Найти тему
galgut_and_books

История мировой рекламы за 5 минут.

Оглавление
«Реклама давно, цепко, как спрут, завладела нашим миром. Начав с фиглярства, она теперь управляет нашими жизнями».
Фредерик Бегбедер

"Реклама – это распространение любыми способами информации о товарах и услугах с целью их продажи".

Лидия Березовая в ведение к своей книге «История мировой рекламы или старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра» говорит о том, что в наши дни существует не так много книг, посвященных истории рекламного дела, что она считает большим упущением. Авторы многих пособий по рекламе и маркетингу предлагают нам готовые рецепты «как это делать», закрывая глаза на многовековую историю рекламного дела, акцентируя внимание на том, что реклама является продуктом  XX-ого века. В своей книге Лидия Березовая ставит перед собой задачу рассказать читателю о том, что реклама зародилась вместе с появлением человеческого общества и является неотъемлемой частью какой-либо торговли.

Давайте отправимся в настоящее путешествие во времени и рассмотрим этапы становления рекламы. Здесь действительно есть чему удивиться!

Зарождение и становление европейских традиций в рекламном деле.

Итак, как уже говорилось выше, потребность в рекламе возникла с появлением человеческого общества. При том ошибочно считать, что древняя реклама по своему содержанию и психологическому влиянию на людей уступала современной.  Основное отличие древний рекламы состоит лишь в носителе сообщения и способе его распространения.

Первым найденным рекламным текстом принято считать объявление на камне из Мемфиса «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». Подобных тестов в городах античности было найдено немало.

Особыми распространителями информации в то время считались городской глашатай, уличный  и рыночный зазывала, а также многочисленные надписи на стенах домов.

Надо заметить, что сам термин «реклама» пришел к нам из глубокой древности.  Re-clamo – зов торговца, раз за разом выкрикивающее название своего товара.

Появление изображений в рекламе соотносят с геральдикой, которая в своё время выполняла что-то вроде функции рекламы имиджа. А так же с «рекламой образца»,  когда продавцы у своей мастерской выставляли товар.

Двумя важнейшими событиями, повлиявшими на формирование современной рекламы считают великие географические открытия, которые обеспечили активную коммуникацию между народами, а также изобретение Гуттенберга (первооткрыватель метода печатания текстов путем набирания отдельных букв), считающееся информационной революцией, предоставившей человечеству возможность эффективного распространения информации, путем выпуска газет и расширившейся возможности продажи книг.  Также благодаря всему этому начали появляться Информационные агентства, являющиеся прототипом современных рекламных агентств.

Однако долгое время рекламная инициатива исходила от продавца, а не от производителя.  Переход к рекламе «от производителя»  связывается с ценностями Викторианской Англии и консьюмериским поведением в Британии XIX-ого века.  Это говорило о том, что люди хорошо разбирались в правилах торговли  и «чтении рекламы» и поэтому выдвигали в качестве приоритетных ценностей надежность, качество и основательность.  Эти факторы также породили новый вид рекламы – It,s reason, Why.

-2

На ряду с этим у фирм-производителей  возникла потребность в формировании имиджа надежной кампании, которая в состоянии предложить людям то, что им не сможет предложить ни одна другая кампания. Начинается создание брендов.  В XIX-ом веке для повышения имиджа компаний начинает появляться «greenwash»- экологическая реклама, а парфюмерные компании XX-ого часто прибегают к использованию «лица», которое могло бы привлечь наибольшее количество покупателей.

А. Муха. Рекламный портрет шоколада. Барселона. 1990 г.
А. Муха. Рекламный портрет шоколада. Барселона. 1990 г.

В условиях жесточайшей конкуренции на рубеже XIX-XX веков состоялся окончательный переход от продажи новостей к их создание, что послужило формированию самосознания современного рекламиста.

Реклама в императорской  России.

Развитие рекламы в России в целом схоже с европейским, однако оно сильно усложнялось из-за государственной монополии, диктовавшей свои правила.  Долгое время основным типом рекламы являлась реклама «на крик», вбиравшая в себя многие культурные традиции.  В первую очередь это связано с искусством «плетения словес» и скоморошеством.

Что касается рекламных изображений, здесь стоит упомянуть об искусстве рисованного лубка, который представлял собой рисунок с достаточно пространной пояснительной надписью, которая кроме коммерческих задач решала еще и просветительские, из-за чего возникал избыток информации.

«Сия аптека содержит в себе такие зелья, которыми лечат с похмелья. Токмо в ней водка, вино, мед, пиво да надлежит оным разумно употреблять… пуская в аптеке проспятся, чем в другие места ходят опохмеляться…».

Ситуация на рынке рекламы начала меняться лишь после великих реформ 1860-1870-х годов, когда начали появляться частные предприниматели, а в следствии этого и конкуренция, которая порождает всё более изощренные виды рекламы а также её количество.

Надо отметить, что государство также повлияло и на имиджевые формы рекламы.  В рекламе большинства крупных фирм прослеживается государственная символика, а также различные пожалования и награды власти. Также наблюдалось широкое использование имперской и военной тематики в рекламировании табака и алкоголя.

Взлет рекламного дела происходит с переходом к рекламе «от производителя».  Важную роль здесь играют звания «поставщика Двора Его императорского величества» и награды выставок.

Популярными названиями фирм в России служили имена основателей («Абрикосов и сыновья», «Калинкин и К»)

Фото - https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html
Фото - https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html

Самой креативной рекламой обладали парфюмерия и кондитерские изделия, так как эти товары пользовались наибольшей популярность и в следствие этого на их рынке быстрее всего складывалась конкуренция.

Фото - https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html
Фото - https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html

Конкуренция в конце XIX-начале XX-ого веков играет огромную роль в становлении современной рекламы. Российские предприниматели прибегают к таким видам рекламы как «реклама-анекдот», «реклама-загадка», «реклама имитация».

Примером «рекламы-анекдота» служит диалог «закон инерции»:

- Папа, скажи мне пример инерции.
- Если ты выпиваешь одну рюмку, то со следующей дело устанавливается само собой, по инерции».

Надо заметить, что реклама в России уже вначале XX-ого века использовала все возможные носители и ничем не уступала европейской.

Фото - https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html
Фото - https://fishki.net/1446432-istorija-pechatnoj-reklamy-v-rossii.html

Опыт советской рекламы: пропаганда, информация, презентация.

Изучая историю рекламы в советские годы, мы рассматриваем некое подпольное явление, имитацию рекламы, хотя бы потому что реклама – это продукт рыночной экономики, а не госзаказа. В это время продаются не привычные продукты и услуги, а идеология, миф, вера, энтузиазм. Появляется огромное множество различных политических слоганов и плакатов.

Историю советской рекламы автор делит на три периода:

- 1917-1921. Период ликвидации рыночных механизмов, время пропаганды, которая нашла выражение в политической литературе и политическом плакате.

- 1920-е годы – период НЭПа, рекламный креатив возможен только на базе государственных монополий.

- 1930-1980-е годы – псевдорекламные формы выполняют функцию социальной пропаганды.

Более подробно стоит остановится на НЭПе. Положение в стране до принятия курса новой экономической политики определялось несколькими факторами. Во-первых, был ликвидирован финансовый рынок, банковское дело становилось монополией государства. Во-вторых, был ликвидирован фондовый рынок, привлекательный как для внутренних, так и для внешних инвесторов. В-третьих, массовая национализация ликвидировала рынок труда и конкурентную среду вообще. В-четвертых, «всякую торговлю с целью наживы» объявляли «спекулятивной» .

В.Маяковскиц, А. Родченко. Реклама сосок "Резинотреста". 1923 г.
В.Маяковскиц, А. Родченко. Реклама сосок "Резинотреста". 1923 г.

После кризиса 1921 года правительство было вынуждено внедрить некоторые основы рыночной экономики. Однако рекламная деятельность в эти годы была искажена тем, что предприниматели старались скрывать свои доходы и производственные планы.  Отношения торговцев, производителей, рекламистов и потребителей вернулись к средневековому типу. Реализовалась только реклама «от торговца», в которой за эти годы не появилось ничего нового.  Пожалуй единственные яркие образцы рекламы использовались Моссельпромом, который в 1920-е годы являлся компромиссом  между государственной и частной торговлей. В Моссельпром были привлечены лучшие художественные силы, был выработан собственный стиль конструктивизма в рекламе, уникальная интонация призывов и слоганов. Произведением искусства можно считать даже само здание Моссельпрома, раскрашенное в красный, оранжевый, черный, синий  и белый цвета. Все это венчал знаменитый слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме».

-8

Интересными тенденция в рекламе отметились годы гражданской войны со своими знаменитыми «Пролетарии всех стран, объединяйтесь», «Все на борьбу за Красное знамя социализма!», «Оружием мы добили врага. Трудом мы добудем хлеб». Однако политический плакат и политические слоганы того времени не смогли прижиться в мирное время и этот рекламный подъем спал на нет, так же быстро, как и возник.

В итоге у рекламы в Советском Союзе осталась функция информации, отягощенная просветительскими и воспитательными амбициями.

Формирования социалистического рынка как «ложного» сделало и рекламу «ложной», подменив её политической и коммерческой пропагандой.

1921 г.
1921 г.

США – родина современной рекламы. Американская школа рекламного дела.

В современной рекламной деятельности американская школа занимает ведущее месте. В первую очередь это связано с тем, что становление рыночных отношений в США не было отягощено средневековыми традициями и предрассудками. Инфраструктура рынка в стране создавалась быстро. В течении недолгого времени сложились фондовые и торговые биржи, сеть транспортных и информационных коммуникаций, а также экономическое законодательство. Новое общество имело специфическое отношение к частной собственности, всевозможными способами поощрялись предприимчивость и предпринимательство.  Национальная идея «равных  возможностей» создала идеальные условия для экономической активности людей. Всё это обеспечивало стремительное развитие рекламного дела.  

В мировую рекламу США привнесли много нового. Стоит упомянуть об использовании эффекте «покупки на импульсе», «покупки вдогонку», который стал обязательным для больших универмагов. Мелкие товары вроде леденцов и жвачки выставляли около кассы и покупатели приобретали их импульсивно, «на сдачу». Также идеи бонусов, распродаж, различных поощрений покупателей пришли в Европу из США, где это получило огромный размах.

-10

Особенности рекламы в Америке определяются консьюмерским поведением.

Внутренние жизненные устремление граждан составляли своего рода «inside» американской рекламы.

Первая ценность – стремление к комфорту, жажда удобства.

Вторая ценность – чистота, настоящий культ ванной комнаты.

Третья ценность – новинки. Американцев отличает почти детское любопытство к новинкам, особенно к новинкам техники.

Четвертая ценность – повышенное внимание к упаковке и обслуживанию.

США стали родиной рекламного триумфа упаковки. Использование потенциала упаковки в производстве и в торговле привело к появлению таких универсальных феноменов 20-ого века, как одноразовые товары, замороженные продукты, «быстрая еда».

В условиях жесточайшей конкуренции рекламное дело становилось все более изощренным и вездесущим. Для американской рекламы характерен термин «тотальная», так как её стратегия состоит в лозунге «всюду, любыми способами, как можно чаще». Отсюда же взялась идея «серий» из рекламных продуктов.

-11

Источником для публикации послужила книга "История мировой рекламы или старинные рецепты изготовления "бесплатного сыра" Лидии Березовой.

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books. Впереди много интересного!