Найти тему
Взор

Между традицией и прогрессом

Всех (уже привычно) удивляют инженерно-строительные возможности древних, построивших Баальбек и пирамиды в Египте. Альтернативщики утверждают, что не могли быть изготовлены и установлены без современной техники Александровская колонна и колонны Исаакиевского собора. Не мог быть перевезён гром-камень русскими людьми... Однако, свидетельства умений и достигнутых вершин инженерной мысли вокруг предостаточно. И это - не только сами сооружения, но и оставленные древними (и не очень) инженерами и механиками книги, чертежи и рисунки. Вот "не мог Монферран..."

А если проверить?

Не на долго возвращаюсь к предыстории строительства Исаакиевского собора и установке Александровской колонны Огюстом Монферраном. (читайте Русские лыком не шиты! (подъём обелиска и др) )

Что, по-вашему, объединяет это

и это?

-3

Их роднит не только имя Монферрана, но и традиция изпользования силовых подъёмных лесов!

Я не случайно написала о традиции, ибо история изпользования аналогов этихконструкций уходит корнями в средние века, а, возможно, и гораздо глубже.

Документальное упоминание об этом имеется в архиве Fabbrica of St. Peter’s (AFSP) и в Государственном Архиве Рима. И, похоже, что силовые леса применялись ещё со времён Древнего Рима.

Мне встретилась интереснейшая статья Николетты Маркони (Nicoletta Marconi) об изпользовании таких конструкций, причём, не только однократном для возведения обелиска в Ватикане, но достаточно частом. Что для меня было неожиданностью, так это то, что разобранные леса не выкидывались, а хранились на специальном складе и могли модифицироваться в случае необходимости для возведения различных сооружений. Дело было поставлено на широкую ногу :о)

В 1587 году, по приказу папы Сикста V, Доменико Фонтана (1543-1607) в сотрудничестве со своим братом Марсилио и молодого Мадерно установил египетский обелиск в Ватикане.

Память об этом событии была запечатлена на фреске в соборе

-5

аслуга Фонтана основывался на усовершенствовании опыта древних инженеров Римской империи. Фонтана разработал чёткую последовательность этапов технологии перевозки и подъёма обелиска и колонн, оптимизировал потребное время и ресурсы с одновременным снижением риска несчастных случаев. Биографы приписывают большую часть успехов Фонтаны тому, что его ученичество проходило в рядах мастеров Ломбардии, где он узнал многие секреты ведения дела. Устройства, разработанные Фонтана, оказались подлинными чудесами механики, в результате появления которых архитекторы получили новые возможности для своего творчества.

Разработанная им методика для удаления, транспортировки и возведение гранитных обелисков, будь то монолитные или сборные, была основана на тщательной координации оперативных этапов, на использовании эффективных силовых строительных лесов и, прежде всего, на гибкой последовательности операций, которая может быть адаптирована также и для рутинных операций. Способы поднятия обелисков и монументальных колонн, принятые в Риме между 17 и 19 веками, были аналогичны тому, который был использован Домиником для установки обелиска у Святого Петра, а материалы, инструменты и "Traglie" повторно использовались и после этого. Термин "Traglie" изпользовался для обозначения блока из металлического (или деревянного) корпуса, который содержал одну или несколько пар шкивов, через которые был пропущен один канат. В противопоставление этому, механический подъёмный механизм “tackle" состоит из двух блоков, один постоянный, прикрепленный к подмостям, а другой работает связно с грузом, для его поднятия.

Нужно сказать, что для подъёмных лесов Фонтана потребовалось около 10 000 фунтов расплавленного металла (для изготовления блоков и шкивов), значительные количества дров для снабжения литейных, 139000 фунтов веревки и сотни тысяч фунтов древесины (Пеллегрини 1881 г., стр 132;. Д`Онофрио 1965, р. 475), все из которых должны были быть закуплены. Эти затраты были частично амортизированы, благодаря возведению других Сикстинских обелисков (1587-1589), для которых материалы и инструменты были адаптированы таким образом, чтобы удовлетворить специфические потребности каждой из этих последующих строительных операций.

 Рисунок 1. Большие деревянные строительные леса  использованные для подъёма и установки обелиска в Ватикане (Fontana D.  1590, с.20)
Рисунок 1. Большие деревянные строительные леса использованные для подъёма и установки обелиска в Ватикане (Fontana D. 1590, с.20)

Таким образом, эта технология, и эти рабочие процедуры применялись разными мастерами на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков, и они оставались в основном неизменными, несмотря на внедрение новых материалов, то есть фактически повторно использовалось то же самое оборудование Ватикана.

ПРОЕКТ SANTA MARIA MAGGIORE

Изначально колонна стояла в базилике Maxentius или Templum Pacis, завершено около 312 г. н.э., свод нефа которой изначально поддерживался 8 колоннами из мрамора. В середине 1500-х годов две из них были ещё на месте, но только одна из них имела капитель (рис.2).

Рисунок 2. Базилика Maxentius и колонна в настоящее время на площади Санта-Мария-Маджоре (Desgodetz 1682)
Рисунок 2. Базилика Maxentius и колонна в настоящее время на площади Санта-Мария-Маджоре (Desgodetz 1682)

В 1580, Etienne Du Pérac (1525-1604) включил вид базилики Максенция в свою коллекцию рисунков римских древностей и сообщил, что колонна была сделана из турецкого мрамора с очень тонкими прожилками и была 15,6 метров высотой и диаметром 2,7 м.

Возведение колонны считается одним из наиболее значительных технических достижений начала 1600-х. Мадерно был выбран для этой работы вследствии его опыта и технической подготовки, приобретенной во время долгого ученичества в мастерских под руководством Фонтана. В его опыт входит строительство часовни Сикстинской мастерской в Санта-Мария-Маджоре, а также впечатляющие технические подвиги, такие как транспортировка колоссальных статуй Диоскуров до площади Пьяцца дель Квиринале и возведение обелисков, первым из которых был обелиск Ватикана.

 Рисунок 3. Пьяцца Санта Мария Маджоре в Риме и колонна Девы Марии (Piranesi 1748, рис.7)
Рисунок 3. Пьяцца Санта Мария Маджоре в Риме и колонна Девы Марии (Piranesi 1748, рис.7)

Этот опыт позволил Мадерна разработать и выполнить одно из самых захватывающих достижений начала 1600-х годов, благодаря рациональной организации работы всех участников и использованию хорошо проверенных технических устройств. Организация рабочих, на этом строительной площадке, как на другие управляемые Мадерно, была основана на принципах управления строительством Fontana, благодаря решающему вкладу этого семейства технических и управленческих специалистов, которыми была разработана так называемая "Римская строительная система". Это был эффективный метод построения, управления и организации, что позволило оптимизировать каждый этап строительства и синхронно воплощать хорошо структурированные оперативные планы.

Решение Папы возвести колонну Templum Pacis на площади Пьяцца-ди-Санта-Мария-Маджоре было принято 3 августа 1613 (Orbaan 1920, с.210). Мадерно организовал рабочих в группы в соответствии с их навыками, и структурировал работу так, чтобы было возможным изполнение жесткого плана и графика. Действительно, в шестнадцатый век, Fabbrica из Святого Петра стала экспериментальной лабораторией для строительной техники, учебным центром для квалифицированных рабочих и мощным средством распространение технических ноу-хау.

Письменные отчеты материалов, приобретенных складских помещений и квитанций Святого Петра для оплаты выданной Апостольским казначейством позволяют идентифицировать не только изпользовавшиеся технику и оборудование, но и последовательность операций, выполняемых для перевозки и возведения колонны.(детальное описание материалов и устройств можно найти в статье Николетте). Так, например, были изпользованы "traglioni" - двойные блоки, приблизительно в один метр длиной - полностью изготовленные из железа с шестью металлическими шкивами, расположенными в два ряда друг над другом, разработанными Fontana. Они были, конечно, очень полезными, но и очень дорогими. Именно по этой причине "traglioni" хранились на складах Святого Петра в течение двух столетий, хотя и неоднократно брались в аренду для особо сложных операций.

Чтобы защитить тело колонны от ударов и потертости, вал её был обвязан досками, скреплённых скобами и ободами, и был обёрнут несколькими слоями каната приблизительно диаметром 3,5 см намотанного плотно вокруг ствола. Опускалась колонна при помощи кабестанов. Обвязка была устроена таким образом, чтобы создать четыре секции по длине тела колонны и способствовать бережному снятию колонны и укладке её на тележку. Медленно и постепенно, колонна была опущена и положена на большие деревянные сани - "strascino" или "Nizza" - из четырех каштановых балок. Она была перевезена по пути с хорошо утрамбованной землей, покрытому деревянным настилом, что позволило роликам легко катиться. Уклоны были преодолены благодаря деревянной рампе, угол наклона которой не превышал 10%, установленной на прочной раме из вертикальных стоек.(читайте с гугл-переводчиком описание всей операции по доставке и подъёму колонны в източнике)

 Рисунок 4. Оборудование, используемое для подъема и перемещения монолитных колонн (Valadier 1832, III, рис. CLXXVII, подробно)
Рисунок 4. Оборудование, используемое для подъема и перемещения монолитных колонн (Valadier 1832, III, рис. CLXXVII, подробно)

Помости (грузоподъёмные леса) пришлось использовать еще раз, чтобы установить на месте капитель и статую Девы Марии, для чего понадобилось увеличить их высоту в средней секции, где она достигла высоты 20 метров. Строительные леса дополнительно усилили решеткой "ventole" и конопляными канатами различных размеров. "Ventole" помогли защитить грузовые канаты от колебаний из-за резких перегрузок. По этой причине, последние были закреплены на самые прочные балки. На кровле рабочей площадки, которая была сделана из решетки надежных балок из каштана, были помещены вертикальные блоки около десятка талей, которые были расположены таким образом, чтобы оставить достаточное пространство для установки капители и статуи (рис.5)

 Рисунок 5. Деревянный каркас изпользованный для возведения больших монолитных колонн (Zabaglia 1743, рис. XXXV)
Рисунок 5. Деревянный каркас изпользованный для возведения больших монолитных колонн (Zabaglia 1743, рис. XXXV)

Продолжение следует...

Читайте также:

Генри Горринг, Игла Клеопатры и гром-камень

Гром-камень научил американцев

Механики Европы турне гром-камня запомнили и записали в анналы

Бетанкур как аналог Петра I в инженерном деле России (гениальный механик мирового уровня)

Как изготавливалась Александровская колонна

Станки, такие станки для гранита… (экскурсия на токарную мельницу в Лионе

Сложности со станками для гранитных колонн