Краудфа́ндинг (англ. crowdfunding — «народное финансирование») — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах.
Современная модель краудфандинга подразумевает взаимодействие автора-инициатора, который предлагает идею или проект для финансирования, краудфандинговой площадки (или платформы) — специализированного интернет-сайта для анонсирования краудфандинговых проектов и сбора средств, а также спонсоров (или доноров, бэкеров), которые поддерживают проект и получают материальное или нематериальное вознаграждение. Такой способ финансирования представляет из себя одно из ответвлений , а от отличен тем, что вознаграждением для спонсоров не могут выступать прибыль от бизнеса или доля в нём.
Краудфандинг применяется в широком спектре случаев: для помощи пострадавшим от стихийных бедствий, производсва товаров, создания программного обеспечения, записи музыкальных альбомов, запуска или поддержки других проектов. В 2014 году через краудфандинг было привлечено $16 млрд, в 2015 году ожидался рост до $34 млрд.
С
С помощью краудфандинга можно финансировать творческие проекты вроде записи музыкальных альбомов, съёмки независимого кино, журналистики или блоггинга, а также благотворительные или гражданские инициативы, науку и инновационные разработки, стартапы или локальные бизнесы, на которые сложно получить кредит или найти инвестора. При этом от организатора кампании не требуются возврат денег, как в случае с банковскими займами, или доля от прибыли, подразумеваемая при инвестициях.
В то же время у этой схемы финансирования есть и свои недостатки. В первую очередь, минусом краудфандинга можно назвать длительные сроки получения денег по сравнению с кредитом или инвестициями. Средства из краудфандинговой кампании можно получить только после её завершения и только в том случае, если она признана успешной по правилам площадки (набрала всю заявленную сумму или более 50% от неё). Кроме того, ведение такой кампании требует от организатора определённого количества усилий для постоянного продвижения своей идеи, поддержания связи со спонсорами, планирования логистики вознаграждений будущих спонсоров и других сопутствующих действий.
Гражданин США в среднем готов вложить до $6 тыс. в краудфандинговые проекты. В РФ же этот способ финансирования находится на начальной стадии: исторические особенности развития рынка предопределили недоверие граждан к финансированию стартапов, особенно с применением новых форм привлечения капитала; отсутствуют механизмы регулирования; процессы по реализации проектов скрыты и проходят внутри проекта, отсутствует публичность. Кроме того, сказывается низкое проникновение информационных технологий в регионах, низкий уровень жизни и финансовой грамотности.
С широким распространением краудфандинга произошла демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также увеличение источников дохода этой сферы. Отмечается значение краудфандинга в поддержке стартапов и инновационных решений, что позволяет традиционным посредникам (например, агентам в творческих индустриях или бизнес-ангелам находить талантливых людей или идеи. Краудфандинг оказался способен поменять правила игры в области финансирования инноваций.
С точки зрения создателей проектов краудфандинг даёт возможность реализовать идею, найти деньги на которую через традиционные способы было бы невозможно. Краудфандинг по сравнению с традиционными способами финансирования минимизирует количество посредников: он происходит без участия банков, венчурных капиталистов или биржи. Этот процесс намного проще, прозрачнее и демократичнее. Но и традиционные экономические агенты присматриваются к краудфандингу: с его помощью они могут отслеживать инновационные идеи и использовать «мудрость толпы» для оценки перспектив того или иного проекта.
Для спонсоров краудфандинг представляет возможность широкого выбора проектов, участия в них малыми суммами и напрямую (минуя посредников) с перспективой высокого уровня отдачи.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Краудфандинг