22 декабря 1799 года атаманом Кубанского казачьего войска был назначен Федор Бурсак .
Родился он в 1750 году в дворянской семье Антоновичей в Харьковской области. В юности обучался в Киевской бурсе. Позже оттуда бежал в Запорожскую Сечь, где по традиции получил новую фамилию-прозвище — Бурсак.
Как писал о нем Федор Щербина, автор фундаментального труда «История Кубанского казачьего войска», по своему происхождению Бурсак не принадлежал к казачьему сословию, но в нем несомненно жил сильный казачий дух. Именно это позволило Бурсаку стать настоящим воином.
С 1769 по 1774 год он участвовал в штурме Очакова и Гаджибея, а также при усмирении взбунтовавшихся крымских татар. Отвага и храбрость выдвинули его в ряды офицеров. Бурсак одним из первых записался у Захария Чепеги в формировавшиеся команды Войска верных казаков. В их составе он отличился при штурме Измаила. Великий русский полководец Александр Суворов дал высокую оценку его подвигам, представив к награждению золотым оружием.
В 1789 году Бурсак сражался в рядах армии, разбившей турецкие войска при Каушапах, затем участвовал во взятии Аккермана и Бендер.
После перехода Черноморского войска из-за Буга на Кубань Федор Бурсак был избран на должность войскового казначея. В том же 1794 году Федор Яковлевич произведен в майоры. В 1796 году он был командирован по делам войска в Петербург. В следующем году качестве войскового депутата присутствовал на коронации Императора Павла I, а с 16 декабря того же года, по определению войскового правительства, состоял асессором в комиссии военного суда.
Высочайшим рескриптом от 22 декабря 1799 года и согласно желанию своего предшественника атамана Тимофея Котляревского Федор Бурсак был назначен войсковым атаманом Черноморского казачьего войска.
Бурсак был одним из видных представителей последней Запорожской Сечи и попал в атаманы как раз в ту пору, когда войско нуждалось в энергичном и умелом военном начальнике. Черкесы в это время сильно беспокоили казаков. Их набеги на Кубань были привычным явлением.
В то время казаки не могли без разрешения императрицы Екатерины II отвечать горцам, чтобы не портить отношения с Турцией. Однако Бурсаку удалось добиться разрешения усмирить воинственных соседей. Своими походами Бурсак навел такую панику на горцев, что они старались избегать военных столкновений с казаками.
Когда в 1800 году черкесы совершили нападение на Копыльский кордон, Бурсак, перешел с казаками на земли черкесов и разбил их. Это заставило на время присмиреть.
В 1802 году черкесы, пользуясь малочисленностью казаков, захватили плывший из Бугаза в Екатеринодар по Кубани байдак с пушкой и 400 пудами пороху, убив при этом двух офицеров и 14 казаков. Тогда Бурсак снова перешел с шеститысячным отрядом казаков на черкесские земли. Произошло несколько кровавых стычек. Черкесы были разбиты, часть аулов разрушено, взято в плен 532 горца, реквизирован весь скот и имущество.
За усмирение горцев Бурсак был произведен в чин полковника.
Набеги горцев прекратились. Но когда в 1807 году Турция объявила войну России, горцы примкнули к войскам своих покровителей. Вскоре несколько тысяч черкесов, перейдя кордонную линию, совершили нападение на Кубанскую область.
Бурсак собрал под ружье все наличные силы войска и перешел через реку Кубань. Казаки под предводительством своего атамана разбили отряды горцев и разорили их аулы. Это заставило их на время оставить мысль о набегах. За этот поход Федор Бурсак был произведен в чин генерал-майора.
При Бурсаке Черноморское войско, окрепшее и упрочившееся, получило новое подтверждение казачьих прав в грамоте от 16 февраля 1801 года, пожалованной Императором Павлом вместе с большим знаменем и 14 прапорами. Такая же грамота с шестью знаменами была пожалована потом войску императором Александром I в. мае 1803 года. В настоящее время эти регалии хранятся в музее имени Фелицына.
В 1805 году по преставлению генерала Розенберга, инспектировавшего Черноморское войско, уже лично Бурсак был награжден алмазным крестом Святой Анны II степени. Как писал Федор Щербина, «за образцовый порядок и благоустройство в войске и за успешные отражения горцев».
Федор Бурсак относился с особенным вниманием и заботливостью к нуждам казачества. При этом атамане малочисленное войско было пополнено переселением малороссийских казаков.
Атаман заботился об образовании населения и развитии промышленности в крае. При Бурсаке в Екатеринодаре было открыто первое училище для казачьих детей. Благодаря его поддержке на Кубани появились войсковая суконная фабрика, построены конские и овчарные заводы.
Но годы брали свое. В 1815 году старик-атаман, желая сложить с себя атаманские обязанности, попросил государя Александра I уволить его в отставку. Император принял просьбу и приказал атаману назначить себе преемника. Федор Бурсак выдвинул кандидатуру подполковник Матвеева.
Наконец-то Федор Бурсак смог заняться собственным обустройством. Его дом в Екатеринодаре представлял собой деревянное строение с колоннами, украшавшими крыльцо, и фамильным гербом, укрепленным на фронтоне здания.
Дом Бурсака сохранился до нашего времени на улице Красноармейской 6, но за ветхостью был полностью реставрирован. Сейчас в нем находится мемориальный музей рода Бурсаков. Жизнь Бурсака оборвалась внезапно: в 1827 году он утонул в Кубани, тело так и не было найдено.
Источник: ИА «ВК Пресс».