Найти в Дзене
ChangeRun

4 ГЛАВНЫХ ЗАДАЧИ ЛЮБОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Александр Шемякин

Формула занятости современного руководителя построена по схеме «шиворот-навыворот»:

98% не нужной работы, и до 2% того, что является его зоной ответственности

Поясню:

  • По уши в делах, которые должны делать ваши замечательные сотрудники. Вы догадались, что они (ваши сотрудники) в это время простаивают?
  • При этом не делаем того, что является нашей основной задачей (как руководителя)

И тогда уточняющий вопрос. А какие бы 4 главных задачи вы выделили для любого руководителя в любой коммерческой компании? Набросайте свои варианты ответа. Прежде чем дать свою версию, а точнее мнение коллеги по цеху, которое я разделяю, предлагаю ввести определение, кого мы будем называть руководителем. Мне нравится два, оба из которых когда-то услышал от умных людей

Руководитель – это человек, который помогает людям и машинам сделать их работу лучше

Здесь есть 3 важных компоненты:

  • Руководитель не делает работу сам (своими руками и головой).
  • Его основная целевая функция – помочь сделать работу людям и машинам. Организовать процесс так, чтобы сегодня было лучше, чем вчера.
  • Основной приоритет – постоянное улучшение. Я бы тут ввел конкретику, что мы будем называть «лучше». Скорее на сегодня это будет: быстрее, эффективнее, производительнее, клиентоориентированнее. Пусть на йоту, но каждый день и лучше.

И есть второе хорошее определение, которое тоже стоит разобрать:

Руководитель – это тот, кто умеет получать нужный ему (команде, клиенту) результат руками (и головой) других людей

Основные акценты:

  • «На выходе» всегда есть результат. Не имитация кипучей деятельности, не тонны бюрократической писанины, не человеко-часы в «Табеле учета рабочего времени». А осязаемый и полезный (клиенту, компании) результат
  • Результат запланирован им же самим. Это не значит, что в этом не участвует команда. Но сегодня рынку (клиентам) нужны дерзкие результаты, а не серая посредственность. Помните, что сказали инженеры из команды Г. Форда на предложение сделать V-образный двигатель. Это невозможно! И если бы Генри Форд пошел на поводу своих разработчиков, мир бы не увидел V-образный двигатель внутреннего сгорания. Генри Форд не был инженером, но был хорошим руководителем.
  • Результат получается руками и головой других людей. И это не стоит забывать. У каждого свой хлеб.

И теперь повторю вопрос:

Какие 4 главных задачи у любого руководителя?

При этом, чтобы они были необходимыми и достаточными. Помните из математики? Я услышал эту версию в 2008 году от Тимура Гагина, и взгляд не потерял свою актуальность за 8 лет. Любой руководитель должен справляться с 4 задачами:

  • Ставить верные цели
  • Создавать верные правила
  • Находить верных людей
  • Поддерживать верные отношения

Тогда все остальное сделают верные люди по верным правилам!

Обращаю внимание, последовательность здесь имеет значение. Получается управленческий цикл по Гагину (тут уже моя интерпретация):

Цель – правила – люди – отношения между ними

Перевожу. Изменили цель – корректируем правила – работаем с командой – поправляем отношения в коллективе. Модель очень элегантна и проста, чем мне очень нравится:

  • Если цели нет или она кривая, все остальные усилия пойдут в мусор. И не важно, какая команда, бизнес-система, размер инвестиций. Ошибка в направлении…
  • Под цель выбираем правила. Проектируем бизнес-систему, которая справится с поставленной целью. 2 разных цели, 2 разных бизнес-системы, пусть даже в одном сегменте рынка. Есть «Магнит», есть «Лента», есть «Азбука вкуса». Все продают продукты, но какие разные цели и система.
  • Поняв цели и правила, можно формировать команду. Поменяв кардинально цели, а за ними правила, необходимо изменить команду. Согласитесь, что сотрудники «Магнита», «Ленты» и «Азбуки вкуса» отличаются друг от друга. И требования при отборе будут очень разными. При этом чем сильнее система, тем ниже требования «на входе». Макдональдсу достаточно, чтобы человек хотел работать в этой компании. Все остальное – задача технологичной адаптации сотрудника.
  • Сформировав команду, наша задача (как руководителя) поддерживать в ней рабочие отношения. Согласно установленных правил выше. И это уже точечная, кропотливая, регулярная и ювелирная работа шефа. Нас с вами. Заходишь в компанию и сразу видно… Здесь бардак. В этой компании не слушаются руководства и «пахнет» вседозволенностью. А тут глаз радуется от вовлеченных в работу людей, которые болеют за результат. В чем разница? Во взаимосвязи 4-х компонентов выше.

И что дальше? Следить за рынком и спросом. А рынок (и спрос) — девушка сегодня очень переменчивая. И перезапуск этой цепочки должен быть с частотой от 1 раза в полгода. А мелкие коррективы придется вносить каждую неделю.

Многие из руководителей скажут, что пункт 3 (а может и 4) можно проделегировать HR. Что думаете? Мое мнение на сегодня

В компании до 100 человек HR скорее навредит, чем поможет

Объясню коротко:

  • Воспитание, обучение и развитие нового сотрудника — это на 85% функционал его непосредственного руководителя.
  • Адаптация нового сотрудника – это на 98% задача непосредственного руководителя.
  • Отбор нового сотрудника – это привилегия непосредственного руководителя на 80%. Или потом получите ситуацию: «HR мне снова подобрал непонятно кого». Где и на ком тут ответственность?
  • Поиск нового (лояльного, подходящего вам) сотрудника – задача на сегодня простая, с которой может справиться офис-менеджер без психологического образования. Условие: при использовании правильной технологии. И в постановке задачи на поиск должен снова участвовать непосредственный руководитель. Именно он определяет «Профиль должности» = техническое задание на поиск.

Буду категоричным

95% процентов вакансий в 90% компаний можно закрыть за 4-7 рабочих дней

  • Без привлечения HR и кадровых агентств
  • Без глубоких познаний в рекрутинге и психологии
  • Потратив чистого времени от 8 до 14 часов 1 сотрудника (который понимает технологию)
  • С бюджетом на привлечение кандидатов от 2 000 до 7 000 рублей
  • Получив на выходе лояльного, эффективного, верного (по Гагину) сотрудника

Т.к. это подтверждено в более чем 400 экспериментов на сегодня, предлагаю сделку:

2 новых, лояльных, достойных сотрудника за 15 000 р. до 31 января с тройной гарантией результата на 6 месяцев

Как воспользоваться предложением:

Интересно? Тогда до встречи на тренинге «Порядок в кадрах без HR», который поможет вам находить верных людей и выстраивать с ними верные отношения.

P.S. Если формат тренинга вам по каким-либо причинам не подходит, у меня есть другое предложение: мы сами найдем подходящего сотрудника за 5 дней. Подробнее здесь.

Практикум:

Посмотрите на свой день через призму 4 главных задач руководителя. Сколько времени вы инвестируете в уточнение (разработку) целей. Сколько в проектирование (корректировку) правил? Сколько уходит на поиск, отбор и адаптацию участников вашей команды? Сколько занимает по времени формирование нужной среды (культуры) и поддержание отношений в коллективе?

Фильм, который стоит посмотреть:

Посмотрите, как технологично и эффективно отбирают сотрудников в Google. Такая возможность есть благодаря фильму «Кадры». Билли и Ник всю свою жизнь занимались прямыми продажами и стали настоящими профессионалами в своем деле. Однако прогресс не стоит на месте, и с появлением интернет-магазинов прямые продажи стали просто не нужны. Их компания начинает терпеть убытки и попросту закрывается, а друзья остаются без работы.

Однако парни не отчаиваются и начинают искать работу в интернете. Им повезло, и у них появилась прекрасная возможность устроиться в компанию Google, но для этого им необходимо пройти тщательный отбор. Посмотрите шикарный пример ассессмента от «А» до «Я».