Найти в Дзене
Дмитрий Новак

Как правильно хранить фотоплёнку?

Оглавление

Рассчитывая на продолжительный роман с плёнкой, мы покупаем её впрок, по старой привычке – а вдруг перестанут выпускать? Со временем возникает проблема – где и в каких условиях хранить фотоплёнку? Сегодня мы обобщим собственный опыт и информацию, доступную на сайтах производителей.

Основные критерии сохранности фотоплёнки – низкая температура, небольшая влажность, отсутствие поблизости активных химических веществ и источников радиации.

Температура

-2

Как известно, скорость химических реакций напрямую зависит от температуры. При низкой температуре большинство процессов старения эмульсии замедляются.

Поэтому производители рекомендуют хранить не экспонированную плёнку при температурах не выше +10-13 °С (общее отделение холодильника). Если требуется длительное хранение (полгода и более), то Kodak, например, рекомендует температуры от –18 °С и ниже(морозильная камера).

Влажность

-3

Повышенная влажность вредна для плёнки. Влага способствует порче эмульсии, слои пленки могут слипаться, со временем эмульсия может даже заплесневеть (желатин – благодатная среда для развития грибков).

Производители рекомендуют хранить пленку при относительной влажности не выше 50-60%.

Фабричная упаковка (пластиковые баночки, запечатанные пакеты и т.д.) надежно защищает плёнку от влаги. Также можно использовать зип-пакеты с двойной застежкой. Пересушивать плёнку тоже нельзя – от этого она становится ломкой. Поэтому не стоит использовать всякого рода осушители (например, силикагель).

Химические вещества

-4

Фотоэмульсия (в том числе, обработанная) портится от длительного воздействия активных веществ, больше всего – от воздействия кислот, летучих соединений и газов. Поэтому убедитесь, что рядом с вашим запасом плёнок в холодильнике не притаилась какая-нибудь бытовая химия, лекарства или предметы, которые со временем могут выделять летучие вещества или газы, которые очень опасны для плёнки (например, формалин).

Встречаются дискуссии о том, что в холодильнике одним из главных врагов фотоплёнки может оказаться замороженное тесто, поскольку оно содержит множество активных веществ, кислоту, а главное – дрожжи, которые могут привести к появлению плесени.

Радиация и рентген

-5

Даже если хранить пленку замороженной, в герметичной упаковке, вдали от летучих веществ, со временем эмульсия все равно стареет, появляется вуаль и растет зерно. Связано это, прежде всего, с естественным фоном гамма-радиации. Частицы проникают всюду и могут понемногу «экспонировать» эмульсию, так что после проявки очень старых пленок вы обнаружите повышенную вуаль (D-min) и более выраженное зерно, вне зависимости от условий хранения.

Защититься от всепроникающего гамма-излучения очень трудно. Но стоит избегать других видов радиации, особенно рентгена.

В первую очередь, никогда не сдавайте не проявленную плёнку в багаж в аэропорту (для просвечивания багажа используются намного более мощные сканеры, чем для ручной клади).

На плёнках, прошедших через рентгеновские сканеры в метро и на ж/д вокзалах, отмечают разные эффекты засветки и вуаль.

Собираясь в поездку, можно положить запас плёнки в прозрачный пакет и предъявить его для ручного досмотра. Сканеры в метро и на вокзалах особо опасны, поэтому лучше держать плёнку в карманах одежды.

Несмотря на то, что производители пленки не рекомендуют использовать специальные мешки из «свинцовой ткани» (или со свинцовыми нитями), практика показывает, что решение наиболее эффективно для провоза пленки в самолетах. Считается, что такая упаковка вызовет подозрения при первой же просветке, и, скорее всего, оператор сканера значительно увеличит мощность рентгена. Однако в реальной жизни, если даже мешки вызывают подозрение (что случается крайне редко), почти всегда дело ограничивается просьбой открыть чемодан и показать что там такое в непрозрачном мешке.

Как хранить плёнку дома?

Если вы планируете отснять купленную плёнку в течение нескольких месяцев, то вполне достаточно будет положить её в общее отделение холодильника. При этом надо убедиться, что фабричная упаковка герметична. Можно подстраховаться и упаковать плёнку в пакеты с двойной зип-застёжкой.

Для более длительного хранения подойдёт морозильная камера, которая на много лет задержит старение плёнки.

Как правильно размораживать плёнку?

Никогда не заряжайте в камеру плёнку сразу после холодильника и особенно после морозилки. Во-первых, замороженная плёнка хрупкая. Во-вторых, как только она попадает в тепло, на ней мгновенно образуется конденсат, который может навредить и эмульсии, и камере.

Перед зарядкой в камеру дайте ролику согреться до комнатной температуры, не вскрывая упаковки (обычно достаточно подождать 1-2 часа).

Как хранить отснятую не проявленную плёнку?

Рекомендуется проявлять фотоматериалы сразу после съемки, но разные источники говорят о том, что совершенно безопасно хранить отснятую плёнку в течение 1-2 недель, лучше всего – с соблюдением тех же правил хранения, которые мы описали выше. А если проявка в ближайшее время не планируется – положите ролик в холодильник.

Некоторые фотографы в промежутке между съемками хранят в холодильнике даже саму фотокамеру с недоснятым роликом, но забывают, что позже, при комнатной температуре, конденсат мгновенно покроет технику снаружи и изнутри, и это может сильно повредить фотоаппарат.

Надежна ли просроченная плёнка?

Как правило, просроченная плёнка при правильном хранении не теряет своих качеств в течение 2-3 (а иногда и 10-20) лет. Например, у лаборатории SREDA Film lab есть опыт проявки плёнок, которые были отсняты через 10-15 лет после истечения срока годности, и при этом изображение получалось хорошим. Иногда удается получить приемлемую проявку и для плёнок, экспонированных много лет назад.

Однако надо понимать, что разные плёнки ведут себя по-разному, иногда непредсказуемо. Также есть мнение, что плёнка, единожды испорченная неправильным хранением, будет стареть быстрее, даже в идеальных условиях. Цветные негативы, особенно киноплёнки, стареют быстрее. Черно-белые материалы хранятся лучше, и последствия меньше заметны на черно-белом изображении.

В любом случае не стоит использовать сильно просроченные и тем более «винтажные» фотоматериалы для ответственных съемок. Неплохо отснять тестовый ролик, перед тем, как взять в дорогой фототур еще 20 таких же. А перед проявкой обязательно сделайте тесты и при необходимости подберите оптимальное время и проявитель.

Помните, что плёнка – это творческий материал, конечный результат складывается из множества факторов и бывает непредсказуем, как и любая другая магия!