Найти тему
Cобытия и факты

Возможен ли возврат к сберкассе. Сколько банков нужно России?

В настоящее время можно наблюдать, как Центральный банк РФ постепенно наводит порядки в банковской сфере, периодически лишая лицензии неустойчивые частные коммерческие банки. Данная тенденция и возникающие трудности с ликвидностью ряда российских банков поднимают актуальность вопроса о необходимом количестве банков в нашей стране.

В настоящее время в России действует 907 банковских и не банковских филиалов, около 20000 дополнительных офисов, 7700 операционных офисов и почти 2000 кредитно-кассовых офисов. В тоже время количество банков постепенно сокращается. Так, к примеру, за период с 1 октября 2016 г. по октябрь 2017 г. количество банков в России уменьшилось на 70 шт., из них 45 банков прекратили свою деятельность по причине отзыва лицензии ЦБ РФ.

Ряд обозревателей уверены в том, что дальнейшая очистка российского банковского рынка от неустойчивых банков будет продолжена. Одним из явных инициаторов такой чистки банковской системы является Сбербанк. Важно отметить и то, что в настоящее время на 100 крупнейших банка уже приходится около 95% всех банковских активов. С этих позиций можно сказать, что исчезновение множества мелких банков особо не отразиться на состоянии банковской системы страны в целом, что также говорит о логичности сокращения количества частных банков.

Для банкиров данный вопрос настолько острый, что среди них есть как сторонники сокращения количества банков (с 530 ед. в настоящее время до 40-50 ед. в перспективе), так и противники. К примеру, свое мнение о целесообразности сокращения количества банков до 40-50 ед. обосновал банковский аналитик Bank of America Merrill Lynch Ольга Веселова в обзоре «Российские банки: наведение порядка» (Russian banks: cleaning up the mess). Для обоснования своего утверждения она использовала такие аргументы, как расчет числа банков на душу населения и на каждый доллар от ВВП страны.

Интересно также отметить и то, что общие активы госбанков за 2017 год выросли на 14,6%, тогда как у частных игроков они уменьшились на 16,1%. Данную тенденцию ряд обозревателей также трактуют по-разному. Приверженцы частного капитала и либералы, выражая несогласие с сокращением количества частных банков, в своих доводах опираются на необходимость сохранения конкуренции на банковском рынке, которую могут обеспечить множество частных банков.

Но есть также и другая точка зрения, которая сводится к тому, что государственные банки вполне могли бы функционировать самостоятельно на рынке банковских услуг без частных банков. В этом случае проценты по кредитам можно было бы рассматривать как одну из форм дохода государственного бюджета. С другой стороны государство могло снижать до минимума (до ключевой ставки) проценты по кредитам для стратегически важных отраслей и сфер деятельности, контролировать денежные потоки, противодействовать оттоку капитала за границу, эффективней бороться с отмыванием денег теневого сектора экономики. Такая форма дохода перспективе могла способствовать снижению уровня налогообложения, что могло бы положительно отразиться на росте инвестиций и стимулировании развития отечественного бизнеса.

Из выше сказанного видно, что сокращение количества банков не стоит рассматривать как негативную тенденцию, данную тенденцию можно даже использовать во благо государства и всего российского общества.