Найти тему

Кризис компании

Кризис, в переводе с древнегреческого (κρίσις), – переломный момент, выбор. То есть, это такое состояние, когда достижение поставленной цели используемыми способами невозможно, и их нужно кардинально менять. Слово «переломный» симптоматично, и означает, что движение по прежней траектории невозможно. А слово «выбор» лишний раз подчеркивает, что траектория обязательно должна измениться – «переломиться», и пойти в другом направлении, либо закончиться (вспоминается картина В. Васнецова «Витязь на распутье» с надписью на камне: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному»). Поэтому кризис сопровождается неопределенностью дальнейшего состояния. Так как отсутствие движения или неверно выбранное направление губительно, то любое бездействие или неправильные действия приводят к неизбежному краху. В этом главная проблема кризиса: нельзя отсидеться ничего не предпринимая, а что делать не всегда понятно, иначе бы до этого не дошло.

Экономический кризис, соответственно, это такое ухудшение состояния объекта, при котором дальнейшая его экономическая деятельность невозможна. Для компании под ухудшением следует понимать увеличение долговой нагрузки, которую уже невозможно обслуживать. Резкий спад производства, либо из-за внешних факторов – снижения спроса, либо из-за внутренних – отсутствия ресурсов. И этот спад не позволяет компании функционировать в прежнем режиме сколько-нибудь продолжительное время.

Кризис предприятия – это несоответствие существующих методов управления компанией текущему состоянию внешней среды.

Поэтому кризисная ситуация всегда возникает по двум причинам: внешней и внутренней. То есть, либо внешняя среда изменилась, а предприятие вовремя не отреагировало на эти изменения, либо изменилось внутреннее состояние предприятия в худшую, с точки зрения его управления, сторону, либо и первое, и втрое произошло одновременно не зависимо друг от друга, что бывает крайне редко и, как раз второе часто является следствием первого, либо изначально система управления предприятием не соответствовала социально-экономическим, политическим, рыночным и/или другим внешним отношениям, в которых находится данное предприятие – наиболее часто встречающаяся ситуация.

Сейчас много пишут про то, что кризис является хорошей возможностью для оздоровления, инноваций, нового витка развития. Возможно. Но лучше с этим не экспериментировать и не доводить ситуацию до кризиса. Любые реформы требуют ресурсов. А во время кризиса экономия ресурсов особенно актуальна. Расходовать их еще и на реформы очень рискованно. На все ресурсов у компании может просто не хватить. Поэтому, лучше всего, проводить реформы до возникновения кризисной ситуации и, как раз для того, чтобы избежать кризиса. Правда, это далеко не у всех получается.

Кризис компании – это всегда результат неэффективного управления.

У кризиса нет положительных сторон. Все реорганизационные мероприятия и в структуре компании, и в методах ее управления, которые при кризисе становятся очевидными и неизбежными, руководство компании могло и должно было сделать задолго до кризиса и значительно меньшими ресурсами, как раз для недопущения попадания компании в кризисную ситуацию.

Основная проблема в том, что большинство руководителей или не видит, или не хочет замечать, реальное экономическое состояние своей компании. Чаще всего, непонимание неэффективности управления компанией связано с неправильным управленческим учетом. И здесь существуют две диаметрально противоположные тенденции. Управленческий учет либо слишком громоздкий, и из-за своей неповоротливости и избыточности не отражает проблемные места определенно и наглядно. Либо он слабый, и информация в нем недостаточная и недостоверная. Нежелание замечать проблемы – это от боязни любых изменений: не было бы хуже. И надежда, что как-нибудь «само собой рассосется».

Для компании состояние кризиса означает фактическое банкротство, но, пока еще, не оформленное де-юре. Кстати, другое значение слова «κρίσις» переводится, как суд, решение, приговор.

Чтобы фактическое банкротство не переросло в юридическое и, действительно, «рассосалось», руководству компании необходимо, во-первых, признать сам факт кризиса, а, во-вторых, срочно ввести антикризисное управление.

Чтобы избежать кризиса и создать условия для стабильного развития, систему кризисного управления предприятием нужно вводить задолго до появления первых признаков кризисной ситуации.

http://crisism.ru/Ru/Cr/company_crisis.html