Найти в Дзене
История с Vir Magnus

Как Россия чуть не стала конституционной монархией. Эпизод 2

1880 год. В России правит Александр II - царь-реформатор, отменивший крепостное право, ослабивший цензуру и усовершенствовавший старую, закостенелую судебную систему России.

Однако несмотря на все достижения императора в обществе царит явное недовольство. Стали как никогда сильны кружки революционеров, в моду вошли политические убийства: совершаются покушения (часто успешные) на губернаторов, министров и даже на самого царя.

Проводя реформы, император пытался действовать осторожно, учитывать интересы всех сословий и идти на компромиссы с недовольными. Парадоксально, но, похоже, именно из-за этого Александр II стал для современников одним из самых нелюбимых правителей. Его не любили и консерваторы - за бесконечные реформы и преобразования, и либералы -
поскольку каждая реформа сопровождалась многочисленными уступками консерваторам и богатым помещикам.

Например, долгожданное освобождение крестьян омрачалось введением системы полевых наделов: помещики предоставляли крестьянским коллективам участки земли ("наделы"), за пользование которыми крестьяне обязаны были продолжать работать на помещика или платить ему неподъёмный оброк. Фактически отмена крепостного права изменила только формальный статус крестьян: их положение ещё долгое время оставалось таким же, как и до реформы. Историк Михаил Покровский, анализируя реформу, писал:

"Быть от царя объявленным свободным человеком, и в то же время продолжать ходить на барщину или платить оброк: это было вопиющее противоречие, бросавшееся в глаза. „Обязанные“ крестьяне твёрдо верили, что эта воля — не настоящая".

Ликование после провозглашения реформы сменилось разочарованием. Кое-где среди крестьян зрели теории заговоров: мол, хороший царь даровал им настоящее освобождение, а "злые бояре" утаивают царские указы и обманывают простых людей, заставляя их работать как прежде... На возникавшие кое-где небольшие крестьянские волнения власти реагировали по старинке: карательными вылазками войск.

Чем суровее подавлялись крестьянские волнения или демонстрации сочувствующей молодёжи, тем больше появлялось революционных кружков. Чем активнее становились революционеры, тем больше Александр начинал сомневаться в правильности реформ - и тем более склонялся к консервативным мерам.

Тем не менее в 1880 году император вернулся к своей первоначальной мечте: войти в историю как царь-освободитель. Его брат, великий князь Константин Николаевич, вспоминал:

"Государь сообщил мне, что желал бы к предстоящему дню 25-летия царствования оказать России знак доверия, сделав новый важный шаг к довершению предпринятых пре­образований. Он желал бы дать обществу больше, чем ныне, участия в обсуждении важнейших дел".

Для осуществления своих планов Александр призвал на помощь графа Михаила Лорис-Меликова - героя Кавказской и Крымской войн, а также талантливого управленца. Будучи генерал-губернатором Харьковской губернии, Лорис-Меликов сделал то, что не удавалось ни одному из его коллег по должности: покончил с революционным террором на вверенной ему территории. При этом из всех российских генерал-губернаторов его можно было называть самым "мягким": он отказался от чрезмерных репрессий и пытался вступать в диалог с оппозицией; сурово наказывал непосредственных преступников, но избегал лишних показательных и "устрашительных" арестов - и за счёт этого выглядел чрезвычайным либералом на фоне других губернаторов.

Летом 1880 года император назначил Лорис-Меликова министром внутренних дел. И тут же поручил ему подготовить свой главный проект: вовлечение общества в законодательный процесс.

Впоследствии проект войдёт в историю как "конституция Лорис-Меликова". Конечно, на самом деле ни о какой конституции речи не шло. Планировалось лишь созвать временную совещательную комиссию для участия в подготовке двух реформ - финансовой и административной. В состав комиссии должны были войти по два выборных представителя от каждой губернии, а также от некоторых крупных городов. При этом избранные общественные представители не имели бы никаких реальных полномочий, а могли только участвовать в обсуждении реформ (даже права вето не предполагалось). Однако, по мысли Лорис-Меликова, такой выборный орган мог бы доносить до императора позиции разных слоёв общества и со временем развить в России традицию парламентаризма.

Все эти идеи Лорис-Меликов сформулировал во "Всеподданнейшем докладе", который был представлен императору в начале 1881 года. Государь одобрил идею, и ещё два месяца ушли на окончательную шлифовку деталей проекта.

1 марта 1881 года Александр II объявил Лорис-Меликову, что через четыре дня проект будет вынесен на обсуждение Совета министров.

И в тот же день - спустя пару часов после разговора с Лорис-Меликовым - Александр II был убит террористами из революционной организации "Народная воля".

Император Александр II на смертном одре. Фотография Сергея Левицкого
Император Александр II на смертном одре. Фотография Сергея Левицкого

Вместе с царём-реформатором был похоронен и проект Лорис-Меликова. Вступивший на престол Александр III на "Всеподданнейшем докладе" оставил пометку:

"Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан".

_____________________________

О том, кто стоял за попытками ограничить самодержавие в России в XVIII веке:

Как Россия чуть не стала конституционной монархией. Эпизод 1: XVIII век