Уходящий год показал несколько интересных тенденций на рынке продуктовой розницы, которые получат продолжение и в 2018-ом. В «Академии ритейла» взглянули «с высоты птичьего полёта» на картину развития рынка в 2017 году.
«Я белый и … прозрачный»
В 2017 году рынок розничной торговли в России столкнулся с растущими требованиями регулятора о прозрачности всех бизнес-процессов и усиления ответственности перед потребителями.
Помимо розничной ЕГАИС, введенной еще в 2016 году для контроля оборота алкоголя, в 2017 году отрасль перешла и на онлайн-кассы, передающие фискальные данные по интернету. Наиболее подготовленными к реформе оказались крупные сетевые игроки, для небольших и несетевых ритейлеров реформа 54-ФЗ более болезненна. Нельзя сказать, что внедрение онлайн-касс способствовало уходу с рынка какого-то значимого числа мелких магазинов, однако оно внесло свой вклад в общее увеличение финансовой и организационной нагрузки на розничный сектор. В этих условиях выигрывают, безусловно, те ритейлеры, которые обладают большими финансовыми и человеческими ресурсами и могут более гибко и внешне безболезненно перестраиваться под новые регулятивные требования.
Уходящий год ознаменовался и сроками переноса запуска еще одной ГИС — «Меркурий», которая позволяет прослеживать весь путь товаров животного происхождения «от фермы до прилавка». Ее внедрение планируется на следующий год. В 2018-ом намечается и модернизация ЕГАИС — в частности, переход к побутылочному сканированию товара на складах ритейлеров.
Еще одним фактором, который в течение года способствовал концентрации рынка, стал новый закон «О торговле». Внесённые поправки, регламентирующие отношения торговых предприятий и поставщиков, практически не ослабили позиции крупного ритейла, но усилили позиции поставщиков в сегменте небольших и региональных сетей.
Сети утвердили лидера
По итогам трех кварталов уходящего года можно с уверенностью говорить, что крупнейшие федеральные торговые сети практически не сбавляют темп «наступления», которое они начали на рынке в конце прошлого года. Напомним, по итогам 2016 года на долю сетевой торговли в целом пришлось более 53% от оборота всего продовольственного розничного рынка, а доля топ-7 крупнейших федеральных сетей составила половину этого объема.
Три прошедших квартала выявили безусловного лидера по росту этого года, им стала X5 Retail Group. На эту группу компаний (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») и ее ближайшего конкурента («Магнит») приходится до половины всего оборота топ-10 федеральных сетей в России. И если раньше компании шли буквально «ноздря в ноздрю», то сейчас ситуация выглядит более отчетливой. Так, за 9 месяцев 2017 года выручка «Магнита» выросла на 6,4%, а чистая прибыль сократилась на 32,4% в годовом выражении, было открыто более 1 200 новых торговых объектов. У Х5 за тот же период выручка выросла на 26%, а чистая прибыль почти на 31%, и прибавила компания 2 139 магазинов. Торговая сеть «Пятёрочка» внесла основной вклад в рост выручки Х5.
Рост выручки за три квартала также показала сеть «Лента» (+17,4%), которая открыла за этот период 10 гипермаркетов и 16 супермаркетов. А вот у «Дикси» выручка упала на 10% в годовом выражении. Она открыла лишь 22 новых магазина и 120 закрыла. «О’Кей» вырос в выручке на 2%, рекордные показатели роста выручки демонстрировал в первом и втором квартале «Глобус».
У сетей растет не только выручка, но и региональное покрытие. Так, еще в конце прошлого года X5 Retail Group, помимо расширения в «старых» регионах присутствия, начала активную полноценную экспансию в Сибири, сопровождающуюся открытием новых распределительных центров. Расширяются в Сибири и «Магнит», и «Лента». Местные сети при этом уходят с рынка, например один из старожилов сибирского продуктового ритейла — ГК «Холидей».
Регионалы, несмотря на, казалось бы, более детальное знание своей целевой аудитории, проигрывают прежде всего по цене. «Федералы» за счет своих объемов могут предлагать востребованные категории товаров по ценам на 20-40% дешевле, а значит, органический переток трафика, а затем и местных поставщиков к ним обеспечен. Кроме того, федеральные сети в регионах опираются на свои распределительные центры, которые удешевляют и оптимизируют логистику. Масштаб «логистического наступления» сетей в этом году виден хотя бы из того факта, что в I полугодии 2017 года из всего объёма нового строительства складов почти половина (46%) приходится на распределительные центры федеральных ритейлеров.
Из всех этих цифр и фактов можно сделать несколько выводов. Федеральная сетевая розница, с одной стороны, растёт и теснит как региональные сети, так и традиционную торговлю. Так, уже в I полугодии 2017-го года, по данным Росстата, совокупный оборот рынков и ярмарок в России уменьшился сразу на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Таким образом, можно уверенно прогнозировать, что доля торговых сетей в общем объеме розничной торговли вырастет на 3-5% по итогам 2017 года.
В то же время, внутри самой сетевой розницы виден схожий процесс, выражающийся в концентрации рынка. На долю топ-10 федеральных ритейлеров в 2016 году, по оценкам Infoline, приходилось 26% рынка розницы в России, т.е. более половины всего рынка сетевой торговли. В 2017 году эта цифра явно будет выше — как за счет закрытия региональных и федеральных игроков. Яркий пример последнего из указанных процессов — кейс сети «Седьмой Континент», которая в этом году покинула рынок, а ее торговые площади достались другим крупным игрокам — в частности, X5, «Ленте», SPAR и «Азбуке вкуса».
Большим игрокам — «Большая цифра»
В 2017 году в сетевой рознице активно развивались технологические инновации сразу по нескольким линиям — обработка больших данных для аналитики, автоматизация бэк-эндовых процессов и, наконец, фронт-эндовые технологии для непосредственного обслуживания потребителя.
Так, уходящий год был ознаменован практически повсеместной адаптацией платёжных терминалов крупных торговых сетей для приема бесконтактных мобильных платежей Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Федеральные сети супермаркетов и гипермаркетов продолжали внедрять автоматические кассы самообслуживания (self-checkout), а сеть «Глобус» явила рынку и кейс практического применения технологии self-scanning (самостоятельного сканирования товара). В 2018 году, полагают эксперты рынка, эту технологию в том или ином варианте попробуют и другие крупные сети.
Наконец, 2017-ый год, похоже, стал временем окончательного осознания всеми крупными ритейлерами необходимости выхода в онлайн. В этом году открыли свой интернет-магазин и лидер российского сегмента супермаркетов — сеть «Перекрёсток», и австрийская растущая сеть гипермаркетов — «Глобус». Для последнего интернет-магазин — это шанс охватить московскую высокообеспеченную аудиторию (сегодня покупателям из Москвы приходится посещать «Глобусы» в Подмосковье). Пока, впрочем, доставки из «Глобуса» в Москву нет, но сомнений в том, что в 2018 году она будет реализована, практически нет. Тестирует доставку в партнёрстве с сервисом Instamart и сеть гипермаркетов «Карусель»
В России супермаркеты и гипермаркеты и дальше будут выходить в онлайн, однако думать, что онлайн в продуктовой рознице сможет «вытеснить» физические магазины, не приходится даже в среднесрочной перспективе.
Технологии в нынешнем цифровом мире стоят дороже, чем многие физические активы. Они дают возможность ритейлерам не только анализировать, но и предсказывать поведение покупателя. Естественным образом дорогие «цифровые ключи» от рынка оказываются у крупных игроков, располагающих соответствующими ресурсами, — и это еще один фактор, который способствует концентрации рынка продовольственной розницы в России.
В сухом остатке
2017-й стал годом приближения продуктового ритейла России к мировым стандартам как в части степени концентрации рынка, так и в плане технологической оснащенности. Такие изменения подкреплены не только ресурсами крупных игроков, но и улучшением ситуации со спросом внутри страны.
В частности, индекс потребительского доверия, по данным Nielsen, стал расти после падения до минимального значения в 2016 году. Так, во втором квартале 2017 года индекс показал рост более чем на 10% и составил 70 пунктов, достигнув максимума за последние пять кварталов.
Индекс Nielsen складывается из трех показателей:
· оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев;
· уровня финансового благополучия за тот же период;
· готовности тратить деньги в данный момент.
Рост индекса потребительского доверия во втором квартале 2017 года наблюдался благодаря улучшению показателей по всем трем индикаторам, отмечают в Nielsen. Как бы ни объяснять такую динамику — реальным ли улучшением покупательской способности, или обычным привыканием покупателей к нынешним ценам и доходам, говорят аналитики, в любом случае 2017-й стал годом роста.
Подготовил Дмитрий Середа, экс-редактор журнала Retail & Loyalty, специально для «Академии ритейла»
Читайте также
Любовь и бонусы: как завоевать покупателя
Какие технологии востребованы в современных магазинах
Почему продуктовая розница не уйдет в онлайн
Ритейл и АПК: от канала сбыта до «прогрессорства»
СТМ торговых сетей в вопросах и ответах
«Академия ритейла» — проект для тех, кто хочет разобраться во всех тонкостях современной розничной торговли в России. Ритейл сегодня — это развитая логистика, отлаженная работа поставщиков, распределительных центров и торговых точек. Вместе они формируют механизм, который работает в режиме 24/7. И благодаря которому на полках магазинов всегда есть качественные продукты.
____________
Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и еще у нас есть Yandex Zen, Telegram и Viber.