Найти тему

Командный пункт 18-й армии в Новороссийске, известный как Бункер Брежнева

Перед нами командный пункт 18-й армии, который еще называют почему-то "Бункер Брежнева", хотя Брежнев здесь абсолютно не причём.



Фото 1.
Фото 1.

Фото 2.
Фото 2.

Фото 3.
Фото 3.

Когда началась Великая Отечественная война, Новороссийск с первых же дней стал прифронтовым городом. В связи с участившимися налетами фашистской авиации осенью 1941 г. одно из зданий было предложено Новороссийской военно-морской базе. В августе 1942 г. развернулись ожесточенные бои за Новороссийск, противник вел наступление на город с нескольких направлений. В это трудное время было принято решение о строительстве флагманского командного пункта на 9-м километре Сухумийского шоссе. Там у дороги стояла небольшая дачка, а ниже скала, круто обрывавшаяся к морю. Под нею, в толще берегового склона, и оборудовали пункт со всеми необходимыми средствами боевого управления, который до определенного времени считался запасным.



Фото 4.
Фото 4.

Проект командного пункта был разработан инженерным отделом Черноморского флота. Строительство № 10 инженерного отдела Черноморского флота приступило к сложной работе: в толще скалы были прорублены туннели. Стены, потолки и полы в основной рабочей зоне и туннелях были отделаны бетоном.

31 августа в предельно короткие сроки строительство было закончено. 5 сентября 1942 года на основании приказа заместителя командующего Новороссийским оборонительным районом контр-адмирала Горшкова за № 30013 от 28.08.1942 г. была создана комиссия, которая произвела осмотр вновь выстроенного флагманского командного пункта на 9-м километре г. Новороссийска и установила, что, в основном, все виды работ выполнены.



Фото 5.
Фото 5.

Ввиду того, что командный пункт в связи с усложнившейся оперативной обстановкой в Новороссийске уже эксплуатировался, то комиссия сочла построенный ФКП строительством № 10 - принятым. Объект сдал председатель комиссии инженер-майор З. М. Кульбяков, а принял инженер-капитан-лейтенант Игнатьев.

10 сентября 1942 г., по распоряжению генерал-майора А. А. Гречко, командующего НОРом, для руководства войсками на КП 9-го километра переместился вспомогательный пункт управления штаба 47-й армии во главе с генерал-майором Петраковским. Затем на КП 9-го километра перешли работать командующий 47-й армии и НОРом генерал-майор А. А. Гречко и его заместитель контр-адмирал С. Г. Горшков.


Фото 6.
Фото 6.

В ночь на 4 февраля 1943 г. на причалы рыбозавода успешно высадился отряд особого назначения НВМБ под командованием майора Куникова. Руководство высадкой отряда осуществлялось с 9-го километра оперативной группой НВМБ во главе с начальником штаба базы капитаном 2 ранга А. В. Свердловым. В 01 час 45 минут 4 февраля была установлена надежная связь с отрядом Куникова. В течение февраля на Малую землю были высажены основные десантные силы. 19 февраля в управление войсками, ведущими бои на Малой земле и у цемзавода «Октябрь», вступил штаб 18-й армии. Вспомогательный пункт управления армии расположился тоже на 9-м километре. В апреле-мае между ВПУ и командным пунктом десантной группы на Малой земле по дну Цемесской бухты была проложена связистами 14-й кабельно-шестовой роты кабельная связь. Отсюда шли приказы частям и соединениям, сражавшимся на Малой земле и в районе цемзавода «Октябрь».

Когда начался сентябрьский штурм Новороссийска, руководство войсками осуществлялось с ВПУ (9-й километр Сухумийского шоссе), куда перешел командарм-18 со своими заместителями по родам войск и со всеми службами. В 21 час 30 минут 9 сентября 1943 года отсюда, с ВПУ, войска армии получили боевое распоряжение атаковать противника.

Последнее боевое распоряжение поступило в войска с ВПУ 9-го километра 16 сентября в 20 часов 30 минут.
(Инф. с сайта Геокешинг, geocaching.su). 

Фото 7.
Последнее боевое распоряжение поступило в войска с ВПУ 9-го километра 16 сентября в 20 часов 30 минут. (Инф. с сайта Геокешинг, geocaching.su). Фото 7.
Сам объект представляет собой несколько корридоров, ведущих в несколько комнат. 

Фото 8.
Сам объект представляет собой несколько корридоров, ведущих в несколько комнат. Фото 8.
Сами комнаты пустые. Ничего не сохранилось. 

Фото 9.
Сами комнаты пустые. Ничего не сохранилось. Фото 9.

Фото 10.
Фото 10.

Фото 11.
Фото 11.
А вот эта дырка весьма любопытная. 

Фото 12.
А вот эта дырка весьма любопытная. Фото 12.

Фото 13.
Фото 13.
Небольшая искусственная пещерка. 

Фото 14.
Небольшая искусственная пещерка. Фото 14.
маленькое озерцо. 

Фото 15.
маленькое озерцо. Фото 15.


Фото 16.
Фото 16.

Ну и пожалуй всё, больше смотреть нечего - на выход. Честно сказать, хорошо бы здесь сделать музей ВОВ, как раз-таки посвященный героической истории Новороссийска, но есть одно подлое НО. Доехать туда на машине вроде бы и легко и одновременно сложно, дело в том, что на крутом повороте дороги налево надо резко поворачивать направо и выехать на едва заметную дорогу, а если не повернул, то придется объезжать аж целых 3 км, т.к. развернуться нельзя - сплошная. С первой попытки попасть - фигура высшего пилотажа. Вот такие дела. Может быть именно поэтому, что к нему не очень удобно подъезжать хотя и нельзя сказать наверняка музей и не создали.

Ну и на последок памятник моряку "Погибаю, но не сдаюсь". 

Фото 17.
Ну и на последок памятник моряку "Погибаю, но не сдаюсь". Фото 17.
Ну и в качестве ЗЫ. Фотозагадка. Что общего между кораблём и фотоаппаратом? До новых встреч

Фото 18.
Ну и в качестве ЗЫ. Фотозагадка. Что общего между кораблём и фотоаппаратом? До новых встреч Фото 18.