Революция и последовавшая за ней Гражданская война ввергли экономику государства в состояние полного развала, который, конечно, оказал непосредственное влияние на денежную систему. Но так как предпосылки кризиса наблюдались еще в годы правления Николая II, да и монетная система нового государства была тесно связана с правилами и нормами прошлых лет, то необходимо вкратце напомнить о том, что происходило до 1917 года.
Еще в последнем десятилетии XIX века снижение цен на серебро на мировом рынке и необходимость создания золотого запаса привели к тому, что в 1897 году министр финансов С. Ю. Витте ввел систему золотого монометаллизма. Это означает, что денежное обращение, как и раньше, выражается в банкнотах, но они обеспечиваются золотом. По мнению министра, поощрение отечественной промышленности должно было стать главнейшей задачей государства. Но решить ее без стабильной, а главное, надежно обеспеченной денежной единицы было невозможно. И еще в 1895 году был разработан проект, согласно которому все законные письменные сделки должны заключаться с использованием российской золотой монеты. Что же касается уплаты по этим сделкам, то ее можно было осуществлять золотыми монетами или кредитными билетами по курсу золота в день платежа.
В течение 1897 года был принят ряд законодательных актов, обеспечивших проведение реформы. Но золотая монета как основное платежное средство была непривычна простому народу, поэтому система утвердилась не сразу. Тем не менее в 1898 году Витте отмечал, что «денежное обращение в России приведено в порядок».Правда, период стабильности оказался весьма недолгим.
Казавшаяся такой надежной золотая денежная система в одночасье рухнула летом 1914 года. С началом Первой мировой войны государства прекратили размен бумажных денег на золото, в июле на этот шаг решился и Государственный банк России. Большинство исследователей истории русской экономики рисуют мрачную картину: «…денежное обращение страны не смогло выдержать огромного увеличения денежной массы, вызванного военными расходами. Количество бумажных денег в обращении возросло настолько, что в 1916 году рубль кредитными билетами стоил всего 6 копеек. Еще в 1914 году, сразу после начала войны, из обращения исчезло золото, затем серебро и медь. В обращении остались только бумажные деньги, для размена которых уже в 1915 году появились бумажные же разменные билеты достоинством от 1 до 50 копеек и даже почтовые марки юбилейной „романовской“ серии, напечатанные на более плотной бумаге и снабженные надписью о хождении наравне с разменной серебряной или медной монетой».
Последней памятной монетой царской России становится так называемый Гангутский рубль, который в количестве 30 тысяч штук вышел в июне 1914 года, к двухсотлетию знаменитого сражения на море. Возможно, дополнительно он чеканился в 1926—1927 годах.
Эта версия достаточно спорна, так как известны серебряные и медные монеты, датированные 1917 годом.Кстати, незадолго до революции монетный двор в Осаке (Япония) по российскому заказу отчеканил из купленного в Китае серебра на 21,5 миллиона рублей биллонной то есть из серебра ниже 500-й пробы) монеты, так как монетный двор Петрограда уже не справлялся: не хватало материала, многие специалисты были призваны в армию. Но эти деньги предназначались в основном для закупок сырья (в частности, среднеазиатского хлопка).Несколько раз чеканились юбилейные (например, для воинских частей) и памятные монеты. Но в целом монетная система царской России практически прекратила свое существование.
В начале марта 1917 года, после отречения Николая II от престола, было образовано Временное правительство — на него возлагалась обязанность в первую очередь способствовать созыву Учредительного собрания. Война продолжалась, кризис экономики становился все более глубоким — особого политического и экономического опыта у руководящих страной министров не было. Главу правительства А. Ф. Керенского,пришедшего на смену князю Львову, оппоненты не без оснований называли «болтуном». Налоги не поступали, курс рубля упал более чем вдвое.Большинство исследователей называют недолгий период правления Керенского финансовым бедствием. Государства-союзники резко сократили кредиты и приостановили поставки военного снаряжения.
Менее чем за восемь месяцев пребывания у власти Временное правительство породило тонны бумажной денежной массы. Да и после Октябрьского переворота, когда Керенский бежал, а кабинет министров был арестован, не сразу удалось хотя бы отчасти упорядочить финансовый хаос: продолжался выпуск разнообразных не вызывавших доверия «фантиков». Даже в наше время бонисты (коллекционеры бумажных денег) периодически обнаруживают все новые и новые образцы «бумажного творчества» 1917 — начала 1920-х годов.
В апреле 1917 года в оборот были введены кредитные билеты достоинством 250 и 1000 рублей. Их стали называть «думскими» или «думка-ми», так как на тысячной купюре был изображен Таврический дворец, служивший местом заседаний Государственной думы. На купюрах можно разглядеть рисунок свастики — тогда она воспринималась как древнейший солярный символ,а также, возможно, олицетворяла произошедшие перемены, вечное движение истории. В целом же сложный рисунок данного билета служил своего рода защитой от подделки.
5 мая 1917 года был издан специальный указ,оформивший выход в свет огромного количества пятирублевых кредитных билетов. В отличие от схожих образцов 1909 года, на них не было шести значного номера, а лишь обозначение из двух букв и трехзначный номер, например УА-146. Более того, для поправки бюджета Временное правительство решилось на кампанию под названием «Заем свободы», обращение которого гласило: «Одолжим деньги государству, поместив их в новый заем,и этим спасем от гибели нашу свободу и достояние». Но понимания в народных массах это начинание не встретило. Облигации приобретались вяло.
В августе 1917 года в обращение вышли «керенки» — казначейские знаки достоинством 20 и 40 рублей . Надписи на них гласили,что эти бумажки, не имевшие даже номеров и вы-пускавшиеся в виде неразрезанных листов, обязательны к приему наравне с кредитными билетами.Население нередко использовало «керенки» вместо обоев. «Неумеренный выпуск денежных знаков Временного правительства, вместе с продолжавшимся выпуском кредитных билетов царского образца, привел к тому, что покупательная сила рубля на 1 ноября 1917 года снизилась на внутреннем рынке до 6—7 копеек, за границей — до 27—30 копеек.Причинами, побудившими Временное правительство приступить к выпуску собственных денежных знаков, было не только стремление продемонстрировать свою государственность, но и нехватка высококачественной бумаги, металлических сеток и технических сукон для бумагоделательных машин, красок для печатных машин, необходимых для изготовления денежных знаков прежних образцов».
Интересно, что по-прежнему находились в обращении «царские» деньги, но, поскольку население доверяло им больше, чем бумажкам Временного правительства, их стали использовать для сбережений. Поэтому в обороте таких денег было крайне мало. О выпуске собственных металлических монет кабинет Керенского не позаботился. Серебра не было, медь обесценилась — и в оборот выходят так называемые «марки-деньги».
В ночь с 25 на 26 октября 1917 года Временное правительство было арестовано. Начался период правления В. И. Ленина и его соратников.
https://t.me/numisklad