Князь Святослав с легкостью сокрушал врагов Руси, принуждал могучую Византию к уступкам, а погиб, угодив в ловушку, расставленную печенегами. Неужели великий воин был настолько простодушным? Или его гибель следствие измены?
Роковая зимовка
Достоверных сведений о Святославе Игоревиче немного. Поэтому историки всегда старались поместить его в разряд полулегендарных героев, а не реальных правителей.
Эта тенденция прослеживается еще с ранних летописей. Подвигов за ним числится много, но совершал их князь как-то бессистемно, не по плану. И погиб тоже нелепо: с малой дружиной поехал в Киев не той дорогой и попал в засаду к печенегам. Повесть временных лет, например, вообще списывает смерть князя на Божий промысел: «Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям. Если кто матери не послушает в беду впадет». Но что же произошло на самом деле.
В 969 году Святослав вмешался в войну Византии и Болгарского царства. Хитрые византийцы хотели, как всегда, решить свои проблемы чужими руками. Они пообещали хорошо заплатить киевскому князю, если тот сможет разбить болгар. Святослав с легкость это сделал, но уходить из завоеванной Болгарии отказался наотрез.
Когда византийцы стали упорствовать, Святослав просто вступил в союз с венграми и недобитыми им болгарами и начал разорять уже византийские земли. Видя, на чьей стороне сила, к русам примкнули и печенеги, до этого служившие Константинополю. Византийский император понял, что здорово просчитался. Вместо относительно слабой христианской Болгарии он получил по соседству сильную языческую державу Святослава.
Ценой больших усилий византийцы переломили ход войны. Печенеги были разбиты и бежали в степь, возобновив союз с греками. Венгры удовлетворились данью и ушли. Святослава осадили в Доростоле, где он понес большие потери. Осенью 971 года князь заключил почетный мир с императором Иоанном Цимисхием, за выкуп отдав ему половину Болгарии и пообещав больше не воевать с Византией.
К поздней осени Святослав добрался до устья Днепра, где решил зимовать с малой дружиной и ранеными воинами. А воевода Свенельд с большей частью армии отправился сразу в Киев. Всю зиму Святослав и его люди страдали от нехватки продовольствия и дурной погоды, а весной двинулись к дому по Днепру. В районе порогов измученную и поредевшую дружину князя атаковали печенеги. Почти все воины, включая Святослава, полегли в бою. А из княжеского черепа печенежский хан Куря сделал чашу.
Кто натравил хана?
Со времен Николая Карамзина в гибели Святослава принято винить коварных византийцев, которые пошли на подписание мирного договора, а сами предупредили печенегов о маршруте движения князя и подговорили напасть на него. Получается, он зачем-то обсуждал с византийцами свои планы.
Ведь печенеги кочевники, они не стали бы просто так всю зиму торчать у днепровских порогов. Они должны были иметь уверенность, что ждут не напрасно. Но вряд ли византийцы знали, что Святослав пойдет только весной и по Днепру, а не по степи или по спокойному Южному Бугу. Да и не нужна им была голова киевского князя. Они только что выиграли у него войну и получили все, что хотели.
В свое время пользовалась популярностью и другая версия. Болгары, обиженные на Святослава, купившего мир за половину их страны, выследили войско русов и, опять же, подговорили печенегов напасть на князя. Но если византийцы хотя бы платили степнякам и держали их в качестве союзников, то болгары с печенегами никогда не дружил и. Они не могли знать, где в бескрайней степи найти кочевников. Кстати, о планах Святослава они тоже знать не могли вдруг он двинулся бы к Киеву, например, позже на месяц?
Да и вообще, печенеги не караулили княжескую дружину всю зиму. До весны Куря и не думал нападать на Святослава. Наоборот, его люди были единственными, кто продавал русам продовольствие во время зимовки. Соответственно, князь и не ожидал нападения с их стороны. А потому отправился на ладьях через пороги.
Тем более Святослав знал, что византийцы специально договаривались с печенегами, чтобы они не чинили ему препятствий при возвращении домой. Получается, что именно весной 972 года хана кто-то натравил на Святослава. И это явно не византийцы с болгарами.
Язычники против христиан
Чтобы понять, кто и как повлиял на Курю, нужно разобраться, зачем Святослав вообще остался зимовать на острове Березань в Днепро-Бугском лимане. Мог бы, в самом деле, найти место поудобнее не такое голодное и холодное. Или мог пойти со Свенельдом.
В конце концов, Святослав мог дождаться подкреплений на Березани, а потом уже спокойно двигаться домой. Согласно одной из версий, Свенельд в самом деле обещал вернуться.
Очевидно, что ему никто не мог помешать. Княгиня Ольга, мать Святослава, фактически правившая страной, два года как умерла. А сын Ярополк был слишком юн, чтобы запрещать что-то отцовскому воеводе. Значит, идти на помощь Свенельд не захотел сам.
То есть киевский князь с малой дружиной погибал от голода в нескольких переходах от собственной столицы, и никто не торопился его выручать. Выходит, его возвращения не хотели. Боялись? Самое время высказать предположение, зачем Святослав разделил войско и почему остался на Березани.
Со Свенельдом ушла основная часть армии, набранная специально для похода, своего рода ополчение, в котором, как и во всем Киеве, было много христиан. Зимовать осталась личная дружина профессиональные воины, опора князя. На острове им предстоял серьезный разговор о причинах поражения в войне. Языческое большинство дружины Святослава обвинило в неудачах воинов-христиан, которых хватало и в большом войске, и в ближнем кругу.
Претензии касались не столько военных неудач, сколько неподобающего, с точки зрения русов, поведения в бою. Припомнили оборону Доростола, когда христиане отказались выполнить древний обычай. Не имея возможности победить византийское войско, русы-язычники предложили князю выйти из города и биться насмерть. Издревле считалось, что так угодно богам -забрать жизни как можно большего числа врагов и обрести посмертную славу.
Переговоры и отступление языческая традиция не предусматривала, но именно на них настояла «христианская партия» и ее глава Свенельд. Обвинениями в трусости князь и его сторонники не ограничились. Христиане из малой дружины были перебиты, а по возвращении в Киев Святослав поклялся сжечь все церкви и изгнать их прихожан. Скорее всего, об этом узнали в столице.
Предательство в Киеве
Уже в годы молодости Святослава в Киеве была христианская община. Однако сам княжич предложение матери креститься отверг с негодованием: «Чтобы дружина на смех не подняла!».
Было тогда Святославу всего 13 лет. Справедливости ради заметим, что и в княжеской дружине нередко встречались добрые христиане. Молодой князь не мешал им принимать византийскую веру, но глумился над ними нещадно. Естественно, дружинники, сохранявшие верность языческим богам, с удовольствием следовали примеру своего вожака. А в самом Киеве число христиан заботами Ольги стремительно росло. Святослав не хотел, да и не мог этому помешать, так как почти все время проводил в походах.
В конце концов христианство приняли боярская и купеческая верхушка и даже юный княжич Ярополк. В мирной жизни новая вера уживалась со старой неплохо. Но на войне разность ценностей мешала взаимопониманию. Святослав понял это слишком поздно, когда решить вопрос миром уже было нельзя. И во время зимовки на Березани князь условился с дружинниками разделаться с христианами силой.
В Киеве хорошо знали, что Святослав слово свое держит крепко, а потому допустить его возвращение было смерти подобно. Для большой части собственных подданных князь стал чужим. Видимо, киевская верхушка и сговорилась с печенегами убить его. А византийцев просто назначили виновными. Неизвестно, участвовали Свенельд и Ярополк в заговоре с самого начала или просто присоединились к нему. Кстати, при сыне Святослава Свенельд остался, можно сказать, регентом.
Между прочим, эта версия объясняет и последующие события, а именно междоусобицу Святославичей. Владимир, остававшийся язычником до 988 года, напал на христианина Ярополка и приказал его жестоко убить. Возможно, мстил брату за смерть отца.