Найти тему
pro.knigi

Нуар-детектив об идеальном убийстве — роман Мартина Эмиса «Ночной поезд»

Изысканный роман-детектив в жанре нуар «Ночной поезд» создает такую атмосферу безысходности, когда герои сочетают в себе здравый цинизм и глупую сентиментальность. Жестокое убийство, идеальное место преступления, которое не раскрыть никому, кроме Майк Хулигэн. И это не бескомпромиссный красавец-детектив, а всего лишь женщина-коп, 44-летняя блондинка с засаленными волосами, некогда страдающая алкоголизмом и скрывающая за словонепробиваемой внешностью одиночество и уязвимость большого сердца.

Мартин Эмис. Ночной поезд. М.: Астрель: CORPUS, 2011. Перевод с английского Е.Петровой.

Мартин Эмис — один из известных британских авторов, наряду с Джоном Фаулзом, Джулианом Барнсом и Иэном Макьюэном. В 2014 году он подарил читателям «Зону интересов», роман-антиутопию, взгляд на нацистский лагерь со стороны немцев-надсмотрщиков. А его первый художественный роман «Записки о Рейчел» получил премию Сомерсета Моэма. В его послужном списке несколько сценариев, «Ночной поезд» из их числа, сначала роман, затем сценарий, по которому ветеран британского кинематографа Николас Роуг в 2010 году снял фильм с Сигурни Уивер в главной роли.

Роман «Ночной поезд» — это фортепианная мелодия, начинающаяся с одной ноты, тревожно повторяющейся раз за разом, словно телефонный звонок посреди ночи. Майк Хулигэн поднимает трубку, на той стороне голос одного из полицейских отдела с просьбой — уведомить. Здесь читатель получает добрую порцию мыслей о том, зачем нужны женщины-копы, что им не место в убойном отделе посреди всех этих зверских смертей, но вот чего не сможет ни один мужчина-коп, так это должным образом уведомить близких жертвы. Майк просят именно об этом, но дело в том, что донести плохую весть нужно не абы кому, а начальнику полицейского управления Тому Рокуэллу. Погибла его дочь Дженнифер, точнее, по предварительным данным, она покончила с собой — выстрелом в рот.

Фото — pixabay.com
Фото — pixabay.com

И здесь читатель сам не замечает, как оказывается окутан этой нуаровской атмосферой цинизма, пессимизма и недоверия. Верить нельзя никому. А вдруг это убийство? Как красавица и умница могла сделать это? Каков мотив самоубийства? Отец не верит и разрешает Майк покопаться в деле, причем дает добро на нелегальные способы расследования и допроса. Подозрение падает на возлюбленного Дженнифер Трейдера, профессора философии. Он видел ее последним и уж слишком спокойно себя ведет. Майк, дорожа своими воспоминаниями о дочке начальника, пускается по линии следа. Но вдруг все герои врут? Вдруг читателю врет сама Майк? Где гарантии, что она не замешана в этом преступлении? И почему она изначально просит прощения за то, что случится в конце?

Мартин Эмис отлично ведет повествование, трепля нервишки читателю и заставляя его озираться в поисках мотивов преступления каждого из героев. В какой-то момент охватывает такая буря эмоций, что начинаешь верить в потустороннее, метафизическое, не зря Трейдер говорит о том, что изучает параллельные вселенные, то есть иные реальности и иные жизни. А Дженнифер, она же работала с ним в университете и тоже разбирается в математике, физике, звездах, высшем. Могла ли она расценивать самоубийство как шаг к новому открытию? Или это всего лишь бред Майк от недосыпа?

С каждой страницей идеальное преступление начинает обрастать шокирующими деталями, идеальная Дженнифер больше не кажется такой уж идеальной, тайны каждого всплывают на поверхность, а мир продолжает жить и крутиться, копы арестовывают, люди убивают, статистики самоубийств подсчитываются и складываются в папки, ящики, стеллажи, чтобы пылиться там, пока не произойдет очередной дикий случай похожего дикостью преступления. А Майк принимает решение. Шокирующее для каждого. Фортепианная мелодия становится громче, быстрее, пальцы бегут по клавишам, гром мелодии нарастает, как нарастает звук приближающегося поезда, который неминуемо разбудит тебя этой ночью.

Если вас заинтересовала рецензия, подписывайтесь на канал PRO.KNIGI
Фото — pixabay.com
Фото — pixabay.com