в одном из южных метрополитенах СССР. В ромб вкладывалась металлическая пластина, которая приваривалась к проушинам в блоках. Стык дальше замоноличивался.
11. Буква М здесь смотрится очень феерично.
11. Буква М здесь смотрится очень феерично.
12. Первый Мысовой тоннель длиной 414 метров и портал второго.
12. Первый Мысовой тоннель длиной 414 метров и портал второго.
13. А вот такая погода была на следующий день. В тоннелях не страшно, но виды снаружи особо не поснимаешь.
13. А вот такая погода была на следующий день. В тоннелях не страшно, но виды снаружи особо не поснимаешь.
14. Один из двух пожарных резервуара емкостью 150 кубов. Такие резервуары есть в каждом тоннеле, кроме, кажется, первого.
14. Один из двух пожарных резервуара емкостью 150 кубов. Такие резервуары есть в каждом тоннеле, кроме, кажется, первого.
15.  Особенности проходки Второго Мысового тоннеля обусловлены тем, что с  него началась вообще проходка Мысовых тоннелей с западного портала.  Здесь отрабатывались технология и машины, организация производства и  приемы труда. На строительстве этого тоннеля впервые была применена  временная крепь.
15. Особенности проходки Второго Мысового тоннеля обусловлены тем, что с него началась вообще проходка Мысовых тоннелей с западного портала. Здесь отрабатывались технология и машины, организация производства и приемы труда. На строительстве этого тоннеля впервые была применена временная крепь.
16. Проходили обычным буровзрывным способом.
16. Проходили обычным буровзрывным способом.
17. Внезапно заработала сигнализация — скоро поезд. Да еще и рабочий!
17. Внезапно заработала сигнализация — скоро поезд. Да еще и рабочий!
18. Как же комфортно снимать в таком широком тоннеле!
18. Как же комфортно снимать в таком широком тоннеле!
19. Так как вагон пассажирский, то получаем классический кадр уезжающих красных огоньков.
19. Так как вагон пассажирский, то получаем классический кадр уезжающих красных огоньков.
20.  Из-за большого габарита были сложности с проходкой через слабые грунты.  Особенно участки врезки от порталов и зоны тектонических разломов. Для  их преодоления был разработан способ проходки под защитой опережающего  экрана из труб.
20. Из-за большого габарита были сложности с проходкой через слабые грунты. Особенно участки врезки от порталов и зоны тектонических разломов. Для их преодоления был разработан способ проходки под защитой опережающего экрана из труб.
21. Уширение габарита перед началом кривой.
21. Уширение габарита перед началом кривой.
22. Эх, жалко, что кривая не в ту сторону.
22. Эх, жалко, что кривая не в ту сторону.
23.  Снова заработала сигнализация. Позвонили диспетчеру и узнали, что  поедет грузовой поезд. На фото наглядная разница фокусного расстояние.  Это 40 мм.
23. Снова заработала сигнализация. Позвонили диспетчеру и узнали, что поедет грузовой поезд. На фото наглядная разница фокусного расстояние. Это 40 мм.

 24. Это 70 мм.
24. Это 70 мм.
25. А это уже 200.
25. А это уже 200.
26.  Везде написано, что все тоннели монолитные, но внезапно мой  сопровождающий говорит, что в третьем тоннеле есть опытный участок из  железобетонных блоков. Значит идем туда тоже, хотя изначально я  планировал посещение только одного тоннеля.
26. Везде написано, что все тоннели монолитные, но внезапно мой сопровождающий говорит, что в третьем тоннеле есть опытный участок из железобетонных блоков. Значит идем туда тоже, хотя изначально я планировал посещение только одного тоннеля.
27. Но сначала поезд!
27. Но сначала поезд!
28. Грохот стоит невообразимый.
28. Грохот стоит невообразимый.
29. Все, поезд ушел. Идем дальше.
29. Все, поезд ушел. Идем дальше.
30. Вид на участок между вторым и третьим тоннелем.
30. Вид на участок между вторым и третьим тоннелем.
31.  Каждое припортальное здание оборудовано вентиляцией. Но ее включают  только летом для проветривания тоннелей. Иначе они «потеют» и влажность  достигает 100%, что плохо сказывается на оборудовании.
31. Каждое припортальное здание оборудовано вентиляцией. Но ее включают только летом для проветривания тоннелей. Иначе они «потеют» и влажность достигает 100%, что плохо сказывается на оборудовании.
32. Как хорошо, что все уличные кадры я отснял вчера.
32. Как хорошо, что все уличные кадры я отснял вчера.
33. Блокпост №6. Текила.
33. Блокпост №6. Текила.
34. А вот и опытный участок с железобетонными блоками в своде.
34. А вот и опытный участок с железобетонными блоками в своде.
35. По три блока с каждой стороны и замковой блок. Тут все просто.
35. По три блока с каждой стороны и замковой блок. Тут все просто.
36. И кривая в нужную сторону для съемки. Но увы, следующий поезд еще не скоро, а надо ехать на Байкальский тоннель.
36. И кривая в нужную сторону для съемки. Но увы, следующий поезд еще не скоро, а надо ехать на Байкальский тоннель.
37. Портал третьего тоннеля.
37. Портал третьего тоннеля.
38. Укрепляющая стенка.
38. Укрепляющая стенка.
39. Портал.
39. Портал.
40. И четвертый тоннель. В него я не ходил, увы. Надо было ехать дальше.
40. И четвертый тоннель. В него я не ходил, увы. Надо было ехать дальше.
41. Памятник строителям.
41. Памятник строителям.

Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.