Найти в Дзене
Яндекс

Сотрудники Яндекса — об уроках информатики в России

Оглавление

4 декабря — День информатики в России. Мир компьютерных наук сильно усложнился со дня регистрации в СССР цифровой электронной вычислительной машины, однако школьный предмет сохранил прежнее название. Несколько сотрудников Яндекса рассказали о том, как преподавали информатику у них — и попытались сформулировать, чему должны быть посвящены эти уроки сейчас.

Елена Бунина, HR-директор Яндекса, доктор физико-математических наук, профессор мехмата МГУ имени М.В. Ломоносова

Как это было в начале девяностых До 9-го класса я училась в 91-й школе, она была очень продвинутая, на информатике мы делали задачки про черепашку, которой нужно куда-нибудь пробраться за n шагов. Мне это очень нравилось, я была суперотличница. Потом перешла в 57-ю школу, и там класс на информатике разделили на группы: в одной были ребята, которые уже как-то где-то программировали, в другой — которые никогда. Я подняла руку, что я никогда, и меня тут же отправили в группу продвинутых, потому что там не было ни одной девочки. У нас был очень классный преподаватель, но спустя четверть он уехал в Израиль. Новый был не очень, и больше я программированием не занималась.

 Фотография: Яндекс
Фотография: Яндекс

В 10-м классе у всех была летняя практика, все писали большую программу на Паскале. Но тех, кто учился хорошо по геометрии, вместо этого заставили в какую-то большую систему забивать задачки по геометрии. По геометрии я была среди лучших, так что практика по программированию прошла мимо меня, и я так и не узнала, что такое Паскаль. Потом был мехмат, а на мехмате считалось, что программирование — это не настоящая математика, поэтому программы за меня писали мальчики. Настигло меня программирование в самый неожиданный момент. Когда в 2001-м году я защитила диссертацию, мест на кафедре алгебры не было, и мне предложили вести программирование. Делать было нечего, я взяла большой ноут, установила на него Linux, и за лето изучила С, потом через год С++, и в общей сложности я 8 лет преподавала программирование — сначала только его, потом параллельно с алгеброй. В Яндексе есть разработчики, которые учились у меня программированию (смеется). Конечно, они в Яндексе, потому что в принципе талантливые, а не потому что я так круто преподавала.

Как должны быть устроены уроки информатики сейчас Младшим школьникам нужно обязательно рассказывать самое простое: как работает интернет, что вообще там бывает, что такое спам, какие есть правила безопасности. То есть, условно, «ОБЖ в интернете». Средним нужны прикладные вещи для жизни. А в старших классах нужно начинать рассказывать про алгоритмы и уже преподавать программирование (я говорю не про матклассы, а именно про общеобразовательные). В данный момент я бы преподавала Python — он довольно простой и его можно тут же применять. Возможно, возникнет еще более простой язык — тогда нужно будет учить его. Более гуманитарных ребят можно увлечь программированием, придумывая классные задачи: либо какие-то шаблоны, куда можно вставлять переменные, либо предлагать распарсить массив текста и посчитать упоминания каких-то слов. Или написать бота для Телеграма.

Алексей Шаграев, руководитель службы свеже-социального поиска Яндекса

Как это было в начале нулевых Информатика у нас началась, кажется, в седьмом классе. В классах стояли машинки с 386-ми процессорами на борту и крутыми двухмиллиметровыми стальными корпусами — это было нужно, чтобы выдерживать вес тяжеленных ЭЛТ-мониторов. Благодаря старшему брату свою первую программу на QBasic я написал в семь лет. Мы писали аналоги MS Word в Visual Basic, а затем даже трёхмерные игры. В школе же на уроках информатики содержательных занятий я помню всего несколько: что-то связанное с табличками в Excel и простенькими алгоритмами (написать цикл, обменять значениями две переменные). Школьники не понимали, что за предмет они изучают, и зачем он им нужен, поэтому не могли относиться к нему серьёзно.

Фотография: Яндекс
Фотография: Яндекс

Как должны быть устроены уроки информатики сейчас Чтобы уроки информатики приносили пользу, они должны быть прежде всего понятными. Я не думаю, что обучение алгоритмам в среднем образовании может приносить какую-либо пользу. При этом информатика — точно не такой курс, в котором требуется заниматься «базовой компьютерной грамотностью». Честное слово, даже если человек использует компьютер исключительно для игр, он освоит базовые навыки сам — использование мышки и клавиатуры, установка и запуск программ и так далее. Дети достаточно талантливы, чтобы освоить эти тривиальные действия в процессе решения интересной им задачи.Какой курс мог бы быть полезным? Тесно связанный с другими предметами — физикой, химией, математикой. Как минимум естественно-научные предметы способны предоставлять задачи, в которых компьютер полезен. Например, можно моделировать простые физические процессы, рисовать графики функций или распределения температур, решать уравнения и так далее.

Гарри Тонаканян, дизайнер поиска

Как это было в начале десятых Я учился в экономическом лицее, где информатика началась в 1-м классе: обучающие игры и рисование в Paint. Четыре года на уроках мы веселились и складывали яблоки, а потом нам сказали постигать Паскаль и Бейсик. Ужасно: алгоритмы, блок-схемки, ромбики… При том что с математикой проблем ни у кого не было, сам формат обучения и задачи не вызывали никакого интереса.Еще хуже оказалось, когда новый преподаватель стал учить нас работать в Word: 40 минут на выставление колонтитулов в документе и подобных «продвинутых хаков». А потом пришел третий преподаватель и сказал, что учебники не понадобятся и начал учить нас вёрстке — CSS и HTML. Это было гораздо ближе к информатике, в моём понимании: задания сверстать шапку сайта с несколькими разделами, бегущие строки, svg-анимации. Ближе к концу обучения нам рассказали про JavaScript.

 Фотография: Яндекс
Фотография: Яндекс

В какой-то момент я решил, что я дизайнер, и сообщил об этом всем вокруг. Ко мне подошел одноклассник, который участвовал в научной конференции по информатике, и сказал, что ему не помешала бы помощь дизайнера. Мы вместе взялись за работу. И тут я понял, как плохо нас учили верстать на школьных уроках. На практике удалось освоить многое, мы защитили проект на конференции, потом — ещё один.

Как должны быть устроены уроки информатики сейчас На уроках информатики нужно давать каждому ученику свой проект, чтобы эта точка опоры помогала ему развиваться. Все знания, которые ученик будет получать, можно оттачивать на этом проекте-полигоне. Возможно стоит разделить класс на группы, чтобы ученики могли выбирать уровни сложности. Если дома кто-то из учеников уже сверстал сайт, а на уроках задают сделать бегущую строку, то интерес к занятиям очень скоро пропадёт.