На сегодняшний день существует три основных шкалы оценки уровней владения иностранным языком. Первая - это шкала CEFR, буквенная, самый низкий уровень - A1, cамый высокий - C2. Вторая - the Cambridge Scale или Кембриджская Шкала. И есть ещё уровни IELTS, которые называются bands или IELTS band scores, или, разговорно, "бэндами". О том, как они называются и как соотносятся друг с другом, читайте в статье.
Photo Credit - Cambridge Assessment, p 12
УРОВНИ СEFR
Уровни A1 и A2 называются starter или beginner (начинающий) и elementary (завершающий начальный или элементарный). Человек, завершивший программу уровня A2, может быть назван "владеющим языком на начальном или базовом уровне" (ENG basic).
Уровни B1 (делится на B1.1 и B1.2) и B2 называются pre-intermediate/intermediate (начальный средний и просто средний) и upper-intermediate (завершающий cредний). Человек, завершивший программу уровня B2, может быть назван "независимо владеющим языком" (ENG independent). Независимость тут в том, что может общаться на языке на те темы, что ему надо, не зависит от словаря, чтобы выразить свою мысль. Чтобы перейти на уровень выше, ему надо перестать допускать всевозможные ошибки, характерные для этого уровня, а также научиться выражать свои мысли не "в общих чертах", а макcимально точно.
Пример разницы между "в общих чертах" и "точно" часто просят привести. Лучше всего подходят для рассмотрения примеры гастрономические: "съел кусок мяса с овощным салатом" vs "на ужин был ароматный T-bone стейк cредней прожарки и зелёный микс-салат с обжаренными белыми грибами, тыквенным маслом и нарезанной тонкими ломтикамм брезаолой".
Photo Credit Goodwin
Уровни С1 и C2 называются advanced (продвинутый) и proficiency/mastery (профессиональный). Человек, завершивший программу уровня C2, может быть назван "профессионально или экспертно владеющим языком". Экспертность выражается в том, что уровень владения языком настолько высок, что человека можно перепутать с образованным носителем языка, настолько точно он или она выражает мысли на все темы, на которые ему или ей приходится общаться, устно или письменно, практически не допуская никаких ошибок. Причём тематика, на которую человек может общаться, включает множество абстрактных тем: человек может легко поддержать беседу о смысле жизни на несколько часов, с заходом в 100500 разных темок и подтемок на правах лирических отступлений.
Поскольку уровень - это всё-таки не точка, а отрезок, то если пользоваться шкалой CEFR, то постоянно будут проблемы с определением, какого же уровня достиг в английском тот или иной человек. Слишком крупное "округление". Дело в том, что если вы изучаете учебник уровня B1.2 (или ещё иногда пишут B1+), на обложке которого написано intermediate, то вот вы сегодня первый день в руках учебник держите, на обложку смотрите и страницу номер один одолели (вчера закончили pre-intermediate), то вот вы - intermediate уже. Через несколько месяцев добрались если до раздела номер 5 из 12 (проходите unit 5), то вот вы тоже intermediate, и ещё через несколько месяцев дошли до раздела номер 12 из 12 (проходите unit 12), осталось 3 страницы до конца учебника, и вот всё равно вы - intermediate. То есть учите-учите, чуть ли не полгода или вообще год, и вот - всё intermediate и intermediate. Если резюмировать, то вот вы уже завершаете уровень, до конца учебника осталось в аккурат половина юнита, 100-120 часов одной аудиторной работы за плечами (плюс, скорее всего, раза в 3-4 больше часов потратили на домашние задание и заучивание новых правил и слов), а другой человек на старте уровня: 2 урока отзанимался, покоряет страницу номер 8, и вот и вы, и он - intermediate. Сказать, что вам обидно - ничего не сказать. И аналогичная ситуация со всеми остальными уровнями.
ВАЖНЫЙ вывод из того, что жирным шрифтом абзацем выше: объединять в учебные группы таких вот разношёрстных intermediate - нельзя. Причина номер один, из тех, что "Король-то голый!", почему в группах на курсах очень многие иностранный язык выучить не могут именно в этом: людей не объединяют в группу по уровню с точностью до плюс-минус 1-2 юнита. Их, да, много где тестируют, но вот "сгоняют скорее в стада по 10-12 человек по факту согласия заплатить денюх". И как-то на выходе почти всегда получается, что "ничего не получается". И люди решают, что им "не дано". К счастью, так делают не везде, в нашей онлайн-школе, например, первичен именно вот этот момент: если в группе или паре занятия (онлайн 2-3 человека оптимально), то вот только в том случае, если все участники примерно одного уровня с точностью до раздела в учебнике.
CAMBRIDGE SCALE
Вторая альтернативная система измерения уровней - это Кембриджская Шкала, она значительно более дробная - все 6 букв-уровней она делит уже на отрезки поменьше, каждый уровень-буква равен примерно 20 делениям, максимальное количество пунктов по этой шкале - 230. Однако, если присмотреться, может быть не очень понятно, почему самый низкий, казалось бы, уровень A1, начинается с 80 пунктов, а не с нуля.
Дело в том, что если пунктов набрано 0-80 - это значит, что речь о настоящем начинающем с нуля (A0 или zero beginner), то есть там скорее всего буквы не пройдены, писать не умеет и т.п. На A0 человека, как правило, протестировать очень сложно, это либо ребёнок совсем маленький, либо школьник или взрослый , у кого совсем никакого опыта изучения языков с латиницей в основе нет. Как правило, если речь о начале уровня A1, то предполагается, что какая-то база всё-таки есть, и обучать тому, например, чем большая буква от маленькой отличается - не надо, плюс не требуется пару месяцев писать в прописях, чтобы освоить курсив и научиться сопоставлять печатные буквы и те, которые от руки пишут. Иначе говоря, A1 - это всё-таки не полный ноль, а тот, у кого какой-то вводный курс уровня буквы-прописи и несколько десятков слов (обычно на уровне вывесок и названий брендов разных в магазинах на упаковках ходовых товаров) - освоен.
И БУКВЫ, И ЦИФРЫ
На сегодняшний день все Кембриджские экзамены (см. график выше) приведены к общему знаменателю. Сдав любой из экзаменов, будь то FCE по общему английскому B2 уровня, или BEC Higher бизнес-направленности C1 уровня, в распечатке результатов получаешь также подробную информацию о том, что там у тебя с каждым навыком поточнее, в пунктах, по Кебриджской Шкале. Это удобно, так как сразу будет видно, на какой точке отрезка-уровня находишься по каждому навыку.
Знание о том, в начале ты уровня-буквы, в середине или в самом конце помогает точнее выбрать стратегию дальнейшего изучения языка. Если ты в начале, то тебе нужен полноформатный курс по программе уровня-буквы, если в середине - то можно взять укороченный курс (учебник с пометкой short course), а если в самом конце, то можно замахнуться на программу следующего уровня-буквы.
К сожалению, ни CEFR, ни Cambridge Scale, не скажут вам, что точно у вас не до конца выучено, какая тема "прихрамывает", потому, чтобы точечно устранить пробелы, продолжив изучать то, что "не дотянуло" до нужных показателей, нужно либо обращаться к преподавателям-профессионалам за диагностикой, либо искать специальные учебные пособия, в которые встроен в самое начало диагностический тест, выполнив который, вы из ключей узнаете, какие разделы следует изучить более подробно.
IELTS
IELTS стоит особняком, разделяя уровни владения языком на 9 штук, и называет их "bands". Согласно официальным данным, график взять с сайта Cambridge Assessment, bands 4-5 cоответствуют уровню B1 intermediate, bands 5-6.5 уровню B2 upper-intermediate, bands 7-8 уровню C1 advanced, и всё, что выше - C2 - proficiency.
Если вы вдруг не в курсе, то это один из самых популярных международных экзаменов по английскому языку. Количество людей, которые его сдают, неуклонно растёт, по последним данным уже делается 3 миллиона попыток сдачи ежегодно. Сдают его в иммиграционных целях и для того, чтобы поступить в вуз. Результаты этого экзамена признают многие топовые работодатели мира как доказательство того, что человек знает английский.
Если вы сдавали IELTS или готовите к этому экзамену, то вот тут вы хитро (или грустно) улыбнётесь, так как пока речь шла про CEFR и Кембриджскую Шкалу, всё вроде как было нормально с уровнями, а вот в отношении IELTS у многих (оправданно) есть глубокие сомнения в том, что оценки за IELTS на "перешейке" между band 6 и band 7 - это пара последних юнитов в учебнике B2 уровня. А именно 7-ки почти всем нужны. Похоже на big business, не находите?
Для многих простых смертных, кто просто учит английский как иностранный, и кто сейчас на уровне IELTS bands 6-6.5, готовясь к иммиграции в англоязычную страну или поступлению в вуз, сложность перехода на все 7777 сопоставима с переходом Суворова через Альпы, а стоимость - ближе к неприличной, и тем дороже, чем больше неудачных попыток сделано сдать этот экзамен. И этому, как ни странно, есть объяснение. Более того, есть способы "хакнуть" систему.
Как вы, возможно, догадались, в следующих постах речь пойдёт именно об экзамене IELTS. Если вам интересен этот экзамен, инсайдерские фишки и советы, как его сдать - подписывайтесь на наш канал - вас ждёт много интересного: сериал 1001 факт об Кембриджских экзаменах по английскому языку, и начнём мы именно с IELTS.
_________________
Перейти к оглавлению на Дзен-канале EnglishLab.Net
Почитать о преподавателях ELN .
Узнать, как записаться на диагностическое собеседование.
Подписаться на рассылку EnglishLab.Net
_________________
Ведёт канал Anastasia (Stacey) Andros, преподаватель английского онлайн. Старший преподаватель-методист онлайн-школы английского EnglishLab.Net OU , зарегистрированной в 2009 году в ЕС. Помогаю желающим изучать английский онлайн найти хорошего учителя. Сontact Me. Подробнее о школе и с чем могу помочь читайте в соседней статье тут же на нашем канале.