Альфа-самцу природой предназначено получать все блага мира — так гласит один из самых популярных мифов современности. Сотни, а то и тысячи гуру за деньги обучают юношей и мужчин быть хозяевами этой жизни, а ещё больше обучается альфа-самцовости бесплатно, на форумах пикаперов или укротителей женщин.
В основе этого мифа — вера в то, что любая стая, включая человеческую, иерархически делится на самого главного самца (альфу), его ближайших товарищей, частично разделяющих его авторитет и харизму (бет), и жалкую бесправную массу (гамма- или омега-самцов и самок). Все самки принадлежат альфа-самцу, и он ими немного делится с бетами. Омеги пребывают в унынии и завидуют молча.
Тренинги, на которых мужчин обучают быть альфа-самцами, основаны также на идее, что ты будешь тем, за кого себя выдаёшь, — то есть, что достаточно вести себя и выглядеть определённым образом, чтобы в тебе признали альфу и принялись подчиняться и вожделеть. Словом, «одевайся так, словно уже работаешь на работе своей мечты», — только применительно к женскому вниманию.
Откуда взялся миф об альфа-самцах?
Термин появился в 1970-х годах благодаря зоологу Дэвиду Меху — он изучал волчьи стаи и пришёл к выводу, что в них имеется один главный самец. Как предположил учёный, место вожака стаи получает волк, продемонстрировавший свою силу и превосходство над остальными самцами. Его книга «Волк: экология и поведение вымирающих видов», а точнее, тезисы оттуда стали быстро популярны.
Вся эта история соответствовала чаяниям и представлениям американских мужчин и очень быстро выросла в отдельную теорию об альфах, бетах и омегах как универсальной иерархии любого сообщества — и уж конечно, человеческого. С одной поправкой: количество альф в американском городе или штате ничем не ограничено. Веди себя, как альфа, и тогда неважно, являешься ли ты хоть чьим-то боссом. Ты всё равно станешь авторитетом для пацанов и желанным призом для любой прекрасной девы.
Коучи немедленно принялись стричь на желающих стать альфами деньги. Сформировался определённый стереотип того, как должен себя вести босс по жизни. Главное в этом образе — агрессия, её постоянная демонстрация в различных сферах человеческой жизни, включая отношения с женщиной. Чтобы излучать уверенность альфы, толпы юных пикаперов стали учиться хамить и бычить.
Как живут альфа-самцы в природе
После ещё тридцати лет наблюдений за волками всё тот же зоолог Дэвид Мех опубликовал новый труд, «Волки: поведение, экология и охрана вида», в котором признавал ошибочность своей прежней теории про вожака волчьей стаи. На самом деле волчий альфа-самец никому не доказывал своей силы. Он был просто патриархом, отцом и дедом других волков стаи. Похожая структура — когда главенствует общий предок мужчин — характерна и для архаических человеческих сообществ.
Если уж поискать животных, в чьей стае вожак получает свою роль благодаря агрессии, то скорее подойдут гиены — среди которых, правда, главенствуют самки. У гиен действительно лидируют самые успешные драчуньи.
У других биологических видов параллельно главенствуют одна самка и один самец. Яркий пример — лошадиный табун, где в мирное время политику определяет кобыла-матриарх, а в моменты опасности руководство берёт на себя жеребец, исполняющий роль, скажем так, воеводы.
Нечто похожее на структуру с альфами, бетами и омегами наблюдается у некоторых обезьян — например, у шимпанзе и бабуинов. Надо заметить притом, что у них достаточно много отличий от привычных современному западному обывателю представлений об архаическом человеческом сообществе — например, в другие стаи уходят не девушки, а юноши.
Высокоранговые самцы и у шимпанзе, и у бабуинов очень агрессивны. Однако для того, чтобы стать вожаком, самец шимпанзе и его друзья демонстрируют агрессию не ко всем подряд, а в основном к соперникам на выборах. Да-да, у шимпанзе есть что-то вроде выборов, и чаще всего самки (у которых, кстати, тоже есть своя иерархия) определяют, кто из подходящих на место вожака самцов победит.
Надо сказать, что вожак у шимпанзе имеет не только привилегии, но и обязанности. Он должен хорошо разбираться в том, где для стаи найдётся хорошая еда и где будет безопаснее. Также лидер обязан в случае конфликтов защищать слабого, даже если на него нападает лучший друг вожака. Лидер встаёт между участниками ссоры, вздыбив шерсть и обнажив зубы, и стоит так, пока оба не успокоятся.
Что касается привилегий вожака, в них не входит доступ к лучшим ресурсам. Лакомые кусочки в стае достаются главной самке, которая может даже не быть матерью или половым партнёром действующего лидера.
Альфа-самцы и отношения с самками
И у шимпанзе, и у бабуинов высокоранговые самцы получают доступ к половой связи с большим количеством самок. Однако самка шимпанзе в период готовности к зачатию спаривается сразу с несколькими самцами по очереди — чтобы те впоследствии не пытались убить её детей, ведь никто из них не будет уверен, что не он их отец. А самки бабуинов потихоньку изменяют альфа-самцам с молодыми и ласковыми бабуинчиками, так что только три четверти детей в стае носят гены высокоранговых самцов. Кстати, чтобы стать членом стаи, странствующий молодой бабуин должен понравиться какой-нибудь самке, тогда она составит ему протекцию. Ухаживание при этом обязательно, секс — нет.
Морские котики заводят себе милые сердцу любителей теории об альфа-самцах гаремы, в которых кажутся абсолютными повелителями. Но, как обнаружил зоолог Джо Хоффман, самки время от времени втайне покидают территорию гарема и выискивают самца, который им покажется не слишком близким родственником и притом достаточно здоровым, чтобы зачать от него малыша… И родить всё в том же гареме, из которого самки ушли и куда опять вернулись.
Другими словами, самки не выбирают исключительно самых сильных и агрессивных, а их стратегии самцам часто вообще непонятны.
Чем так плох миф об альфа-самцах для человека?
Бытующее в обществе представление об альфа-самцах вертится исключительно вокруг агрессии и привилегий. При этом не рассматриваются ни сопутствующие статусу обязанности (у бабуинов, скажем, высокоранговые самцы первыми кидаются в бой, чтобы защитить стаю, а у шимпанзе они ответственны за прокорм общины и защиту слабых от любых других членов общины), ни тот факт, что одной агрессии мало для получения статуса. А ведь у тех же бабуинов или шимпанзе для получения высокого ранга нужно уметь понравиться самкам, и отнюдь не в плане секса.
Приверженец мифа альфа-самцовости уверен, что ему все должны. Или точнее, будут должны, как только он начнёт вести себя нагло, злобно, хамить мужчинам и грубо приставать к женщинам.
Глядя на богатых грубиянов вроде Трампа или одиозных агрессивных лидеров прошлого, можно подумать, что это работает. Но в случае с Трампом, например, связь обратная: его хамство терпят, потому что он богат и обладает высоким статусом, а не наоборот. А большинство лидеров так и вообще всегда старалось скрывать свою агрессивность — это называлось «заботиться о репутации». Зато каждый политик, совсем как у шимпанзе, считает своим долгом обещать защиту слабым.
Постоянное хамство для человека — признак социальной дезадаптации и антисоциального поведения. Привилегию вечной наглости можно купить себе деньгами или поддерживать оружием, но социальные связи, так необходимые человеку для поддержания авторитета и получения помощи при любом, даже самом неблагоприятном повороте событий, при этом не образуются и не сохраняются.
Что же до секса, для которого затевается и весь цирк с выпячиванием челюсти, то даже в случае с высокоранговыми самцами большое количество женщин избегало и избегает привлекать к себе внимание слишком агрессивных мужчин. Что уж говорить об агрессивных гамма-самцах, которые ну просто особо злобный вид низкорангового мужчины.
Как показывают многие опросы, женщины ценят в мужчинах щедрость и доброту. Но многие самцы, совсем как морские котики, совершенно не разбираются в том, по какому принципу женщины выбирают себе мужчин, и выдумывают какие-то свои системы. Не очень помогает добиться успеха, логично?
Наученные горьким опытом, мы уже усвоили, что из стен нынешней Думы не может выйти ничего хорошего. И с ужасом гадаем о том, за какую часть жизни обычного человека «бешеный принтер» возьмётся завтра. Курение запретили всюду, включая поезд «Калининград — Магадан», вейп тоже скоро запретят, интернет запретили почти весь, НКО перекрыли кислород, СМИ с иностранным финансированием удавили, платить по два раза за капремонт заставили, «Платон» ввели. Что осталось? Ах да, домашние животные…
Шутка. На самом деле закон, о котором пойдёт речь, болтается в недрах нижней палаты вот уж лет восемь, и, как на наше счастье, так и на беду, его всё никак не примут.
Почему на беду? Потому что защита прав домашних животных у нас находится примерно на африканском уровне. Актуальное законодательство приравнивает собаку или кошку к неодушевлённому имуществу и, по сути, разрешает делать с животными всё, кроме жестокого умерщвления на глазах у детей. Власть хозяина над домашним питомцем абсолютна: к примеру, два года назад московская семья заперла на балконе и заморила голодом собаку породы акита-ину (ту самую, из фильма «Хатико»), и помешать этому не смогли ни соседи, ни зоозащитники, ни полиция. Ни один из свирепствовавших на улицах больших городов в 2008–2012 годах догхантеров не был осуждён за свою деятельность, разве что парочку посадили за незаконное хранение оружия. Так что все предпосылки налицо, и новый закон действительно назрел.
Почему на счастье? Да потому, что все известные на сегодня проекты «Закона об ответственном обращении», по всей видимости, были написаны людьми, ни разу в жизни не державшими в руках поводка. В частности, один из них — ныне действующим министром культуры Мединским, человеком абсолютно некомпетентным во всех сферах, которыми он когда-либо занимался. Содержание законопроектов варьировалось от стадии «о, какая прикольная крипота, давайте поржём всем форумом» до «вот он пушистый полярный зверёк, надо срочно бежать на митинг протеста».
Обсуждать нынешнюю версию закона пока что нет никакого смысла. Хотя бы потому, что мы имеем нечто, прошедшее первое чтение, но при этом по-прежнему существующее в нескольких вариантах, и за какой из них надо хвататься, совершенно не ясно. Давайте лучше поговорим о гуляющих в интернете слухах и об актуальных проблемах.
Налог на животных: почему у них ничего не выйдет
За последние дни к автору этих строк неоднократно подходили самые разные люди с вопросом: «Ты слышал, эти /censored/ собираются ввести налог на домашних животных?» Вот с этого и начнём.
С точки зрения новой фискальной политики российского государства, развернувшейся в кризис лицом к народу под девизом «люди — это новая нефть», введение налога на животных выглядит делом очень вкусным и со всех сторон перспективным. Братьев наших меньших россияне очень любят, и даже самая бедная семья старается при случае завести себе хотя бы котейку. Правда, как только кризис вновь прижмёт бюджеты, эти же милые люди недрогнувшей рукой выставят питомца за порог — ну вот такие в нашей духовной стране представления о морали . Однако, даже по самым скромным подсчётам, зверей у нас с вами живёт столько, что новый налог обещает пополнять отощавший российский бюджет примерно на пятьдесят миллиардов рублей ежегодно.
Правда, что ли? Или речь идёт о цифре, полученной тем же методом, что и астрономические суммы потерь от пиратского контента? Похоже, что второе.
Чтобы адекватно собирать любой налог, необходимо установить в ключевых точках своего рода «таможни», которые при всём желании нельзя будет обойти. Как, например, система ЕГАИС, благодаря которой ни одна капля спиртного не поступает в продажу без ведома государства. Или как обязательные счётчики в грузовиках и система РТИТС, которые вместе составляют «Платон».
В случае с животными в роли такой «таможни» должна будет выступить система всеобщей регистрации и чипизации… Упс! Начнём с регистрации. Формально она уже есть, и проходить эту процедуру обязаны все владельцы собак. Фактически — нет ни одного органа власти на местах, который бы её осуществлял. Животных вроде бы регистрируют государственные ветстанции, если делать там прививку, — но как быть пациентам частных клиник, коих большинство? В общем, сколько уже автор на свете живёт, а официально зарегистрированной собаки или кошки не встретил ни разу.
Скайнет для четвероногих
Тема с чипами выглядит поперспективнее, и, более того, на такое дело многие владельцы готовы даже денег отстегнуть, поскольку электронные маркеры существенно облегчили бы поиск «потеряшек». Но тут всё упирается в тему единой федеральной базы чипов. На сегодня на территории РФ действуют четыре «общегражданские» базы (AnimalFace, Moi-zver.ru, Russiapet.net и общая с Украиной Animal-ID), плюс множество ведомственных (собаки МВД, ФСБ, ФСО, ФТС и так далее), плюс собственные и замкнутые только на себя базы крупных ветклиник. Чтобы брать налог, всю эту цветущую сложность придётся объединить в одну федеральную систему, а главное — как-то заставить регистрироваться в ней всех владельцев животных. И как бы нам это сделать? А никак.
В Европе концепция поголовного чипирования упирается ровно в то же самое — в отсутствие «таможни». Наличие чипа можно проверить только при пересечении животным государственной границы. Собачки и котики ездят на выставки, спортивные состязания или в путешествия со своими богатыми хозяевами. Потому что у менее обеспеченных нет лишних денег на перевозку и pet-friendly размещение: они предпочитают перед отъездом сдавать животных на руки друзьям или родственникам.
В России, где 85% населения ни разу в жизни не поднимались на борт самолёта даже внутренних линий, — так и вовсе не о чем говорить. Девять десятых Бобиков и Матроскиных никогда не покидают мест постоянного проживания хозяев. Кто будет проверять у них наличие чипа и регистрации? И без того загруженный работой выше тульи фуражки участковый? А в пригородах? В сельской местности? Может, ветеринаров напряжём и свяжем регистрацию с прививкой? Только вот универсальная вакцина «Нобивак» есть в любой ветаптеке без рецепта, а научиться ставить укол в холку можно и без профильного образования. Обходных путей, как видите, предостаточно.
Формально отметки о вакцинации должны стоять на последних страницах ветеринарного паспорта, который — сюрприз-сюрприз! — не является официальным документом; бланк можно приобрести в зоомагазине и заполнить самостоятельно. Его всегда можно «потерять» и получить заново. Эти отметки, по идее, должны проверять при пересечении животными границ регионов. Скажем, контролёры в электричке, если вы везёте собаку из Москвы в Подмосковье. И когда они их проверяли?
Подытожим наш невесёлый расклад: введение налога на животных потребует создания отдельной контролирующей структуры, единой базы идентификационных чипов и внесения изменений в ряд действующих законов, начиная с Закона о полиции. А это бюджеты, закупки, зарплаты персоналу — словом, деньги, деньги и ещё раз деньги. Плюс несколько лет упорного труда без гарантии того, что в итоге новый налог получит хотя бы 50% собираемости.
Добавим отрицательных эффектов: наш замученный экономикой гражданин привык резать косты при любом шорохе. Соответственно, как только налог будет введён, десятки, если не сотни тысяч кошек и собак будут выброшены на улицу. Астрологи объявили неделю бездомной псины, количество уличных стай выросло в три раза. В общем, не будет никакого налога, пока можно выдыхать.
А что будет?
Впрочем, ко второму чтению будущего закона можно ожидать любых весёлых неожиданностей. К примеру, вот способ залезть в карман вообще ко всем гражданам: один из вариантов проекта содержит пункт о том, что все вольеры и выгулы приютов, передержек и зоогостиниц должны быть оборудованы постоянно действующими веб-камерами. В целом идея хороша. Сидите вы в шезлонге на сказочном Бали и смотрите на экран смартфона: как там любимый пёся, не обижают ли? Это в теории. А на практике у нас есть уже действующий «закон Яровой», согласно которому операторы связи обязаны полгода хранить весь проходящий через Рунет трафик. В среднем час видеосъёмки — это от одного до четырёх гигабайтов в зависимости от формата и разрешения. Небольшая зоогостиница — это примерно сорок вольеров и выгул, которые будут генерировать примерно две с половиной тысячи гигабайт видео в сутки. И кто заплатит за сервера для столь необходимого в борьбе с экстремизмом и политической оппозицией контента, как вы думаете? Правильный ответ — пользователи средств связи. То есть вообще все, у кого есть телефон или модем.
Ну и, наконец, любимая тема: кочующий из века в век список «особо опасных пород собак». Этот пункт под влиянием репортажей СМИ о растерзанных питбулями старушках стараются пропихнуть раз за разом, напрочь игнорируя и мировую практику, и здравый смысл. В последнем варианте «штрафных» пород осталось всего семь: питбуль, бурбуль, карельская медвежья собака, анатолийский карабаш, американский стаффорд, кавказская овчарка и алабай. Но интернет помнит те времена, когда в нём встречались и такие загадочные для кинологии звери, как «супердог и його помесь с майконгом», «доберман Владека Рощины» и «овчарка Дауфмана». Даже если отставить в сторону шуточки про безграмотных белорусских законодателей и Мединского, который не задумываясь скопировал их список в свой проект, то всё равно у нас останутся вопросы. Например, почему в перечень не попал целый выводок пород, которые уже десятилетиями используются в армии и полиции именно что против людей: немецкие и бельгийские овчарки, ротвейлер, доберман, ризеншнауцер? Это из-за того, что наша служебная кинология строится вокруг закупок щенков у населения, а значит, ограничивать разведение этих пород никак нельзя? А почему тогда кавказские и среднеазиатские пастушьи волкодавы, у которых агрессия связана с охраной территории, у депутатов считаются более опасными, чем служебные собаки, готовые не раздумывая атаковать кого угодно по команде хозяина?
Есть только один способ решить проблему с нападениями собак на людей — ввести в УК норму о полной ответственности хозяина за все деяния своего питомца. А в ГК — возможность денежного страхования данной ответственности (разумеется, кроме тех случаев, которые подпадают под «особо тяжкие» статьи). И проблема решится сама собой безо всяких запретов на породы: покупая щенка, будущий владелец сможет прикинуть, во что ему может обойтись любимый кусик — от круглой суммы в качестве компенсации пострадавшим до нескольких лет на нарах. И всё в голове само встанет на свои места без помощи законодателей. Но чтобы наше государство да предоставило гражданам право самостоятельно думать и что-то за себя решать… «Отдел ненаучной фантастики находится этажом выше».
Источник: https://storia.me/ru/@gipsylilya/polemika-1be4jz/pervyi-paren-na-derevne-4opnp1