Найти в Дзене
Большой

Бизнесмен Владислав Андросов: «Медицинский туризм — не просто куда-то поехать лечить зубы, это серьезный сектор экономики»

Журнал «Большой» и бренд Chivas продолжают искать людей, которые не только успешны в своей деятельности, но и, зарабатывая деньги, стараются делать мир лучше. Владислав Андросов, основатель и директор компании MedTravelBelarus, оператора медицинского туризма, долго думал, как творчески использовать полученные по туристическому профилю знания. В итоге сделал всем хорошо: и себе, и белорусской медицине, и иностранным туристам.

— В какой момент вы поняли, что есть смысл развивать в Беларуси медицинский туризм?

— Когда я еще учился в ЕГУ по специальности, связанной с туризмом, искал различные туристические направления, которые были бы актуальны для Беларуси в плане развития, продвижения; задумывался над тем, чем наша страна реально может привлечь иностранца. В 2010 году, когда я окончил университет, на месяц поехал в Нидерланды, где живут мои мама и сестра. Мама периодически ездила в Беларусь, чтобы полечить зубы, и как-то вечером мы с ее голландским мужем затронули эту тему. Он сказал, что редко обращается к стоматологу из-за дороговизны услуг — только в крайнем случае, но его коллеги активно путешествуют в Венгрию или Словакию, где визит к зубному врачу стоит дешевле.

-2

Это натолкнуло меня на мысль, я ввел в поисковике фразу medical tourism и начал изучать, что происходит с этой индустрией в мировом пространстве, благо хватало интересных ресурсов, при помощи которых можно было правильно разобраться в теме. Ключевую позицию в этих процессах занимала и занимает американская ассоциация медицинского туризма, под эгидой которой собрано огромное количество субъектов в разных точках мира — начиная от больниц и туристических операторов до перевозчиков в сфере медицины. Примерно полгода назад я также проходил онлайн-обучение в этой ассоциации, по окончании которого получил сертификат соответствия как туристический оператор. Подобные сертификаты дают весомое конкурентное преимущество: их обладателями являются порядка трехсот клиник из различных стран, которые ежегодно платят большие деньги, чтобы оставаться в тренде.

— Легко ли приживалось новое для нас направление?

— За пять лет учебы в университете, достаточно современном в плане подходов к образованию, у нас ни разу не поднималась тема медтуризма, хотя, казалось, это имело отношение, пусть и косвенное, к выбранному профилю. Пришлось все изучать методом проб и ошибок, ведь медицинский туризм — не просто куда-то поехать лечить зубы, это серьезный сектор экономики с большим количеством различных вопросов и нюансов. Операторы медицинского туризма не оказывают медуслуг, они могут только заключать договоры с больницами, при этом ответственность каждой из сторон разграничивается. Когда разобрался, понял, что юридических препятствий нет, правда, пришлось получить дополнительное образование по специальности «оздоровительный туризм», чтобы соответствовать существовавшему на тот момент законодательству: лицензию без этого получить было невозможно. Сейчас лицензии отменили, но они, по сути, и не нужны — твоя квалификация проверяется по-другому, в конкурентном поле. Ведь если ты делаешь что-то не так, о тебе такие отзывы оставят, что не спасет никакое лицензирование или сертификация.

Безвиз — это то, о чем мы мечтали с момента основания нашей компании.

— Медицинские операторы не только зарабатывают деньги, но и отчасти выполняют функции МИДа. Расскажите, каково это — завлечь в Беларусь иностранца, который подсознательно понимает, что едет хоть и за дешевой услугой, но, в его понимании, в страну третьего мира…

— Мы изначально отдавали себе отчет, что человеку не из русскоговорящей страны трудно будет принять решение о поездке. Одно дело, когда на родину за медуслугами возвращаются экспаты, и совсем другое, когда ты едешь в неизвестность. Основные вещи, которые интересуют иностранца перед поездкой, это безопасность пребывания и соответствие информации на сайте реальности: по качеству, стоимости как услуг, так и самой поездки, потраченному на это времени. На своих ошибках мы научились правильно презентовать белорусскую медицину, при помощи определенных инструментов показываем, что лечение в Беларуси честное и безопасное. Для этого знакомим с кейсами — примерами работ, фотографиями после медицинского вмешательства, комментариями врачей и т. д. Усложняет работу то, что с человеком разговариваешь дистанционно, но его успокаивают фразами вроде «приезжали с похожим случаем, как у вас», «врач — лучший в регионе по такого рода операциям». Фразы, конечно, субъективные, но если четко отвечаешь на поставленные вопросы, тебе верят. И, как показывает практика, не ошибаются.

-3

— Правда ли, что люди с высоким достатком принципиально не доверяют постсоветской медицине?

— Здесь дело скорее не в доверии, а в том, что состоятельный человек привык получать сервис наивысшего качества: ездит на дорогих машинах, покупает дорогую одежду, соответственно, у него завышенные требования и к оказанию медицинских услуг. А если учитывать, что у нас и во многих других постсоветских странах реформы, по сравнению с Европой и Штатами, начались не так давно, наше отношение к сервису по объективным причинам находится на втором месте. Мы выстраиваем четкую систему оказания медпомощи, автоматизируем многие процессы, а сервис придет! В вопросах человеческого здоровья качество оказываемых услуг все же первостепенно. Если брать в расчет именно этот показатель, то в определенных сегментах мы не отстаем от других стран, тем более процедуры все больше заменяются какими-то стандартизированными протоколами, навигациями — эндоскопия, лапароскопия и т. д. А вот в стоматологии у нас есть все те же возможности, что и, допустим, в Америке. Другой вопрос, что гонка медицинской техники и оборудования сродни гонке вооружений: профильные компании тратят серьезные средства на новые разработки, которые первым делом попадают в Германию, Швейцарию и другие более экономически развитые страны. Поэтому за инновационными видами лечения лучше ехать туда.

— А что медицинский туризм дает белорусской экономике?

— В нашем направлении основные затраты приезжающих поступают в медицинский сектор, а затраты непосредственно на туризм, по сути, составляют порядка 10 %. Например, пациент приезжает в Беларусь, чтобы потратить шесть тысяч долларов на эндопротезирование и замену сустава, остальные расходы (билеты, трансфер до больницы, сувенир на память) обойдутся примерно долларов в шестьсот. Заработанные на медуслугах средства остаются в фондах больниц и идут не только на премии медперсоналу, но и аккумулируются для улучшения материально- технической базы. Система простая, но действенная: за семь лет работы на рынке мы заключили 52 соглашения с учреждениями здравоохранения, и как минимум в половине из них про исходят положительные изменения: открываются новые корпуса, закупается дорогостоящее оборудование (например, в онкоцентре появился гамма- нож). Этим всем, приобретенным не в последнюю очередь за счет полученных от иностранцев средств, пользуются и белорусские потребители, что, безусловно, снижает нагрузку на бюджет и оказывает помощь нашей экономике. Рад, что в этой цепочке находится место и операторам медицинского туризма.

Твоя квалификация проверяется в конкурентном поле. Если ты делаешь что-то не так, о тебе такие отзывы оставят, что не спасет никакое лицензирование или сертификация.

— Белорусский медтуризм чем-то кардинально отличается от того, что предлагают наши географические соседи?

— Мы нередко встречаемся на зарубежных обучающих семинарах с россиянами и казахами, находящимися с нами в одном экономическом пространстве. Обратил внимание, что Казахстан и Россия в основном едут на семинары посмотреть, что предлагают немцы и другие лидеры отрасли, чтобы сориентировать клиентов на приезд в эти клиники. Мы же настойчиво приглашаем на лечение в Беларусь.

— Вы говорили о развитии материально-технической базы, а насколько в Беларуси развиваются новые направления в лечении, подхватываются мировые тренды?

— Что касается передовых видов оказания медпомощи, спасающих людям жизнь (в частности, трансплантация органов), Беларусь подбирается к двадцатке стран мира, лучших в этой области. В некоторых вопросах мы диктуем правила игры на постсоветском пространстве: например, в год у нас делается более 350 пересадок почек, и, если посчитать, каков процент таких операций в пересчете на тысячу человек, мы являемся лидерами в регионе. Не отстают кардиохирурги, онкологи, представители многих других специальностей.

— А насколько у нас развит «медтуризм наоборот»?

— Естественно, основное наше направление — приезд в Беларусь иностранцев, но у нас есть связи с клиниками и докторами по всему миру. Например, кто-то захочет побыстрее стать на ноги в испанском реабилитационном центре — человек обращается к нам, мы связываемся, договариваемся, обсуждаем, какие надо документы.

— Есть ли место в вашем бизнесе для корпоративной социальной ответственности?

— Мы второй год подряд работаем с белорусским детским хосписом, устраиваем благотворительные аукционы «Крылья добра» с целью поддержки детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

— Беларусь собирается расширить срок действия безвизового режима для иностранцев с пяти дней до десяти или даже до месяца.

— Безвиз — это то, о чем мы мечтали с момента основания нашей компании. Иногда Беларусь из-за бюрократических проволочек теряла медицинских туристов: например, у человека было желание приехать к нам для получения медуслуги, но он жил в городе, от которого ближайшее белорусское посольство находилось на расстоянии тысячи километров. Взвесив все плюсы и минусы, потенциальный пациент не всегда решался на этот сложный шаг. Поэтому мы рады любым демократическим подвижкам в этом направлении и почти сразу после вступления в силу решения о пятидневном безвизовом пребывании интегрировали новые правила в свою деятельность. Мы и сейчас предлагаем определенные виды туров, рассчитанные на пять дней: например, в стоматологии специально для этого ускорили некоторые лечебные процессы — естественно, без потери качества для пациентов. Теперь с нетерпением ждем очередного шага со стороны МИДа, чтобы еще больше людей узнало, что в Минске есть не только красивые и чистые улицы, но и качественное медицинское обслуживание.

-4

— Есть ли место в вашем бизнесе для корпоративной социальной ответственности?

— Мы второй год подряд работаем с белорусским детским хосписом, устраиваем благотворительные аукционы «Крылья добра» с целью поддержки детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

— Беларусь собирается расширить срок действия безвизового режима для иностранцев с пяти дней до десяти или даже до месяца.

— Безвиз — это то, о чем мы мечтали с момента основания нашей компании. Иногда Беларусь из-за бюрократических проволочек теряла медицинских туристов: например, у человека было желание приехать к нам для получения медуслуги, но он жил в городе, от которого ближайшее белорусское посольство находилось на расстоянии тысячи километров. Взвесив все плюсы и минусы, потенциальный пациент не всегда решался на этот сложный шаг. Поэтому мы рады любым демократическим подвижкам в этом направлении и почти сразу после вступления в силу решения о пятидневном безвизовом пребывании интегрировали новые правила в свою деятельность. Мы и сейчас предлагаем определенные виды туров, рассчитанные на пять дней: например, в стоматологии специально для этого ускорили некоторые лечебные процессы — естественно, без потери качества для пациентов. Теперь с нетерпением ждем очередного шага со стороны МИДа, чтобы еще больше людей узнало, что в Минске есть не только красивые и чистые улицы, но и качественное медицинское обслуживание.

Текст: Евгений Кечко

Фото: Максим Шумилин

Оригинал публикации размещен на сайте журнала "Большой"

Журнал в соцсетях: Facebook, ВКонтакте и Instagram