Сегодня кажется обычным делом, что, благодаря спутниковому телевидению, можно в прямом эфире смотреть трансляции событий, происходящих на другом континенте. В 2017 году был юбилей — 55 лет первой трансляции из Нового Света в Европу при помощи спутника Telstar 1. Но оставим спутники на их орбите, спустимся пониже и посмотрим как пытались совместить телевидение и самолёты.
Проект Stratovision
Ещё до запуска первых спутников инженеры в США задумались над вопросом увеличения охвата телевизионным сигналом тех частей страны, где не хватало мощности стационарных телевизионных вышек. Самый простой вариант — построить больше наземных ретрансляторов — был одновременно самым дорогим и долгим. А расширить покрытие хотелось побыстрее. Так в недрах компаний Westinghouse Electric Corporation и Glenn L. Martin Co родился проект Stratovision.
Идея была достаточно простой — самолёты оснащались мощными ретрансляторами телевизионных и радиосигналов FM-диапазона. Летая на большой высоте, они должны были покрывать территорию вокруг базовой стационарной станции. На бумаге проект появился в 1944 году и уже к 1948 году инженеры имели работающий прототип. Первоначально планировалось, что воздушный флот Stratovision будут составлять 60 специально оборудованных авиалайнеров Lockheed Martin 2-O-2.
Для испытаний же был переоборудован бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress — установлена антенна на киле и выдвижная антенна под фюзеляжем. 23 июня 1948 года он поднялся в небо и провёл ретрансляцию съезда Республиканской партии из Филадельфии, штат Пенсильвания, в соседние 9 штатов.
Анализ результатов, полученных после этой трансляции, показал, что для передачи сигнала с одного берега континента на другой будет достаточно всего 8 самолётов. Ещё 6 самолётов смогут покрыть сигналом 78% территории страны. Инженеры проекта считали, что они смогли решить все технические проблемы Stratovision и дело лишь за полноценным внедрением в коммерческую эксплуатацию.
Но, увы — оказалось уже слишком поздно. К 1949 году монополист на рынке кабельных сетей США AT&T завершила прокладку коаксиального кабеля, который соединил Восточное и Западные побережья континента. Этот факт, а также развитие стационарных телевизионных вышек привёл к тому, что проект Stratovision был закрыт в 1950 году.
Воздушный «телевизионный мост» в СССР
Однако, сама идея не умерла вместе с закрытием проекта и ещё не раз применялась после. Так в 1957 году во время 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве была организована трансляция с помощью самолётов-ретрансляторов в Смоленск, Минск и Киев. В качестве ретранслятора использовалась специальная модификация Ли-2 с литерами РТ. Три самолёта летали на высоте около 4 километров, перебрасывая «телевизионный мост» между городами, а принятый с самолёта сигнал ретранслировался через местные телевизионные вышки.
Midwest Program on Airborne Television Instruction
В США снова вспомнили о Stratovision в 1961 году. Начался проект MPATI (Midwest Program on Airborne Television Instruction), в рамках которого на протяжении 7 лет велась трансляция образовательных программ для детей в северной части штата Индиана. Для этого использовался переоборудованный Douglas DC-6.
Как это часто бывает, технические идеи, связанные с телевидением или радио, становятся инструментами ведения информационной войны. Не стал исключением проект Stratovision. Специально оборудованные самолёты использовались для ретрансляции телевизионных программ во время войны во Вьетнаме, в Югославии и даже в последней кампании НАТО в Ираке. Вот так идеи, заложенные в конце 1940ых годов, находят своё применение и сегодня.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com