Интересную версию выдвигает Джулиан Барнс - известный британский писатель и букеровский лауреат. Он выпустил книгу "Открой глаза" - о художниках, есть в ней и глава о Боннаре
Французский художник Пьер Боннар ( 1867−1947 ) сильнее всего любил две вещи - живопись и Марту де Милиньи: эта женщина появляется на сотнях его картин, иногда это портреты, часто ню в ванной (говорят, она обожала водные процедуры, а он - подглядывать за ней), иногда Марта едва заметна в интерьере или пейзаже - но без нее художник никак не может обойтись.
Она была его натурщицей, музой, любовницей, а много позже - законной женой.
Они познакомились, когда ему было 26, а ей, продавщице из цветочного магазина, 24, но официально зарегистрировали брак только через 32 года совместной жизни. А через месяц после их свадьбы покончила с собой другая натурщица Боннара, которая, несмотря на обожаемую всю жизнь Марту, была ещё и любовницей художника. По другой версии, сначала было самоубийство, а потом бракосочетание Боннара с Мартой - в любом случае, не отделаться от мысли, что дело было в том, что Боннар выбрал не её.
Рене Моншанти была начинающей художницей. И в 1921-м Боннар будто бы даже сделал ей предложение, но потом передумал - и женился не на ней, а на своей Марте, с которой и так был вместе всю жизнь. Возможно, Марта настояла не просто остаться, а ещё и оформить наконец отношения?
Говорили, что Рене вскрыла вены в ванной - и искали отголосок этой трагедии в картинах Боннара с принимающими ванну обнаженными. Но потом будто бы выяснилось, что Рене Моншати (так звали погибшую) на самом деле застрелилась в гостиничном номере, предварительно обложив себя цветами.
Вернёмся к Марте и котам.
По портретам Марты заметно, что главная женщина в жизни Боннара обожала собак - они часто позируют вместе с ней, собаки (таксы) всегда жили у супругов. Но ещё на картинах Боннара почему-то много кошек.
Вот какое предположение о роли кошек на картинах Боннара высказывает Джулиан Барнс (очень осторожно, просто в качестве иллюстрации того, как мы порой играем с биографическими фактами):
...Тут можно пуститься в размышления о дальнейшей судьбе терзаемого чувством вины художника, который отныне прикован к своему пассивно-агрессивному тюремщику; можно понять неэротичность, характерную для поздних картин с обнаженной Мартой, и то, что на автопортретах Боннар все сильнее походит на несчастного, иссохшего коммивояжера; можно привести в качестве доказательства "Молодых женщин в саду" — картину, которую Боннар переписал после смерти Марты так, что сияющая Рене заслоняет собой оттесненную на край полотна Марту. Можно, в конце концов, предположить, что каждый кот на работах Боннара — это остроумная отсылка к фамилии Рене...
Фамилия Рене — Monchaty (по-французски буквально: "здесь мой кот").
Допущение любопытное. Но не стоит забывать, что часто кошка - это просто кошка. А Боннар кошек любил - это уж точно. И пускал их на свои полотна задолго до гибели Рене, даже до знакомства с ней.
Да и Марта тоже не одними только собаками умилялась:
Иллюстрации: the-athenaeum.org
Еще больше котиков – в Telegram-канале «Арт с котом» и на странице ВКонтакте. Присоединяйтесь – котики будут рады!:)