Постановка задачи — непростой этап для клиента и видеопродакшн-студии. Клиент хочет побыстрее узнать стоимость проекта, а студия — как можно подробнее выяснить задачу и “подводные камни”. И на этом противоречии может запросто вспыхнуть первый конфликт. Как избежать конфликта и выяснить все основные вопросы касательно будущего видеоролика? Для этой цели потребуется техническое задание.
Техническое задание (заявка, бриф) — это документ, в котором клиент формирует задачу для исполнителя
Как выглядит ТЗ?
Составление технического задания — первый этап будущего сотрудничества. Основываясь на нём, продакшн оценивает задачу и предлагает свои креативные концепции, а впоследствии — пишет сценарий видеоролика и считает его стоимость.
У каждого продакшена свой бланк ТЗ. Но содержание их примерно одинаковое. Самый распространённый вариант — это таблица в Excel или Word, где в одной колонке заданы вопросы, а в другой — пустое поле для ответов клиента. Этот вариант так распространён благодаря своей простоте и доступности.
Некоторые используют для той же цели специальные программные решения, например, Google Forms. Анкету в Google легко настроить под свою специфику. Дополнительное удобство — автоматический подсчет статистики по заполненным заявкам. Но форма ТЗ не так важна, как его содержание.
Что внутри ТЗ?
ТЗ содержит несколько категорий вопросов по поводу проекта:
- Базовые вопросы. Здесь мы уточняем у клиента:
- Классификация видеоролика по цели использования (рекламный, имиджевый, корпоративный);
- Классификация видеоролика по способу изготовления (постановочный, репортажный, анимационный)
- Хронометраж видеоролика
- Стиль подачи материала (официальный, неформальный, художественный и пр)
- Каналы распространения
- Цель
- Примеры понравившихся видеороликов (референсы)
Эти ответы формируют базовое представление о проекте.
2. Вопросы о компании. Тут мы подробнее знакомимся с клиентом:
- Юридические название и бренд
- Сфера деятельности
- Место на рынке и год основания
- Сильные и слабые стороны, отличия от конкурентов
- Ссылки на сайт, паблики, блоги и статьи в СМИ (всё о компании)
3. Вопросы о товаре / услуге. Далее мы подробнее знакомимся с рекламируемым объектом:
- Что представляет собой объект рекламы
- Как им пользуются потребители и какие потребности он удовлетворяет
- Ценовая категория по сравнению с конкурентами
- Сильные и слабые стороны в отличие от конкурентов
4. Вопросы о целевой аудитории (ЦА). Теперь мы рассматриваем портрет потенциального покупателя:
- Пол и возраст
- Географическое положение
- Уровень дохода
- Хобби, увлечения, потребности
5. Вопросы о конкурентах. В завершение мы знакомимся с теми компаниями, которым необходимо противостоять:
- Названия нескольких прямых конкурентов
- Объективные достоинства и недостатки конкурентов
Это обобщённые вопросы. Иногда продакшн и клиент обсуждают задачу более детально. Но для начала хватит и этой информации. Зная ответы на указанные вопросы, продакшн сможет разработать концепции для видеоролика.
Можно ли обойтись без ТЗ?
Да, можно. И многие обходятся без него. Но правильно ли это? Отказавшись от ТЗ, клиент и продакшн ставят под удар будущий видеоролик и создают почву для огромного числа разногласий.
ТЗ ускоряет переговоры и служит гарантией безопасности. Если продакшн снимет ролик в противоречии с ТЗ, его можно спокойно привлечь к ответственности. И наоборот: если клиент потребует что-то, не предусмотренное в ТЗ, то продакшн может спокойно отклонить требование.
Когда ТЗ не работает?
Бывают случаи, когда даже заполненное техническое задание не спасает от недопонимания между клиентом и исполнителем. Почему так случается? Давайте рассмотрим несколько случаев:
- Клиент поверхностно заполнил ТЗ. Порой менеджер со стороны клиента не уделяет должного внимания техническому заданию и заполняет его формально, “для галочки”. В таких случаях необходимо попросить клиента заполнить ТЗ более подробно или дать новые, уточняющие вопросы.
- Исполнитель не включил в ТЗ важные вопросы. Случается, что в середине работы открывается новая информация, не оговоренная ранее. Например, клиент всегда использует определенный шрифт или цветовую гамму. Чтобы избежать подобного — спрашивайте у клиента, не пропустили ли вы что-нибудь важное, что впоследствии повлияет на работу.
- Клиент или исполнитель легкомысленно относится к ТЗ. Все мы люди, все любим получать желаемое, прилагая минимум усилий. Если клиент постоянно меняет требования и задачу в ходе работы, если исполнитель забывает про ТЗ — ничего путного не выйдет.
Выводы
- У разных видов видеороликов свои бланки ТЗ.
- Если продакшн просит клиента заполнить ТЗ — это признак профессионального подхода.
- Если клиент подробно заполняет ТЗ — это признак того, что клиент ответственно подходит к делу и точно знает, что хочет.
- ТЗ — гарантия взаимопонимания продакшена и клиента.
Теперь вы подробнее узнали, что такое техническое задание и для чего оно нужно. Надеемся, что эта информация будет для вас полезной. Подписывайтесь на блог или паблики в социальных сетях, чтобы вовремя узнавать о свежих новостях ;)