Неопределенность и размытость внешней политики непризнанного государства, безусловно, влияет на качество и время формирования четкой и определенной внутренней политики, которая бесспорно должна быть ориентирована на повышение социальных стандартов в обществе. Внутренняя безопасность, уровень криминогенной обстановки в обществе, очевидно прямо коррелирует с социальной составляющей жизни граждан. Чем выше угрозы криминогенного характера, тем ниже качество социальной сферы жизнедеятельности в государстве.
Повысить эффективность деятельности государства в профилактике и борьбе с преступностью возможно с помощью создания (формализации, утверждения в виде нормативно-правового акта) Концепции, определяющей цели, механизмы, сроки и ожидаемые результаты от ее реализации.
Принятие такой Концепции потребует: от нормотворческих органов – разработки и принятия соответствующих законов и подзаконных нормативных актов; от правоприменителей – неукоснительного исполнения и обеспечения монополии государства на применение силы и средств правоохранения; от судебной системы – достижения качественного уровня судопроизводства, исключения необоснованного привлечения к ответственности.
Принятие единого нормативного акта, векторально определяющего путь развития законодательства сопоставимо с аспектом государственного строительства (структурированности правоприменительных органов исходя из обозначенных целей профилактики и борьбы с преступностью, а не сиюминутной необходимостью) позволит сохранить ресурсы и сократить время для достижения весомых результатов в борьбе с преступностью.
Концепция, как единый нормативный акт стратегической направленности, являясь элементом внутренней политики, позволит добиться стратегического единения - как нормотворческих органов государства, так и правоприменителей.
Законодательство Донецкой Народной Республики выстраивается соотносимо с принципами романо-германской системы права, предполагающей иерархию действия нормативно-правовых актов, а также способы разрешения правовых коллизий. Тем не менее, настоящее время нормотворческий процесс в большей массе характеризуется противоречивостью и несистемностью, несмотря на наличие специального закона Донецкой Народной Республики «О нормативно правовых актах». Зачастую, подзаконные нормативно – правовые акты подменяют собой действие законов. Либо важнейшие правоотношения, очевидно подлежащие регулированию на уровне закона, определятся ведомственными НПА.
Актуальность создания и комплексного исполнения взвешенной и выверенной Концепции профилактики и борьбы с преступностью, являющейся элементом внутренней политики государства с непризнанным статусом, претерпевающего период активного становления, является способом достижения качественного уровня социальных стандартов.
В этой связи, концептуальный подход можно рассматривать в аспекте улучшения экономической ситуации. Вследствие продолжающегося вооруженного конфликта произошло упразднение существовавших ограничений в сфере экономических взаимоотношений, обеспечивающих функционирование экономики региона. Нарушены экономические связи, упразднены органы и нормативно-правовые акты, ранее осуществлявшие регулирование данной сферы жизнедеятельности. Однако, государство не может существовать без экономики. Утверждение о «сильном государстве» всегда находится в исключительной взаимосвязи с утверждением о «развитой экономике». В современном мире экономики развитых государств, опираются на формирование законодательства, которое обеспечивает стабильность и процветание тех сфер хозяйствования, которые обеспечивают наполнение бюджета. При этом государства стремятся создать условия для деятельности максимального количественного и качественного состава хозяйствующих субъектов в данных правоотношениях. В отличие от многих существующих государств с непризнанным статусом, Донецкая Народная Республика обладает экономическим потенциалом, позволяющим утверждать о самодостаточности и колоссальном ресурсе для обеспечения высокого уровня жизни граждан. Такое утверждение построено на общеизвестном факте об экспортно-ориентированности региона, колоссальном сырьевом потенциале, человеческом ресурсе, обладающим качественным профессиональным образованием, высокой и образованной бизнес-активной части населения, сосредоточении на территории благоприятных условий для развития сельского хозяйства, машиностроительном, металлургическом потенциале и т.д.
Однако, грамотное управление экономикой, нацеленной на развитие рассматриваемой сферы, помимо формулирования, в первую очередь целей, и разработки соответствующей стратегии, бесспорно требует внедрения качественного законодательства, обеспечивающего условия для участников правоотношений: государства и хозяйствующих субъектов. Цели формулируются исходя из потребностей общества и государства, стратегия определяет путь развития и их достижения.
Тезис о невозможности экономического развития на достаточном уровне государственного образования с непризнанным статусом, предлагается упразднить, поскольку данный факт может лишь свидетельствовать о необходимости иного, возможно более сложного подхода к разработке стратегии экономического развития, но никак не о невозможности реализации соответствующей государственной политики в данной сфере жизнедеятельности общества.
Снижение уровня криминологической обстановки, в том числе опирающееся на вышеизложенных тезисах о необходимости внедрения общей Концепции профилактики и борьбы с преступностью, позволяет государству с непризнанным статусом заявить об инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность может быть обеспечена в условиях низкой криминогенной обстановки, достойного уровня правосудия, обеспечивающего справедливую защиту и восстановление прав.
Ущерб, нанесенный Донецкой Народной Республике, вследствие вооруженного конфликта колоссален. Для восстановления, развития и эффективного использования экономического потенциала необходимо привлечение инвестиций в экономику. При этом, инвестора безусловно интересует вопрос риска потери инвестиций. Соответственно уровень криминологической ситуации в государстве и объем привлекаемых инвестиций находится в прямой взаимосвязи.
Таким образом, формулирование и издание Концепции профилактики и борьбы с преступностью на современном этапе государственного строительства Донецкой Народной Республики обеспечит определение единого вектора развития всего комплекса работы правоохранительной (исполнительной), судебной и законодательной систем. Реализация такой концепции определяет динамику и качество достижения современного уровня социальных стандартов, включая аспект экономического развития.
Жигулин А.М.
Председатель Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по уголовному и административному законодательству