Неопределенность происхождения ковра, кажется, всегда будет окутана тайной. Впрочем, сомнений не оставляет лишь тот факт, что плетеные формы напольных покрытий присутствовали в эпоху неолита (7000 лет до н. э.).
Однако под завесом тайны навсегда останется то, как ковер на самом деле появился на свет в отсутствие документальных доказательств. Однако, по мнению специалистов, существует две теории относительно этого вопроса.
- Первая теория говорит о том, что ковры были изобретены, чтобы служить практической цели для кочевого населения. Они были плотно связаны, чтобы защитить людей от неблагоприятных климатических условий. Это также служило поводом отказаться от использования шкур своих любимых животных. Таким образом, ковер также выполнял свое первоначальное намерение – защищал ноги от прямого контакта с землей. Считается, что такие ковры пришли в быт как рудиментарные формы напольных покрытий, которыми мы пользуемся сегодня. Развивавшаяся с ранних времен, эта форма декорирования места жительства стала неотъемлемым атрибутом не только комфортного образа жизни, но и внешней красоты. Ковры имели уникальные цвета и были украшены разными мотивами. Кроме того, плели такие ковры на вертикальном станке, который можно было разобрать и легко транспортировать.
- Сторонники второй теории считают, что тканые ковры родились раньше. Тем не менее, они развивались как форма художественного произведения оседлых народов. Ковры тогда выполняли сразу две функции – утилитарную и эстетическую. Формирование постоянного места жительства дало толчок сфере создания ковров – ими украшали важные праздничные и традиционные церемонии, а затем ковры и вовсе стали неотъемлемой частью жизни людей.
Интересно, что некоторые ковры ткали на горизонтальных станках, которые развились от своего вертикального кузена.
Пазырыкский ковер был выкопан при раскопках из могилы главного шиитского военачальника в долине Пазырык на Алтае, в Сибири. Под влиянием холода ковер неплохо сохранился. Его происхождение восходит к 5 веку до н. э., это старейший образец древнего ковра в мире. Ковер представляет собой образец великолепного мастерства автора, а то, что он соткан в качестве изделия для украшения жилища, сомневаться не приходится, достаточно обратить внимание на его внешний вид.
Эти важные археологические раскопки привели к пониманию того, что какова бы ни была фактическая причина рождения ковров и ковровых изделий, все они служат и служили для изоляции от климата наряду с заботой о благоустройстве помещения.
Происхождение ковров
Постепенное распространение искусства ковров на протяжении веков во всем мире оказалось помехой в разгадке тайны происхождения. Однако множество различных фрагментов ковров были обнаружены в ходе раскопок по всему миру. Достоверные свидетельства, полученные из стран Ближнего Востока, свидетельствуют о том, что ковроткачество было широко распространено во втором и третьем веках до нашей эры. Поэтому это место называют колыбелью ковроткачества. Люди мигрировали в районы из Туркестана на Запад, на Кавказ, в Персию, с востока Китая, а потом и в Индию, распространяя эту форму искусства. Кроме того, этот диапазон мест известен как Восточный ковровый пояс.
Марко Поло, венецианский купец и путешественник, путешествуя по Турции, сказал: «Они ткут отборные и самые красивые ковры в мире. Они также ткут шелковые ткани малинового и других цветов, необычайной красоты и богатства, и много других видов ткани».
Старинный ковер как предмет с душой
Большинство античных форм ковров и ковровых изделий, которые мы видим сегодня, отражают богатое плетение и украшения в персидском стиле. Развивавшиеся на протяжении десятилетий и столетий, эти значимые объекты с большим уважением и гордостью пережили всё. Ковры, сотканные до 1920 года, относятся к категории антиквариата. Традиционно тканые ковры с натуральными красителями называются старинными коврами. Ковры, сотканные с 1920-1930 годов до нашего времени, известны как «современные ковры». Современные ковры обычно черпали вдохновение из западных вариантов.
Более ранняя хронологическая классификация таких живых объектов, как ковры, достаточно элементарна. Увлекательно, что ковры, которые были сотканы раньше 17-го века, настолько редки, что их можно увидеть только в музеях и крупных коллекциях.
Виды ковров из разных стран
Египет
Ковры из исламского мира, например, из Египта, отличаются необыкновенным качеством и производятся в больших масштабах. Благодаря своей неповторимой элегантности они хорошо продавались на Дальнем Востоке. Ранние формы ковров демонстрировали геометрические дизайны. Египетские ковры буквально расправили свои крылья до Стамбула, а затем оказались и в Каире. Ковры из Каира очень похожи на те, что можно было встретить в Восточном Туркестане.
Как правило, сотканные из шерсти, египетские ковры и паласы изготавливались при помощи асимметричных узлов или узлов «гиордас». Мотивы наподобие пальметты на красном фоне ковра были весьма популярными для египетских ковров. К сожалению, практически отсутствуют документы, свидетельствующие об изготовлении или использовании ковров из Египта. Тем не менее, египетские впечатляющие ковры ручной работы известны во всем мире.
Китай
Китайские ковры являются довольно выдающимися среди остальных типов ковров во всем мире. Их характерными чертами являются мотивы и консервативный выбор цветов. Китайские ковры говорят на смеси языков, они могут быть как цветочными, так и геометрическими. Тем не менее, их стиль очень отличается от стиля ковров в исламских странах.
Удивительно, но ковроткачество в Китае не рассматривалось как форма искусства вплоть до второй половины 1700-ых годов. Период расцвета ковров состоялся гораздо позже, чем в любой другой восточной стране. Причиной этому может быть банальная нехватка шерсти в Китае.
Красивые китайские ковры являются прекрасным сочетанием цветов, на них обычно изображаются абстрактные геометрические фигуры, которые имеют криволинейный характер. Смесь цветов не создает какой-либо путаницы, здесь прослеживается отчетливый стиль, который является взвешенным и изящным.
Неповторимо окрашенные китайские ковры, как правило, демонстрируют символы из мира природы, древних мифов, буддизма и даосизма. Интересно, что каждый символ несет в себе особый смысл, который не так просто расшифровать.
Турция
Турецкие ковры в целом вдохновлены местной культурой и традициями. Все ковры, вдохновленные исламской культурой, изображают геометрические фигуры или символы.
Эксцентрично привлекательным элементом ковров от турецких ткачей является живая цветовая палитра с сильной тональностью. Оттенки варьируются от красного, синего, желтого до других теплых оттенков. В различных специализированных местах, где ткали ковры, рождались разные по характеру произведения, которые были широко востребованы во всем мире.